ТОП-10 изменений в ИТ-законодательстве 2020 года
(Продолжение. Начало в IT News №04/2021)
4. Изменения в правилах оборота информации
1) Новые субъекты
С 1 октября 2020 года вступили в силу изменения, внесенные в статью 15.2 закона об информации, которые затрагивают деятельность агрегаторов мобильных приложений.
Теперь при обнаружении информации, распространяемой с нарушением авторских и смежных прав, правообладатели могут требовать ограничения доступа не только к информационным ресурсам, но и программам, посредством которых обеспечивается доступ к такой информации. Также в закон об информации введено понятие «владельца программного приложения», которым является лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования соответствующего программного приложения (далее – «Программное приложение»).
Как и раньше, правообладатель может обратиться в РКН с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информации на основании вступившего в законную силу судебного акта. После этого РКН направит требование об ограничении доступа к объектам авторских и смежных прав владельцу информационного ресурса, на котором размещено Программное приложение, либо иному лицу, которое обеспечивает его размещение. Данные лица, в свою очередь, должны будут уведомить владельца Программного приложения о необходимости ограничить доступ к соответствующим объектам авторских и смежных прав в течение одного рабочего дня. Срок на принятие мер самим владельцем Программного приложения также составляет один рабочий день.
Если владелец Программного приложения не выполнит указанное требование, то владелец информационного ресурса будет обязан ограничить доступ к Программному приложению в течение три рабочих дней с момента получения требования от РКН. При невыполнении данного требования ограничение доступа будет осуществляться оператором связи.
2) Новые поводы и основания для блокировки информации
В 2020 году в закон об информации было внесено изменение, вводящее новый повод для блокировки информации. Данным поводом является распространение информации, которая содержит предложение о розничной торговле лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, розничная торговля которыми ограничена или запрещена. Блокировке также подлежат предложения о торговле лекарственными препаратами лицами, не имеющими лицензии и разрешения на осуществление такой деятельности.
Помимо этого, с 10 января 2021 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ» (далее – «Закон № 272»), которые ввели новое основание для блокировки информации – решение о признании владельца информационного ресурса причастным к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ (далее – «Решение»).
Причастность владельца информационного ресурса к указанным нарушениям возникает в случае введения им ограничений на распространение пользователями общественно значимой информации на территории РФ, включая сообщения и материалы СМИ, или установления им иных ограничений, нарушающих право граждан РФ свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию. Ограничение распространения такой информации будет подпадать под действие Закона № 272, если оно будет вводиться, в том числе, по признакам национальности, языка, имущественного и должностного положения, отношения к религии или в связи с введением иностранными государствами политических или экономических санкций в отношении РФ, граждан РФ или российских юридических лиц. При этом критерии определения «общественно значимой информации» и «иных ограничений» для целей Закона № 272 не установлены.
Таким образом, оценка данных обстоятельств относится к абсолютной дискреции лиц, принимающих Решение, а именно Генерального прокурора РФ и его заместителей (по согласованию с МИД России).
После получения Решения РКН будет включать сведения об информационном ресурсе в специальный перечень и взаимодействовать с владельцем такого ресурса. Если последний не устранит нарушение, доступ к ресурсу будет ограничен с использованием механизмов, предоставленных РКН законом о «суверенном Интернете» (более подробно об этом см. раздел 1 Основных изменений в российском законодательстве за 2019 год). Доступ может быть ограничен полностью или частично; при этом факторы, влияющие на масштабы блокировки, в законе № 272 не содержатся.
Учитывая «санкционный» характер закона № 272, можно предположить, что внесенные в него изменения затронут не весь рынок, а в первую очередь СМИ и информационные ресурсы, освещающие политическую и общественную деятельность. С точки зрения пользователей (как индивидуальных, так и корпоративных), изменения, принятые в целях гарантии прав на свободный поиск, доступ и распространение информации, в итоге могут повлечь прекращение доступа к большим объемам информации.
3) Многомиллионные административные штрафы
В КоАП РФ введена статья 13.41, которая устанавливает многомиллионные административные штрафы за неудаление запрещенной информации и непринятие мер по ограничению доступа в тех случаях, когда такая обязанность установлена законодательством (далее – «Закон № 511»).
Административная ответственность введена в отношении таких участников процесса блокировки информации как провайдеры хостинга, иные лица, обеспечивающие размещение информационного ресурса, владельцы сайтов и информационных ресурсов. В частности, установлены следующие размеры штрафов:
• от 800 000 руб. до 4 000 000 руб. (первичное нарушение);
• 1/20 совокупного размера суммы выручки за календарный год, предшествующий году / части года выявления правонарушения, но не менее 4 000 000 руб. (повторное нарушение).
