Почему мы опять оказались не готовы

Перешли на удалёнку, кое-как справляемся с цифровизацией, а вот теперь еще и санкции. Импортное ПО становится недоступным, а до завершения импортозамещения еще пока очень далеко. Почему мы снова оказались не готовы?

Ведь нам заранее говорили о необходимости импортозамещения, в том числе и в сфере программного обеспечения. Давайте посмотрим на ситуацию поближе.

Если говорить о малом бизнесе, то санкционный ущерб в части ИТ-сервисов пришелся только на области сбыта и продвижения в соцсетях. Остальные ПО и сервисы, используемые малым бизнесом, либо уже были российскими, либо не участвуют в санкциях. 1С, МойСклад, AmoCRM, Битрикс24, Taplink, Tilda, а также сервисы Яндекс и Google продолжают работать в прежнем режиме.

Совсем другое дело – соцсети. Некоторые стали малодоступны из-за ограничений Роскомнадзора, некоторые просто закрывают российские аккаунты без объяснения причин. Это сильно ударило по продажам. Раскрученные аккаунты в Instagram1 и каналы в Youtube либо резко снизили продажи, либо вообще перестали приносить доход.

Тем не менее, полного перехода в другие соцсети, как можно было ожидать, не произошло. Несмотря на наличие альтернативных площадок VKontakte, Telegram, Rutube и различных попыток заменить Instagram1 отечественными аналогами, и малый бизнес и целевая аудитория в своей массе остаются в «недружественных» соцсетях, используя VPN и открывая новые каналы и аккаунты взамен блокированных. По моему непредставительному опросу (просто поговорил с десятком предпринимателей), малый бизнес потерял до 50% продаж через соцсети, а создание дублирующих каналов продаж в «дружественных» соцсетях мало скомпенсировало это падение. К тому же новые каналы требуется теперь продвигать, что требует новых трудозатрат и инвестиций.

Справедливости ради нужно отметить, что у малого бизнеса и не было возможности импортозаместиться в этой части. Кто из них может сделать и раскрутить соцсеть? Поэтому данная ситуация является логичной и ожидаемой. А все российские попытки запустить свои соцсети, мягко говоря, не удались. Импортозамещение в данной сфере следует считать пока не состоявшимся. И малый бизнес продолжает пользоваться Instagram, YouTube, Facebook и т.п.[1]

Может ситуация лучше в крупном и среднем бизнесе? Она действительно не так плоха, мы не слышим истории о критических остановках бизнеса и экстренных миграциях на другое ПО. Но это скорее заслуга менеджмента – заранее подготовиться к санкционной ситуации и выработать план действий. Во многих случаях действия менеджмента носят характер изоляционной эксплуатации: из-за отсутствия российских аналогов использование импортного ПО продолжается в полностью изолированном ландшафте, где его невозможно «отключить» или даже обнаружить.

В сфере бизнес-приложений ситуация выглядит неплохо. Многолетние разработки 1С, ЦФТ, Kaspersky, Яндекс и других компаний закрывают многие потребности компаний в сферах финансов, мультимедиа, информационной безопасности, маркетинга, продаж и других областях. Не всегда российские аналоги лучше или сопоставимы с зарубежными, но они хотя бы есть. Их можно дорабатывать и кастомизировать под свой бизнес.

Хуже обстоит ситуация с системным ПО: операционными системами, СУБД, средствами управления и мониторинга сетей, управления и конфигурирования средствами виртуализации и контейнерами. Российских аналогов практически нет, данная сфера прочно занята зарубежным open-source ПО, которое адаптируется под потребности наших компаний: российские сборки Linux, PostgreSQL, Kubernetes и т.п. Можно сказать, что в текущем моменте проблемы нет, потребность закрыта. Но ужесточение санкционного давления может привести к трудностям.

Гораздо большим вызовом для ИТ-менеджмента стало отсутствие импортозамещенных средств разработки ПО. Тут проблем нет разве что у разработчиков 1С – они снабжены и собственным языком программирования, и соответствующими редакторами. Но в подавляющем большинстве направлений мы сталкиваемся с тем, что и язык программирования и средства компиляции, сборки, отладки, деплоя – это проприетарное зарубежное ПО. Также становятся недоступными проприетарные библиотеки кода. Отсюда вытекают неизбежные проблемы: от невозможности собрать и опубликовать мобильное приложение под iOS до невозможности сопровождения систем класса ERP, MRP, WMS и SCADA.

А есть еще «бомба замедленного действия» - внутренние средства управления разработкой ПО, проектного и ресурсного управления. На них бизнес мало обращает внимание, так как это «внутренняя кухня» ИТ. А позаботиться об этом направлении стоит: потеря такого ПО как Jira и Azure DevOps может привести к параличу управления ИТ-разработки. А российских аналогов пока не видно.

Практически все менеджеры, с которыми я общался, говорят мне, что импортозамещение коснулось только тех областей, где ПО используется для основного бизнеса предприятий: производства, торговли, банковских услуг, и почти никогда – смежных областей, вспомогательных задач. Исключение – информационная безопасность. Видимо, угрозы ИБ были признаны достаточно важными, чтобы о них позаботиться. И подход этот вполне объясним: бизнес выделяет средства на то, что позволит зарабатывать, улучшит основной бизнес-процесс или защитит его. Кто будет вкладываться в создание операционных систем, компиляторов, СУБД и интеграционных шин?

Такие масштабные разработки могли бы делаться разве что на государственном уровне. Но не делаются. Выделяемые государством субсидии и гранты больше стимулируют новомодные веяния типа IoT, MachineLearning и прочий BlockChain, чем создают фундаментальные преимущества в ИТ. Поэтому мы оказываемся в ситуации, похожей на поздний СССР, когда мы вынуждены собирать крошки с западного стола, копировать их технологии и, тем самым, зависеть от них. И надеяться, что геополитическая ситуация скоро улучшится, запреты снимутся, можно будет снова расслабиться и уже полностью «забить» на создание собственных ИТ-технологий.




[1] *Социальные сети Instagram и Facebook запрещены в РФ. Решением суда от 21.03.2022 компания Meta признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации.



Опубликовано 06.12.2022

Другие публикации эксперта