Стиляги из ИТ
О новом стиле управлении ИТ рассказал Андрей Кутуков, директор департамента HP Software в России. Если верить прогнозам экспертов HP, то к 2020 году к ИТ-службе придется относиться как к «организации внутри организации». И если сейчас это скорее дань моде, то через пять лет идти ей наперекор для любого игрока будет равносильно самоубийству.
HP знают как поставщика комплексных решений – насколько самостоятельным является направление HP Software?
Бизнес подразделения HP Software зародился 20 лет назад. Поначалу он строился вокруг «железной» ИТ-инфраструктуры – ее мониторинга, автоматизации рутинных процессов, снижения влияния человеческого фактора. Это было логично – ведь компании, которая производит оборудование, как никому другому, понятны важнейшие метрики, взаимодействие элементов, узкие места. Но, чтобы быть конкурентоспособным, нельзя замыкаться на своих решениях, поэтому решения HP Software довольно быстро стали мультиплатформенными. А со временем в портфеле появились инструменты, не имеющие прямого отношения к ИТ-инфраструктуре, в частности те, что связаны с Big Data, информационной безопасностью, управлением качеством разработки, тестированием приложений и т. д. и т.п. Сегодня мы говорим о том, что наш профиль – улучшение качества ИТ, но не с точки зрения инфраструктуры, а с точки зрения процессов. ИТ-подразделение стало «организацией внутри организации». Здесь есть свое управление активами, взаимоотношениями с поставщиками, проектами. И есть текущая необходимость делать больше за меньшее время и меньшие деньги. Это – новая реальность, новая стратегия, которую описывают сегодня термином «новый стиль ИТ», то, к чему мир придет в 2020 году. Правда, чтобы прийти к этой цели, а она состоит в повышении эффективности ИТ и бизнеса в целом, необходимо начать движение в нужном направлении уже сегодня. Инструменты, которые мы создаем для эффективного управления ИТ, можно охарактеризовать как IT-ERP. Здесь основное – снижение зависимости от персонала за счет автоматизации, исключения влияния человеческого фактора. Почему это важно именно сейчас? Потому что прежде, в период бурного роста бизнеса, компании легко подпитывали свой штат нужными ИТ-кадрами. Сейчас это невозможно. Бурный рост закончился, так же, как и свободные квалифицированные кадры. Нужно учиться работать с тем персоналом, который есть.
Если кто-то созрел до управления «ИТ как организацией», что вы ему предложите – ПО, оборудование, все вместе?
Если заказчик созревает до решения управлять ИТ по современным стандартам, то есть как организацией внутри организации, то первоочередные инструменты для этого – не оборудование и не ПО. Для начала надо расшифровать имеющиеся бизнес-процессы и начать вместе с заказчиком рисовать новые, улучшенные. У нас в HP Software есть подразделение, которое этим занимается. Довольно успешно, учитывая, что такие гранды, как РЖД», перестраивали ИТ-составляющую под руководством наших консультантов. Но я бы не сказал, что здесь, в крупном корпоративном сегменте, мы конкурируем с аудиторами из мировой «большой четверки». Они смотрят на бизнес сверху – выстраивая стратегию развития бизнеса. А мы отталкиваемся от существующих ИТ-процессов. Понятно, что основной бизнес HP Software в плане доходов заключается в поставке программных решений, но начинается он именно с консалтинга. В противном случае это не наша вотчина, как, к примеру, продажи базового системного ПО вместе с оборудованием. Это – заслуги «железных» подразделений. А мы работаем не только с системным софтом, но и со всеми более высокими слоями ПО, вплоть до того, на котором работает конечный пользователь. Причем, когда мы приходим к заказчику, у него уже есть инфраструктура. И далеко не всегда она построена на аппаратной платформе HP. Задача – улучшить ее управляемость и повысить эффективность.
На какие отрасли вы ориентируетесь в России?
В первую очередь на те, для которых ИТ уже сейчас являются основой бизнеса и основным конкурентным преимуществом: это финансовый сектор и телеком. Сюда же можно отнести отрасли, которые активно вкладываются в автоматизацию, – госсектор и нефтегазовую индустрию. При том, что мы не разрабатываем отраслевые решения, как то банковские системы или ПО для геологоразведки, но накапливаем знания об отраслях, и они становятся для нас стратегическими.
