Цифровизация, данные и беспилотники: разговор о будущем логистики. Итоги круглого стола IT-World

Логотип компании
Цифровизация, данные и беспилотники: разговор о будущем логистики. Итоги круглого стола IT-World

Иллюстрация: Besjunior/shutterstock

Вызовы в процессе цифровизации логистики, роботизация и массовое внедрение ИИ, пути монетизации больших данных и грядущие изменения в сегменте с переходом к нацпроекту «Экономика данных» — все эти вопросы поднимались участниками круглого стола «Логистика 4.0: будущее, управляемое данными», организованного и проведенного порталом IT-World.

Обсудить ИТ-составляющую настоящего и поделиться своими взглядами на будущее такого важного, особенно в современных реалиях, сегмента, как логистика — процесс снабжения, поставок и перевозок — собрались руководители и ИТ-директора логистических и транспортных компаний. Очередной круглый стол «Логистика 4.0: будущее, управляемое данными» организовали и провели портал IT-World и клуб «ИТ-диалог».

Модерировал дискуссию Иван Козлов, ИТ-директор группы «Латео» и директор по развитию клуба «ИТ-Диалог».

Цифровая трансформация

Как и каким образом передовые информационные технологии трансформировали бизнес, так или иначе связанный с логистикой и перемещением грузов, и какие проблемы удалось таким образом решить? Эти вопросы — предмет обсуждения в первой части мероприятия.

«Для железнодорожных перевозок актуально прогнозирование потока вагонов по сети, планирование, в зависимости от этого — выхода техники и людей, — начал дискуссию Максим КАРАНКЕВИЧ, ИТ-директор компании «Ультрамар». — Для контроля работы агрегатов и конвейерных лент необходим предиктивный анализ данных, поступающих из виброакустического канала. ИИ предполагается внедрять для управления погрузкой и контроля наполняемости конвейерных лент, а также для подсчета объемов груза в штабелях — например, с применением коптеров».

«Уже сегодня в складской логистике для проведения инвентаризации на складе используются дроны, — продолжил Василий ГАВРИЛОВ, директор по ИТ компании RosLogistics. — Цифровые технологии позволяют контролировать температуру и влажность внутри складского помещения, а системы видеонаблюдения — работу персонала. В перспективе для уборки складских помещений рассматривается возможность внедрения роботизированных уборщиков».

Важная ИТ-составляющая в контейнерных перевозках — система, позволяющая отслеживать перемещения подвижного состава. И на это затрачиваются существенные ресурсы. К примеру, информационно-аналитическая система регулирования на транспорте АСУ ТК — о ее внедрении в компании ЛОГОПЕР говорил Дмитрий ГОЛОВНЕВ, РПО в ЛОГОПЕР. И сегодня эксперты компании ведут проект по интеграции АСУ ТК с автоматизированной системой «Электронная транспортная накладная» (ЭТРАН) РЖД, что позволит загружать из ЭТРАН бесплатные данные. Технология ИИ внедрена и используется в рамках проекта по распознаванию документов, получаемых от таможенных органов. Особая трудность состоит в том, что все эти документы поступают только на бумажных носителях, и ИИ распознает их, причем с высоким уровнем достоверности, и формирует данные для электронных баз данных, 5% сбоев и неудач связаны с использованием разных форматов предоставляемых документов. Самая большая проблема российского сегмента логистики, продолжил спикер, заключается в том, что подавляющая часть ИТ-решений создана именно для автоперевозок. Между тем, сегодня в России вряд ли найдется хотя бы один портовый терминал, оцифрованный полностью, что позволяло бы получать от него информацию в нужном логистической компании электронном виде. В планах у компании — разработать комплексную систему, которая позволяла бы оперировать перевозками и оптимизировать эту работу.

Компания, специализирующаяся на международной логистике, в сегодняшних реалиях очень сильно зависит от изменений на рынке, регулярно вводящихся санкций. И здесь решающую роль играет цифровизация на всех этапах, от разделения маршрутов и до соблюдения санкций и экономии ресурсов.

Цифровизация, данные и беспилотники: разговор о будущем логистики. Итоги круглого стола IT-World. Рис. 1

Алина ЗОРИНА, операционный директор BXB by Boxberry:

«Внедрение ИИ дало очевидные результаты. В текущем году компания активно внедряла технологии ИИ в операции по обработке посылок за рубежом. Это позволило сэкономить порядка 45% ресурсов команды. Для российского блока бизнеса BXB by Boxberry ИИ используется в операциях по разделению посылок на партнеров, в чат-ботах для клиентов и во многих других блоках операций».

«В нашей компании, — продолжает обсуждение Артем НОВИКОВ, ИТ-директор компании СДЭК, основной акцент делается на скорости и эффективности сортировки, что отражается на организации складских процессов. Склады компании предназначены в основном для организации операций fulfillment или для хранения расходных материалов. Основной процесс осуществляется в сортировочном центре в Санкт-Петербурге, работами занимаются небольшие светящиеся роботы. Это удобнее, чем сортировочные ленты, утверждает спикер, что позволяет быстро масштабировать процессы при возрастающих сезонных нагрузках без необходимости привлекать персонал.

Компания успела внедрить ИИ во многие процессы: сегодня технология успешно используется для автоматического определения и присвоения кодов товарной номенклатуры ВЭД, основываясь на описании посылок, для идентификации получающего посылку пользователя и распознавания его документов,

На этапе R&D — проекты по использованию нейросетей для распознавания грузов, маршрутизации курьеров и построения для них оптимальных маршрутов с учетом появления новых заказов в процессе работы курьера».