Более высокие размеры штрафов установлены для случаев неудаления отдельных категорий запрещенной информации, а именно, информации, содержащей призывы к осуществлению экстремистской деятельности, порнографические материалы с несовершеннолетними, сведения о наркотических средствах, психотропных веществах. За неудаление такой информации установлены следующие размеры штрафов:
• от 3 000 000 руб. до 8 000 000 руб. (первичное нарушение);
• от 1/10 до 1/5 совокупного размера суммы выручки за календарный год, предшествующий году / части года выявления правонарушения, но не менее 8 000 000 руб. (повторное нарушение).
Начну с того, для чего необходимо развитие личного бренда ИТ-директору. Причин несколько, и все они крайне важны.
Согласно примечанию к статье 13.41 КоАП РФ, ее положения не применяются к случаям ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением авторских и смежных прав.
4) Развитие законодательства в сфере идентификации
Федеральным законом от 29.12.2020 № 479-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в ряд законодательных актов, связанные с процессами идентификации и аутентификации физических лиц посредством предварительно предоставленных в надлежащем порядке биометрических данных для совершения определенных юридически значимых действий без необходимости физического присутствия (далее – «Закон № 479»).
Согласно Закону № 479, сбор и обработка биометрических данных для целей идентификации и аутентификации могут осуществляться с использованием как государственных информационных систем (единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) и единой биометрической системы (ЕБС), так и иных информационных систем, операторами которых являются частные лица. В последнем случае предъявляются дополнительные требования, соответствие которым будет контролироваться посредством процедуры аккредитации (в частности, принятие технических и организационных мер по обеспечению безопасности персональных данных).
Закон № 479 наделяет банки, иные организации, индивидуальных предпринимателей и нотариусов правом на использование ЕСИА и ЕБС для целей идентификации физических лиц. В связи с этим, среди прочего, стало возможным заключение договоров об оказании услуг связи в упрощенном порядке. Так, в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон “О связи”», с 1 июня 2021 года соответствующий договор может быть заключен в сети Интернет при помощи простой электронной подписи, (ключ от которой был получен при обращении за получением государственных и муниципальных услуг) с использованием сведений из ЕСИА.
5. Концепция развития правового регулирования технологий искусственного интеллекта и робототехники
Утверждена концепция развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 года (далее – «Концепция»).
Концепция развивает цели и задачи, определенные в Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года, и направлена на определение подходов к трансформации системы нормативного регулирования и правовых барьеров, а также на создание предпосылок для формирования основ правового регулирования новых общественных отношений. Такая трансформация должна обеспечить баланс интересов различных участников данной сферы отношений – человека, общества, государства и бизнеса.
Помимо подходов к трансформации правового регулирования, в Концепции также определены цели, задачи и направления регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники, принципы регулирования, ключевые проблемы. В Концепции выделены общеотраслевые и отраслевые задачи регулирования (например, таких сфер, как охрана здоровья, государственное управление, транспорт, градостроительная деятельность, финансовая и промышленная сферы). В качестве общеотраслевых задач регулирования обозначены, в том числе, следующие:
• создание механизмов упрощенного внедрения продуктов с использованием технологий искусственного интеллекта и робототехники;
• разрешение вопросов юридической ответственности;
• совершенствование режима оборота данных;
• развитие институтов страхования;
• совершенствование порядка охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности
В Концепции также отмечается необходимость финансового стимулирования компаний,
специализирующихся на разработке технологий искусственного интеллекта и робототехники.
Для этого в данной сфере, в том числе, необходимо развитие ГЧП. Еще одним эффективным инструментом реализации идей, заложенных в Концепции, является использование экспериментальных правовых режимов (далее – «ЭПР»). Так, в Москве ЭПР для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта был установлен на пять лет с 1 июля 2020 года, то есть еще до принятия Концепции. Чтобы стать участником ЭПР, необходимо подать заявку в уполномоченный орган города Москвы для последующего включения в специальный реестр.
Федеральный закон, которым был введен ЭПР в Москве, определяет цели, задачи и принципы их установления, но не устанавливает специальные требования к разработке, созданию внедрению и реализации технологий искусственного интеллекта, порядку и условиям обработки персональных данных, особенности учета результатов применения искусственного интеллекта. Определение всего вышеперечисленного было делегировано Правительству Москвы, которое в декабре 2020 года приняло соответствующие нормативные акты. Об ЭПР в других сферах можно узнать в разделе 6 настоящего документа. В заключение также следует отметить, что установление ЭПР возможно как в отношении федерального законодательства, так и на уровне субъекта Российской Федерации (по предметам ведения субъекта РФ).
(Окончание следует)
Виктор Наумов,
Управляющий партнер санкт-петербургского офиса Dentons,
руководитель российской практики в области ИС, ИТ и телекоммуникаций, соруководитель европейской практики в области регулирования Интернета и технологий
Опубликовано 06.07.2021