Ждать ли взрывного роста рынка?

Артём Чепрак

Артём Чепрак

Генеральный директор АО «Информтехника и Связь»
Минпромторг рекомендовал отечественной промышленности ограничить использование зарубежных мессенджеров и систем видеоконференцсвязи.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации разослало предложение главам промышленных компаний, в котором рекомендовало не использовать для работы иностранные мессенджеры и системы ВКС, такие как Zoom, Skype и WhatsApp (принадлежит Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России). В документе подчеркивается, что это нужно для обеспечения защиты информации, не составляющей гостайну. Промышленности предложено перейти на отечественные аналоги средств коммуникаций, которые числятся в реестре отечественного ПО. В Минпромторге объяснили, что они должны устанавливаться как на компьютерах, так и на смартфонах, планшетах и других устройствах сотрудников. Станет ли распоряжение Минпромторга драйвером роста для отечественных корпоративных мессенджеров?

Почему только сейчас?

Ранее руководители компаний не уделяли должного внимания организации обмена мгновенными сообщениями и пересылки документов с помощью мессенджеров между сотрудниками. Привлекательным фактором было наличие большего количества бесплатных решений на рынке.  Поэтому, до не давнего времени, бизнес закрывал глаза на рабочие переписки сотрудников по открытым каналам, и напрасно: всё чаще в процессе корпоративных коммуникаций передавались внутренние документы, содержащие коммерческую тайну или критически важную информацию. Ситуация изменилась после февральских событий 2022 года, а также участившихся случаев утечек переписок из публичных мессенджеров. Например, в конце ноября текущего года СМИ сообщили о краже персональных данных и телефонных номеров более 500 миллионов пользователей по всему миру, которые были выставлены на продажу в Даркнете. Ранее хакеры заявили о хищении 2 миллиардов записей из базы данных ТikTok и WeChat. И, хотя эта информация была позже опровергнута разработчиком, неприятный осадок, как говорится, остался.

Из-за роста издержек на минимизацию последствий от утечки данных, средняя стоимость ущерба от которых в 2022 году возросла до 4,35 миллиона долларов или примерно 265 млн рублей, бизнес стал активно искать корпоративные решения. А с учётом того, что многие зарубежные вендоры прекратили деятельность на территории РФ, то фокус при выборе сместился на российские решения.

Сложность перехода

Чтобы дать максимально приближенную к реальности оценку, стоит разделить отечественные компании на две группы: которые уже пользовались/пользуются зарубежными корпоративными продуктами и те, что еще не внедряли мессенджер у себя в организации.

Для первых сложность будет состоять в выборе российского аналога, так как на российском рынке большое количество решений с разнообразным, уникальным функционалом, но абсолютной копии условного Slack или Skype for Business нет. В остальном всё должно пройти относительно просто, т.к. у этих компаний есть уже опыт внедрения корпоративных мессенджеров.

Что касается второй группы, то им придется пройти путь подлиннее, столкнуться с недовольством/сопротивлением персонала и рисками интеграции выбранного продукта в свою ИТ-инфраструктуру, а также вопросами безопасности решения. Если рассуждать с точки зрения обычного пользователя, то в основном, сотрудник использует на работе личные устройства, на которых установлены в том числе почтовые клиенты, соцсети, и, конечно, мессенджеры. И если, условно, он всю жизнь общается в WhatsApp, то переход на российский корпоративный мессенджер в силу устоявшейся привычки может вызвать психологический дискомфорт, а от того и нежелание это делать. Поэтому тут необходимо волевое решение руководства о запрете корпоративных коммуникаций в публичных чатах и поддержка пользователей ИТ-службой компании, которая будет помогать осваивать в новое решение.

Так как многие отечественные корпоративные мессенджеры гибкие и легко настраиваемые, обладают всеми необходимыми «коннекторами» для интеграции с другими информационными системами, будь то IP-АТС или ВКС, портал или почтовый клиент, то внедрение в ИТ-инфраструктуру заказчика не составит больших проблем. Для минимизации рисков необходимо предварительно провести аудит своего парка ИТ-решений, выбрать системы, с которыми необходимо произвести интеграцию, а потом искать наиболее подходящий корпоративный мессенджер.

В каких сферах наибольший спрос

Количество отраслей, где используются корпоративные мессенджеры, велико, и не ограничивается только промышленными предприятиями. Например, Минпросвещения также рекомендовало образовательным учреждениям в регионах отказаться от использования в школах зарубежных сервисов и мессенджеров, в том числе WhatsApp и Skype, и вести коммуникацию в ФГИС «Моя школа». С равным успехом отечественные мессенджеры могут применятся в банках, нефтегазовой отрасли, ритейле, госучреждениях и т.д.  Также стоит отметить, что корпоративный мессенджер может стать основой при организации системы унифицированных коммуникаций на предприятии. На первом этапе заказчик может пользоваться только базовыми и самыми необходимыми функциями мессенджера (голос/сообщения), а в последующем - интегрироваться со всей своей ИТ-инфраструктурой.

Станет ли переход государственных ведомств, региональных и муниципальных организаций стимулом спроса на отечественные разработки в сегменте коммуникаций? Безусловно. Однако для этого необходимо, чтобы руководители или собственники бизнеса сами осознавали преимущества защищённых российских решений, чтобы переход на них был не принудительным, а добровольным. Тогда будет проще обучить сотрудников работе в новом интерфейсе, а также защититься от рисков утечки данных. 

Другие публикации эксперта