ТОП-10 изменений законодательства в сфере ИС, ИТ и массовых коммуникаций в 2012 году

Логотип компании
ТОП-10 изменений законодательства в сфере ИС, ИТ и массовых коммуникаций в 2012 году
Федеральный закон от 28.07.2012 № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

1. Черный-черный список

Федеральный закон от 28.07.2012 № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». ТОП-10 изменений законодательства в сфере ИС, ИТ и массовых коммуникаций в 2012 году. Рис. 1

С 1 ноября 2012 года на основании статьи 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» начала функционировать автоматизированная информационная система, включающая сведения о сайтах с информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено (далее – «Единый реестр»).

В развитие указанной законодательной новеллы Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены правила ведения Единого реестра, критерии отбора оператора Реестра и правила принятия уполномоченными Правительством органами власти решений в отношении отдельных видов запрещенной информации.

В общем виде процедура включения сведений в Единый реестр выглядит следующим образом:

- Посредством электронной формы, размещенной на сайте http://zapret-info.gov.ru, заинтересованные лица направляют в Роскомнадзор сообщения о сайтах, которые содержат запрещенную информацию. В зависимости от характера такой информации Роскомнадзор либо рассматривает обращение самостоятельно, либо передает материалы иным уполномоченным органам. При этом критерии оценки информации устанавливаются Роскомнадзором совместно с Роспотребнадзором и Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

- На основании решения уполномоченного органа или вступившего в законную силу решения суда доменное имя (указатель страницы) сайта, где находится запрещенная информация, включается в Единый реестр. Одновременно с внесением записи провайдер хостинга, обслуживающий соответствующий сайт, уведомляется о включении данных в систему.

- В течение суток с момента получения уведомления Роскомнадзора провайдер хостинга должен уведомить владельца сайта о необходимости удалить запрещенную информацию. Владелец сайта обязан удалить такую информацию в течение суток с момента получения сообщения от провайдера хостинга, в противном случае провайдер хостинга сам обязан ограничить доступ к сайту.

- По истечении трех суток с момента включения данных о сайте в Единый реестр сотрудник Роскомнадзора проверяет, ограничен ли доступ к запрещенной информации на соответствующем сайте. Если информация доступна, то в Единый реестр вносится IP-адрес сайта. После этого все операторы связи, предоставляющие услуги доступа к сети Интернет на территории РФ, обязаны заблокировать доступ всех пользователей к такому сайту.

- Решение о включении сведений в Единый реестр может быть обжаловано владельцем сайта, провайдером хостинга или оператором связи в суде в течение трех месяцев со дня принятия такого решения.

Часть информации Единого реестра доступна любому пользователю Интернета: с помощью специальной формы на официальном сайте можно посмотреть, внесено ли доменное имя, указатель страницы или IP-адрес конкретного ресурса в Единый реестр. Доступ к более полной информации предоставляется уполномоченным органам, владельцам сайтов, провайдерам хостинга и операторам связи.

2. Детская маркировка

Федеральный закон от 28.07.2012 № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.ТОП-10 изменений законодательства в сфере ИС, ИТ и массовых коммуникаций в 2012 году. Рис. 2

Федеральный закон № 139-ФЗ, уже упомянутый под номером 1 в нашем рейтинге, помимо введения списка запрещенных сайтов также внес ряд значимых изменений в части классификации и маркировки информационной продукции.

Снижена роль государственных органов при проведении экспертизы информационной продукции в целях ее классификации. Теперь заказчик вступает в прямые договорные отношения с выбранным им аккредитованным экспертом. С 90 до 30 дней сокращен максимальный срок проведения экспертизы.

В перечень информационной продукции, оборот которой на территории РФ допускается без знака информационной продукции, указывающего на возрастные ограничения, дополнительно включены:

- информация, распространяемая посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, кроме сетевых изданий;

- комментарии и (или) сообщения, размещаемые по своему усмотрению читателями сетевого издания на сайте такого издания в порядке, установленном редакцией этого средства массовой информации.

Читайте также
1 сентября 2024 года должно было стать знаковой датой для предприятий, относящихся к субъектам КИИ: с этого времени они должны были перестать приобретать и использовать так называемые «недоверенные» программно-аппаратные комплексы. Данное событие могло бы стать еще одним драйвером для развития отечественной ИТ-отрасли, однако пока множество сдерживающих факторов – от терминологических до организационных – мешают совершать этот переход.

