ИТ-образование в кадре
15 мая 2014 года редакция журнала IT-MANAGER совместно с Комитетом по информатизации и связи Санкт-Петербурга (КИС) провела круглый стол «Модернизация процесса обучения в соответствии с потребностями рынка». Организаторы собрали представителей высшей школы, ИТ-бизнеса и государственных структур для обсуждения насущных проблем в сфере воспитания и подготовки профессиональных ИТ-специалистов.
Круглый стол состоялся в рамках второго ежегодного петербургского форума по информационным технологиям в образовании «Университет будущего». Выступая с приветственным словом, начальник отдела информационной компьютерной безопасности комитета по информатизации и связи Андрей Лихолетов задал тон дискуссии. Он отметил, что проблематика круглого стола не теряет актуальности. «Мы видим, что местный ИТ-рынок де-факто испытывает серьезный кадровый голод и нуждается в помощи для решения данной проблемы, поэтому мы открыты для общения и взаимодействия с представителями образовательной системы и ИТ-бизнеса и готовы оказать посильную помощь в решении насущных задач», — подчеркнул Андрей Лихолетов.
Дефицит умений
О практике взаимодействия с молодыми выпускниками рассказал Юрий Захаров, первый заместитель директора СПб ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр». Он напомнил, что предприятие работает под кураторством комитета по информатизации и связи и его основная уставная задача — решать вопросы информатизации и комплексной защиты информации. В частности, в рамках госзаказа Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр разрабатывает, внедряет, развивает и сопровождает системы информационно-аналитического обеспечения в органах государственной власти на региональном уровне.
«Для того чтобы решать весь комплекс этих задач, нам требуются квалифицированные кадры. У нас примерно 10% штата составляют выпускники, 60% — сотрудники среднего возраста от 25 до 35 лет, а остальные — опытные специалисты старшего возраста. В нашем коллективе около 20 кандидатов наук и доцентов, имеющих опыт работы в высших учебных заведениях, то есть мы располагаем теми, кто может доучивать и доводить пришедших к нам специалистов до необходимого нам уровня», — сообщил Юрий Захаров. По его оценке, бакалавры, поступающие на работу в Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр, явно не дотягивают до уровня специалистов или инженеров. Различия заметные, поэтому, по словам Юрия Захарова, руководству предприятия приходится либо настаивать на том, чтобы каждый бакалавр доучивался до магистра без отрыва от производства, либо отправлять бакалавров на различные курсы переподготовки для получения дополнительных знаний и практического опыта.
«Нам как производственной организации хотелось бы, чтобы не только теоретический, но и практический уровень подготовки бакалавров был бы достаточно серьезным, однако практики им остро не хватает», — пояснил Юрий Захаров.
От теории к практике
По мнению Владимира Салухова, руководителя учебного центра Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации Российской академии наук» (СПИИРАН), вузам необходимо устанавливать более тесные контакты с предприятиями, в частности активнее завязывать темы дипломов выпускников должны быть тесно связаны с целевыми установками конкретных организаций. Ведь сегодня, как считает Владимир Салухов, процент таких работ еще невысок.
«Большинство студентов вынуждено параллельно работать и учиться — это объективный факт. Можно попытаться увязать такую работу с реальными проектами бизнеса и таким образом эффективно дополнить учебу, в итоге из студента вырастет профессиональный специалист», — подчеркнул Владимир Салухов. Он убежден в том, что необходима четкая связь между получаемым образованием и будущей работой. Кроме того, очень важно на каждом предприятии и в каждой отрасли наличие некой очевидной «дорожной карты» или карьерной лестницы для будущего специалиста, чтобы он мог оценить перспективы дальнейшего развития и был мотивирован на это.
В свою очередь Юрий Захаров привел пример, как предприятия в партнерстве с вузами предоставляют студентам возможности приобрести практические навыки и помогают им осваивать профессии. По его словам, только за прошлый год на базе Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра прошли практику 14 студентов старших курсов профильных вузов и около 30 первокурсников прослушали вводный курс в Центре сразу после поступления в институт. «В рамках этого курса студенты знакомятся с тем, чем на практике приходится заниматься аналитикам, программистам и системным инженерам», — отметил Юрий Захаров.
Идеологическая подоплека
Еще один важный аспект, на который необходимо обратить внимание представителям образовательной системы, — воспитательная составляющая процесса обучения. По мнению Натальи Тихомировой, ректора МЭСИ, с точки зрения воспитания идеологии и патриотизма последние несколько лет для молодежи потеряны, однако на сегодняшний день эти задачи входят в число приоритетных для вузов.
«В 1990-е годы страна обратилась в сторону коммерциализации и бизнеса, а сейчас наблюдается сильный всплеск патриотизма, но задача вузов и системы образования не метаться из стороны в сторону, а придерживаться разумного баланса во всем», — убежден Алексей Широких, ИТ-директор Сколковского института науки и технологий (Scoltech). По его мнению, на выходе из высших учебных заведений рынок должен получать адекватных и лояльных специалистов, с которыми можно выстраивать долгосрочные трудовые отношения и решать серьезные бизнес-задачи.
