Кто объединяется, тот опережает: как интегрировать бизнес-коммуникации в единую экосистему

Логотип компании
Кто объединяется, тот опережает: как интегрировать бизнес-коммуникации в единую экосистему

Изображение создано нейросетью

Как создать платформенную экосистему и сохранить полноценный пользовательский опыт?

Количество пользователей экосистем в России по итогам 2023 года выросло на 40%. Большинство компаний хотят закрывать максимум бизнес-задач в одной точке: мессенджер, видеоконференцсвязь, телефония, совместная работа с документами, трансляции и даже видеохостинг. Так, внедряя полнофункциональные решения, можно в разы увеличить эффективность всего бизнеса, его конкурентоспособность и гибкость. Как создать платформенную экосистему и сохранить полноценный пользовательский опыт, рассказывает Анна Кузякина, коммерческий директор платформы корпоративных коммуникаций DION (Холдинг Т1).

От средства связи до рабочего пространства

Экосистема подразумевает набор интегрированных продуктов. В ней, как правило, есть «ядро», на базе которого развиваются функциональные модули и/или происходит интеграция с существующими системами. К примеру, экосистема MS Teams работает с Exchange Online, Sharepoint Online, Office365 и может интегрироваться с широким спектром других продуктов Microsoft.

Инструменты корпоративных коммуникаций и удаленной работы условно можно разделить на три группы: используемые средства – видеоконференцсвязь, чаты, телефония и трансляции; инструменты совместной работы, общие пространства для работы – так называемые «белые доски» (например Miro); решения для хранения информации и контента, в том числе видеохостинг и файлообменники.

В зависимости от отрасли какие-то из этих решений могут быть доминирующими. Например, для ИТ-компаний важны и ВКС, и чаты, и общие пространства работы команд – в них сотрудники оперативно обмениваются информацией, ставят задачи, ведут динамику событий и хранят проектные документы. А среди консалтинговых организаций наиболее популярным инструментом будет ВКС-сервис, где сотрудники созваниваются с клиентами и партнерами.

Как любое комплексное решение, внедрение экосистемы – это большой и сложный проект, однако он имеет массу преимуществ для пользователей. У инструментов работы появляется общий интерфейс, сквозная авторизация, бесшовная передача данных. Пользователям не придется тратить много времени на «погружение» в каждый отдельный сервис – достаточно общего представления о платформе. Но нужна ли экосистема каждой компании?

Семь раз отмерь, один раз внедри

При выборе системы необходимо отталкиваться от бизнес-задач. Например, у компании есть востребованные продукты, объединение которых в одну платформу даст заметную синергию процессов и улучшит пользовательский опыт. В таком случае логично задуматься о создании полноценной экосистемы – наращивании функциональности с помощью новых сервисов.

Однако вместо этого некоторые компании могут до последнего внедрять отдельные инструменты и интегрировать их между собой. Каждый раз ИТ-команде приходится запускать новый проект и обучать сотрудников — и это одна из неявных, но крайне значительных статей расходов крупного бизнеса. Средняя продолжительность обучения работы с новым инструментом, изучения инструкций и документации составляет 8 часов. Если умножить на 10 тысяч сотрудников, получим 80 тысяч человеко-часов. Это колоссальные затраты, которые можно сократить, выбрав одно комплексное решение.

Прежде чем внедрять экосистему, нужно согласовать подход и бизнес-требования с несколькими внутренними командами: разработчиками, техническими службами, ключевыми бизнес-заказчиками, чьи сотрудники будут использовать решение. Необходимо принять во внимание запросы и требования всех сторон для того, чтобы экосистема закрывала все потребности и цели бизнеса, повышала эффективность работы компании и ее конкурентоспособность на рынке.

Использование современной архитектуры в таких решениях повышает гибкость экосистем и дает компаниям возможность поэтапного внедрения. Это позволяет обеспечить стабильность работы существующих процессов и распределить инвестиции во времени.

Новая форма — привычная функциональность

Помимо потребности в надежных и безопасных средствах видеоконференцсвязи и корпоративных мессенджерах, у бизнеса есть запрос на замену «наследственных» инструментов – тех, что были внедрены более 10 лет назад и уже не отвечают актуальным требованиям рынка. Отечественная экосистемная платформа может стать альтернативой таких решений.

Современные продукты поддерживают интеграцию с текущими инструментами, в том числе со сложными зарубежными системами, через внешний интерфейс. Таким образом, команды могут работать в экосистеме привычным образом, а система останется «внешней» до момента, пока не будет принято решение о ее выводе из эксплуатации.

Снова ИИ и не только

Экосистемы – это динамично развивающиеся продукты. Как и в других областях, технологии искусственного интеллекта будут занимать всё более значительную роль в платформах, а значит, список преимуществ от внедрения современных средств коммуникации будет расширяться в геометрической прогрессии ближайшие пару лет. Встроенные ИИ-помощники уже помогают пользователям решать рутинные задачи, например, транскрибировать записи или готовить протоколы встреч.

Кроме того, экосистемные платформы со временем будут становиться еще более универсальными, в том числе с точки зрения требований к программному интерфейсу и интеграции с различными приложениями через API. Всё это значительно ускорит и упростит проекты внедрения сложных и комплексных решений.

После ухода западных вендоров на российском рынке появилось множество отечественных решений, в том числе и экосистемных. Этим обусловлена выжидательная позиция бизнеса: многие заказчики присматриваются к предложениям и ожидают окончательного становления российского рынка экосистем.

Однако, находясь в такой позиции, бизнес может создать для себя дополнительные сложности. Во-первых, интеграция зрелого решения обойдется компании в разы дороже, чем внедрение развивающейся экосистемы с продуманной и согласованной дорожной картой и четким соблюдением заявленных планов развития. При этом, несмотря на то, что эти продукты на рынке всего несколько лет, они уже гарантируют стабильное подключение и высокое качество видео и аудио на уровне продуктов глобальных производителей.

Читайте также
Проект «Экономика данных» обещает упростить жизнь: сделать госуслуги доступнее, Интернет — ближе даже к самым удаленным регионам, а проблемы с цифровым неравенством — менее заметными. Развитие искусственного интеллекта, поддержка ИТ-компаний и обучение специалистов — все это части большого плана, чтобы в будущем Россия могла уверенно войти в число цифровых лидеров. Как эти идеи будут работать на практике и что они изменят для каждого из нас? В интервью журналу IT Manager директор департамента цифровой трансформации и координации бюджетных расходов Минцифры России Алексей Чукарин рассказал, как данные стали ключевым ресурсом, трансформируя экономику и государственное управление.

Во-вторых, выбор в пользу иностранного ПО или open-source-решения несёт риски: учитывая серьезные требования к информационной безопасности, регулятор в любой момент может запретить использовать подобный софт. Поэтому российские платформы способны компенсировать временную нехватку привычной функциональности, обеспечивая соответствие современным требованиям безопасности, демонстрируя инновационный подход и устойчивое развитие, а также повышая доверие к отечественным технологиям.

Опубликовано 03.07.2024

Похожие статьи