Данные изменения были приняты прежде всего с целью учета специфики распространения пользовательского контента в Интернете, при которой владельцы сайтов, предоставляющих возможности дополнения содержания сайта пользователями, фактически не имеют возможности предварительно осуществить оценку информации.

3. Персональные данные: всё безопаснее и безопаснее

Постановление Правительства РФ от 01.11.2012 № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».ТОП-10 изменений законодательства в сфере ИС, ИТ и массовых коммуникаций в 2012 году. Рис. 3

Указанное Постановление Правительства принято во исполнение статьи 19 Федерального закона «О персональных данных», которая претерпела значительные изменения в июле 2011 года.

Постановление устанавливает четыре уровня защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах и требования для каждого из этих уровней. Необходимый уровень защищенности определяется в зависимости от следующих критериев:

- вид персональных данных, которые обрабатываются в информационной системе;

- обрабатываются ли персональные данные сотрудников оператора;

- тип актуальных угроз;

- количество физических лиц, чьи персональные данные обрабатываются в системе.

В связи с принятием комментируемого акта «Положение об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17.11.2007 № 781, утратило силу. В то же время формально в «подвешенном» состоянии остались некоторые нормативно-методические акты, которые базировались именно на указанном Постановлении (совместный Приказ ФСТЭК РФ № 55, ФСБ РФ № 86, Мининформсвязи РФ № 20 от 13.02.2008 по классификации информационных систем, Приказ ФСТЭК РФ от 05.02.2010 № 58 о способах защиты персональных данных и «Методические рекомендации по обеспечению безопасности персональных данных с помощью криптосредств», утвержденные ФСБ РФ 21.02.2008 № 149/54-144).

Очевидно, следует ожидать новых редакций этих документов от уполномоченных ведомств.

4. Мошенники не пройдут

Федеральный закон от 29.11.2012 № 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». ТОП-10 изменений законодательства в сфере ИС, ИТ и массовых коммуникаций в 2012 году. Рис. 4

В Кодексе появилась новая статья – 159.6, устанавливающая ответственность за мошенничество в сфере компьютерной информации, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество (в том числе имущественные права) путем ввода, удаления, блокирования, модификации компьютерной информации либо иного вмешательства в функционирование средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации или информационно-телекоммуникационных сетей. Также предусмотрен ряд квалифицирующих составов, при этом максимальным наказанием является лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей.

Кроме того, Федеральным законом от 28.07.2012 № 141-ФЗ в Уголовный кодекс вернули статью о клевете (статьи 128.1 и 298.1), которая была изначально декриминализована в декабре 2011 года.

5. Государственные РИД: сохранить и приумножить

Постановление Правительства РФ от 22.03.2012 № 233 «Об утверждении Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения», Федеральный закон от 16.10.2012 № 174-ФЗ «О Фонде перспективных исследований» и ряд иных подзаконных актовТОП-10 изменений законодательства в сфере ИС, ИТ и массовых коммуникаций в 2012 году. Рис. 5

Государство продолжает предпринимать меры для повышения эффективности управления результатами интеллектуальной деятельности (далее – РИД), созданными за счет средств федерального бюджета. Функции управления правами на РИД возлагаются на государственных заказчиков, по заказу которых созданы соответствующие РИД, а функции надзора за использованием РИД с 2012 года возложены на Федеральную службу по интеллектуальной собственности.

Закрепляется правило о том, что решение об утрате необходимости сохранения права Российской Федерации на РИД может быть принято только руководителем (заместителем руководителя) государственного заказчика согласно ограниченному перечню оснований.

В соответствии с новым Федеральным законом «О Фонде перспективных исследований» создается специальная организация, основным видом деятельности которой является финансирование исследований и разработок, связанных с высокой степенью риска недостижения новых результатов (технологии военного, специального и двойного назначения). На этот Фонд возлагается функция по поиску и отбору перспективных проектов.

Права на РИД, созданные по заказу Фонда, а также права на РИД, приобретенные Фондом на основании договоров, принадлежат Российской Федерации. При этом Фонд наделен полномочиями распоряжаться правами на РИД, в том числе в целях их практического применения (внедрения).

(Окончание следует)

Опубликовано 29.01.2013

Похожие статьи