Есть ли планы по завоеванию СМБ-сегмента?
Есть, и цели здесь поставлены серьезные. Вопрос в том, как заинтересовать СМБ-сегмент? У нас для этого есть финансовые инструменты – кредиты и прочее, но это не главное. Главное, что может подтолкнуть заказчика к сотрудничеству, – правильный продукт. Понятно, что нельзя небольшой розничной сети предлагать решение, которое успешно работает в РЖД. Должно быть что-то соответствующее масштабу заказчика и его реальным потребностям. И такие решения у нас появились. Какие-то уже доступны из облака. В частности, мониторинг ИТ-инфраструктуры, анализ и тестирование приложений. Этот список постоянно растет. Облака актуальны для СМБ, поскольку эти сервисы дешевле, быстрее внедряются и значительно проще в использовании. Минус – ограниченный по сравнению с заказными системами функционал. Но здесь же и плюс, поскольку каждый создатель облачного сервиса закладывает в него отобранные и лучшие, на его взгляд, мировые практики.
Но, чтобы начать пользоваться решениями, о них необходимо как минимум узнать и проверить их эффективность для конкретной фирмы?
Совершенно верно. Поэтому в качестве еще одного инструмента для стимулирования активности СМБ мы видим бесплатные, пробные версии программных продуктов. Есть, к примеру, решение Vertica для анализа Big Data. Оно доступно бесплатно для обработки одного терабайта данных. Или система для управления виртуальными средами – если виртуальных машин менее 50, такое ПО предоставляется тоже бесплатно. Собственно, после вывода на рынок подобных продуктов мы и объявили о том, что у компании появился серьезный фокус на СМБ-сегмент. Но важна и просветительская деятельность в целом, поскольку, пока организация, неважно какого она размера, не осознает, что ее низкая конкурентоспособность связана именно с «плохими» ИТ, ей бессмысленно предлагать любые решения для усовершенствования этого компонента.
Какие продукты, технологии, тенденции в айтишной моде в этом году?
Я бы упомянул о мобильности, но это очень широкая тема, начиная от устройств и заканчивая корпоративными магазинами приложений, позволяющими создать безопасную мобильную среду. В этом плане у нас есть программная платформа HP Anywhere, которая одновременно используется и как среда разработки, и как основа для магазина приложений, то есть для доступа к корпоративным приложениям с мобильных устройств. Для крупного бизнеса все более актуальной становится тема корпоративной архитектуры. Это то, что позволяет связать ИТ в единое информационное поле. И, конечно же, большие данные, точнее, реальные выгоды, которые из них можно извлекать. Но здесь необходимо опираться на конкретные примеры, бизнес-кейсы. У нас есть такие и за рубежом, и в России. В банковской сфере, ритейле, телекоме, интернет-проектах. Из последних российских проектов как раз в сегменте среднего бизнеса – площадка Avito, где в процессе роста осознали необходимость анализа большого потока неструктурированной информации. В организации не справлялись с оценкой и фильтрацией огромного потока новых объявлений и успешно справились, задействовав технологии Big Data. Другой пример из ритейла. Компания Gloria Jeans с помощью Big Data разобралась со складскими запасами и прогнозированием продаж и остатков – сложные аналитические отчеты теперь создаются менее, чем за 20 секунд.
Чем удивите на очередных сентябрьских «Программных мирах»?
Это мероприятие, которое, к слову, пришло в Россию из Европы, посвящено основным ИТ-трендам, влияющим на бизнес. Но выступает здесь сам бизнес, рассказывая о своих успехах и проблемах. Вендор лишь задает направление дискуссии, оставляя за заказчиками право выбора тех трендов, решений и технологий, которые наиболее важны для них сегодня. В этом году конференцию откроет глава HP Software Роберт Янгджонс (Robert Youngjohns). Это его первый визит в Россию. В этом году мы постарались собрать в одном месте уникальный состав участников: в работе форума планируется участие более 700 представителей крупнейших мировых и российских компаний, государственных учреждений, банков.
Запланированы также выступления звезд из бизнес-среды, научного сообщества, но интригу мы хотим сохранить.
Опубликовано 05.08.2014