Кто подхватит руль
По оценке модератора дискуссии Юрия Шойдина, члена правления союза ИТ-директоров России, ситуация в области информационных технологий, особенно с учетом последних геополитических событий, складывается уникальная: в частности, государству нужно готовиться к тому, что особо критичные производства, которые в настоящий момент вынесены за пределы страны, будут вновь переведены на территорию России, а кроме того, должное внимание наконец уделяется вопросам информационной безопасности. Юрий Шойдин отметил, что квалифицированных ИТ-специалистов, готовых к серьезной работе в этой области, крайне мало, а опытных руководителей, способных грамотно управлять такими специалистами, еще меньше.
«Сфера информатизации все больше распространяется на все уровни государственного управления, и поэтому потребность в квалифицированных ИТ-специалистах на уровне государственной власти постоянно растет. При этом все больше требований предъявляется к именно управленцам, которые теперь должны быть знакомы со всеми современными технологиями и уметь грамотно использовать их для достижения поставленных целей», — подчеркнул Андрей Лихолетов (комитет по информатизации и связи).
Однако, несмотря на актуальность задачи воспитания управленцев в сфере ИТ, Михаил Куприянов, декан факультета компьютерных технологий и информатики Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (ЛЭТИ), напомнил участникам круглого стола о том, что наука управлять — отдельная область знаний, не связанная напрямую ни с информационными технологиями, ни с какими-либо иными сферами деятельности. При этом вуз в определенном смысле связан по рукам учебными программами, не позволяющими ему построить образовательный процесс как угодно. «Любая попытка вуза воспитать в каком-либо профильном специалисте управленческие навыки рано или поздно приведет к необходимости нарушать собственные стандарты, правила и отработанные процессы», — констатировал Михаил Куприянов.
Курс на инновации
По мнению Натальи Тихомировой, ректора МЭСИ, и топ-менеджмент, и преподавательский состав университетов должны внимательно отслеживать инновации в области информационных технологий, а также аппаратного и программного обеспечения. Поскольку каждый студент, независимо от выбранной специальности, должен обучаться с помощью новейших технологических средств, чтобы, окончив вуз и выйдя на работу, он был к ней готов. Не менее важно постоянно держать руку на пульсе технологий, которые могут использоваться в образовательном процессе, в том числе для дистанционного обучения. Их необходимо не просто знать, но и уметь применять. Также нужно заботиться о том, чтобы менеджмент и преподаватели вузов применяли в своей работе самые современные информационные инструменты и обучали студентов в том числе и таким технологиям, которые впоследствии будут для них актуальны на рабочем месте. «В связи с этим главным изменением для нас в образовательной сфере является наше участие в разработке образовательного стандарта в области ИТ совместно с ассоциацией АПКИТ», — подчеркнула Наталья Тихомирова.
Участники круглого стола отметили, что образовательные учреждения уже взяли инновационный курс. «С точки зрения использования современных информационных технологий в образовательном процессе вузы сильно продвинулись за последний год. Кроме того, они все чаще привлекают в качестве преподавателей представителей коммерческих структур», — отметила Алевтина Зюбан, старший научный сотрудник лаборатории информационных технологий в системном анализе и моделировании СПИИРАН.
В свою очередь представители бизнеса констатировали, что в последнее время вузы стали лучше осознавать реальные потребности рынка. По словам Юрия Панова, менеджера департамента по работе с государственными учреждениями компании Cisco, образовательные учреждения если не на практике, то хотя бы в теории уже понимают, в каком направлении развиваться дальше. «Тесно и регулярно взаимодействуя с высшими учебными заведениями, мы как представители бизнеса чувствуем, что спрос с их стороны на высокотехнологичные продукты смещается от инфраструктурных решений к актуальным бизнес-приложениям, способным улучшить образовательные процессы», — сообщил Юрий Панов. При этом Алевтина Зюбан подчеркнула, что СПИИРАН готов совместно с бизнесом разрабатывать образовательные программы на базе вузов для подготовки именно тех специалистов, которые востребованы на ИТ-рынке.
Рекомендации к действию
Под занавес дискуссии ее участники обменялись мнениями и пожеланиями относительно дальнейшей модернизации процесса обучения в соответствии с потребностями рынка. «Первое, что хочется посоветовать вузам, — изучать новое поколение студентов, чтобы понять, что оно собой представляет, чем живет и к чему стремится, и, исходя из этого, выстраивать образовательные программы. А все необходимые технологические ресурсы уже существуют и доступны вузам», — отметил Юрий Панов (Cisco).
Как считает Алексей Широких (Scoltech), важной задачей системы образования является прививание обучающимся фундаментальных стандартов в профессиональной сфере. Но без формализации взаимодействия между системой образования и индустрией данный процесс не будет успешным.
«Система образования должна быть в хорошем смысле консервативной и соблюдать разумный баланс между дистанционным образованием и непосредственным контактом с преподавателями. Не хотелось, чтобы система образования зациклилась на перекачке знаний в головы обучающихся и начала выпускать студентов, владеющих огромными объемами информации, но не имеющих того, что принято называть высшим образованием, которое подразумевает и воспитание личностных качеств, в том числе патриотизма», — резюмировал Юрий Захаров, первый заместитель директора СПб ГУП «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр». В завершение круглого стола его участники пришли к выводу о необходимости постоянно поддерживать диалог между государством, бизнесом и высшей школой по вопросам актуализации и развития образовательной системы в соответствии с требованиями рынка.
Опубликовано 27.06.2014