Сложности коммуникации в ИT-индустрии и способы их решения
Что отличает айтишников от людей других специальностей
Конечно, специалисты ИT-индустрии, как и люди любой другой профессии, неповторимые и уникальные, со своими личностными характеристиками и особенностями. Но все же существуют определенные черты, присущие многим айтишникам.
Например, аналитическое и логическое мышление. ИT-специалисты привыкли к анализу и решению сложных проблем, что часто делает их нетерпимыми к непредусмотренным преградам, особенно если они выпадают за рамки логики.
В ИT-сфере очень важно быть в курсе нововведений и меняющихся технических тенденций. Это требует от специалистов постоянного обучения и познания новых технологий. Поэтому они зачастую углубляются в свою сферу до такой степени, что ограничивают собственный круг интересов и общения.
Деятельность в ИТ-сфере во многом связана с большой ответственностью, дедлайнами и высокой точностью. Частая работа сверхурочно и в выходные дни, особенно при срочных проектах, требующих быстрого решения, может привести к перегрузке и вызвать стресс. Также увеличению уровня стресса и чувству изоляции способствуют ограниченные социальные взаимодействия и отсутствие физического контакта с коллегами, особенно на удаленной работе.
Кроме этого, айтишники отличаются специфическим юмором, который часто связан с пониманием определенных терминов, аббревиатур или ситуаций, что может быть непонятно людям, далеким от темы. При этом специалисты сферы ИТ не всегда отшельники или компьютерные «гики», как считается в массовой культуре. Они обычные люди, иногда тонко чувствующие и очень ранимые, со своими увлечениями и привычками, свойственными многим из нас.
В любом случае, айтишники — уникальный пласт специалистов, с которыми нужно уметь налаживать коммуникацию, учитывая специфику их профессии.
Какие сложности возникают при общении в ИТ-сфере
Если говорить о взаимодействии сотрудников одной компании, то часто недопонимание возникает из-за того, что у тех же разработчиков не получается доносить свои мысли более простым языком. В ИТ-сфере существует много специализированного технического жаргона, непонятного людям из других областей, что создает коммуникационные барьеры между различными отделами компании.
Например, менеджеру может показаться, что программист сделал какую-то элементарную вещь, а на самом деле реализация проекта потребовала сбора аналитических данных и огромного количества времени. На этой почве часто возникают конфликты между продажниками и айтишниками: первым важно быстрее выполнить план и продать продукт, а вторым — реализовать проект максимально грамотно и качественно, без глюков и багов. Недостаточное понимание ролей и задач друг друга приводит к сложностям при общении и неэффективному взаимодействию.
Кроме того, иногда проблема кроется в неравной технической осведомленности. Если в ИТ-компании работают люди с разным уровнем знаний и опыта, то одни сотрудники могут быть экспертами в своей области, тогда как другие — новичками. Это также создает проблемы при общении, особенно когда специалисты используют сложные термины или знания из определенных научных концепций.
Если говорить о взаимодействии айтишников с заказчиками, то проблемы в общении тоже возникают по похожим причинам. Например, разница в техническом уровне и непонимание ИТ-процессов приводят к недоразумениям или неправильному определению требований. Недопонимание могут вызвать и языковые барьеры, разница в корпоративной культуре, разное понимание сроков выполнения задач и ожиданий от проекта.
Очевидно, что важно преодолеть сложности, которые мешают эффективному взаимодействию в команде и развитию отношений с партнерами и заказчиками, затрудняют достижение общих целей компании.
Что поможет преодолеть сложности коммуникации в ИТ-индустрии
Для достижения успеха в ИТ-индустрии важно обладать soft skills — набором непрофессиональных навыков и личностных качеств, к ним относятся эмпатия и лидерство, умение коммуницировать и работать в команде, креативность и адаптивность, проблемное мышление и управление временем, стрессоустойчивость, эмоциональный интеллект и так далее.
-
Эмпатия. Общение, основанное на эмпатии, — залог эффективного взаимодействия с коллегами, клиентами и другими заинтересованными сторонами. Важно уметь слушать собеседника и выражать свои мысли ясно и грамотно. Понимание и умение поставить себя на место другого человека помогает находить общий язык.
-
Доверие. Выстраивание отношений на основе доверия и взаимопонимания иногда мотивирует айтишников куда лучше денег. Именно доверие часто становится краеугольным камнем в преодолении коммуникативных сложностей и налаживании эффективной работы.
-
Умение слушать и слышать. Важно не только внимательно слушать собеседника, но и вникать в его потребности и проблемы, демонстрируя уважение к партнеру и его мнению. Благодаря пониманию того же заказчика можно, например, составить грамотное ТЗ, что уже станет частью успеха.
-
Гибкость и адаптация. Умение быстро адаптироваться к новым условиям и находить гибкие решения помогает строить продуктивные отношения с клиентами или внутри коллектива. Например, можно изменить график на более удобный или адаптировать рабочее место в соответствии с запросами специалиста. Также можно предоставить больше свободы сотрудникам, если это благоприятно повлияет на производительность и креативность. Благодаря креативности, позволяющей думать нестандартно, видеть скрытые связи и выходить за рамки элементарного, генерируются новые идеи и находятся инновационные решения, что очень важно именно в сфере высоких технологий.
-
Эмоциональный интеллект. Это понятие включает умение понимать свои и чужие эмоции, усиливать позитивное взаимодействие и управлять конфликтами. В работе с коллегами и заказчиками могут возникать разногласия, и умение эффективно сглаживать конфликты и находить компромиссы поможет сохранить хорошие отношения и привести проект к успешному завершению.
Кроме этого, на первых этапах внедрения ИТ-проекта важно быть готовым к тому, что техническое задание или ожидания заказчика могут измениться, а это приведет к увеличению времени на выполнение задачи и дополнительным финансовым расходам. Поэтому в сотрудничество важно входить плавно, внимательно общаясь с клиентом для выявления его потребностей и донесения собственного видения реализации проекта.
В начале сотрудничества не стоит торопиться и входить в кураж, потому что переделывать проект или фиксить его составные части (например, дизайн приложения) бывает очень сложно — иногда проще начать все заново, что также ведет к финансовым потерям.
Важно понимать, что айтишники такие же люди, хоть и со специфическим мышлением. Поэтому с ними важно выстраивать доверительные отношения, общаться «по-человечески», чтобы успешно коммуницировать, мотивируя специалистов работать продуктивнее и с энтузиазмом.
Некоторые руководители ИТ-компаний превращают свои команды в большие и дружные семьи, со своей иерархией, но с благоприятной и искренней атмосферой, уважением личных границ и высоким уровнем эмпатии. В такой семье редко бывают трудности с коммуникацией, а если и возникают, то решаются в два счета. Именно поэтому многие собственники бизнеса в сфере высоких технологий стремятся создавать команды из близких по духу людей, которым приятно работать вместе и общаться в свободное время, что поспособствует укреплению и развитию компании.
Опубликовано 27.09.2023