О цифровых решениях, которые не только внедрены в процессы транспортной и складской логистики компании, но и активно тиражируются на внешнем рынке, говорил Алексей МАНЬКОВСКИЙ, директор по развитию цифровых логистических продуктов Isource. Система управления складами, специально адаптированная под промышленные склады с открытым хранением и комплектными поставками, кастомное ПО для управления двором, цифровая платформа Express iSource для промышленной логистики, решения для организации вертолетных перевозок и морской логистике, автоматизированная система для управления загрузкой контейнерных судов, система управления отслеживанием, система оптимизации уровня загрузки транспортных единиц, комплекс для поиска перевозчиков по различным видам транспорта, включая спецтехнику, а также система оптимизации всей логистической сети, позволяющая планировать операции с разным горизонтом планирования — всего 15 цифровых решений.

Коробка vs кастом

Какие факторы и требования логистический оператор должен учесть, выбирая между готовым решением и необходимостью разрабатывать ПО самим? Почему логистические компании все чаще предпочитают «коробочному» решению собственную разработку? И чем именно определяется такой выбор? В этой части дискуссия была наиболее интересной.

Во многих компаниях, которые только начинали бизнес, выстраиваемые процессы были уникальны. И, прежде всего, это справедливо для предприятий, оказывающих услуги по транспортировке, обработке и хранению грузов. В отсутствие на рынке массовых «коробочных» продуктов многие из них для обслуживания своего текущего бизнеса вынуждены разрабатывать и внедрять собственное ПО.

Сегодня же «коробочные» решении для логистики массово доступны, но они далеко не такие гибкие, как нужно клиентам, и их внедрение практически всегда требует изменения уже налаженных в компании бизнес-процессов. А это нередко оборачивается потерей прибыли. Разрабатывать собственный софт намного выгоднее большинству компаний, уверен Артем НОВИКОВ (СДЭК). Кроме того, в РФ сегодня не так много предприятий, способных поставлять «коробочные» решения такого масштаба, как SAP или Oracle.

Выбирая стороннее ПО либо ведя собственную разработку, компании должны учитывать не только корпоративные требования, но и требования к импортонезависимости технологического стека и все более ужесточающиеся требования к информационной безопасности. Поэтому для любого «коробочного» ПО почти всегда необходима серьезная доработка, в том числе и на предмет интеграции с корпоративной системой безопасности. В подавляющем большинстве случаев собственная разработка обойдется дешевле «коробки», уверены спикеры.

Читайте также
Ваши данные в безопасности не только благодаря паролю. Современные технологии контекстуального доступа учитывают всё — от вашего местоположения до параметров устройства, с которого вы заходите в систему. Это словно умный фильтр, который решает, пропустить вас или запросить дополнительную проверку. О том, как контекст помогает усилить безопасность без лишних сложностей, рассказывает Наталия Леднева, советник генерального директора компании RooX, специализирующейся на разработке и внедрении систем управления доступом.

Помимо этого, именно собственные ИТ-решения — универсальный вариант для крупного бизнеса и для логистических компаний с нетипичной или изменяющейся под действием каких-либо факторов бизнес-моделью. Собственная команда будет знать разработанный ею ИТ-продукт так хорошо, как никто на внешнем рынке, и сможет оперативно устранить какие-то проблемы и учесть какие-то изменения. Это намного эффективнее, чем вкладывать серьезные средства во внешнюю разработку, полагает Алина ЗОРИНА (BXB by Boxberry).

У компаний сегмента складской логистики, добавляет Василий ГАВРИЛОВ (RosLogistics), бизнес-процессы в основном индивидуализированы и оптимизированы в такой степени, что стороннее ПО не сможет поддерживать их столь же эффективно. К примеру, попытка внедрить ИИ для прогнозирования графика движения высокоскоростных поездов в реальном масштабе времени обернулась неудачей — новые технологии так и не смогли превзойти по эффективности традиционное решение, разработанное человеком.

Где брать кадры

В настоящее время ни одна дискуссия относительно отечественного ИТ-рынка не может не затронуть актуальные проблемы дефицита кадров на рынке. Сейчас найти архитектора, который занялся бы проектированием ИТ-решения с точки зрения системной логики, — серьезная проблема. И если сегодня компания не смогла собрать команды ИТ-разработчиков, то уже через несколько месяцев не сможет выполнять собственных бизнес-задач. И решение обратиться к внешним подрядчикам для кастомизации «коробочного» ИТ-решения обойдется очень и очень недешево.

Цифровизация, данные и беспилотники: разговор о будущем логистики. Итоги круглого стола IT-World. Рис. 2

Дмитрий ГОЛОВНЕВ, ЛОГОПЕР:

«Вопрос не в том, сколько платить специалистам, а в том, где вообще найти нужных людей».

Дискуссию поддержал Владислав КУЛЬБИЦКИЙ, ИТ-директор компании «СТА Карго», рассказав случай из собственного опыта. Создаваемая внутренними разработчиками информационная система для автоматизации управления складской деятельностью (WMS-система) за время разработки, которая длилась 10 лет, обросла множеством временных решений («костылей»). Сейчас перед компанией, которая находится в поиске подходящего «коробочного» решения, встала проблема, связанная с клиентским сервисом. «Коробочное» решение вынудит компанию снизить уровень клиентского сервиса, поскольку уже не позволит подстроиться под индивидуальные нужды каждого клиента. Пусть оно достаточно быстро окупится, но из-за снижения уровня сервиса компания может потерять некоторых клиентов.

Другой вариант — не менять собственного ИТ-решения и оставить клиентский сервис на прежнем высоком уровне. Но для этого потребуется провести глубокий рефакторинг программного кода, чтобы ИТ-решение стало более удобным для сотрудников компании. Поддержка собственных проектов обходится дороже, но работать с ними намного комфортнее.

Бюджет имеет значение

Возможности направлять на цифровизацию собственного бизнеса солидные бюджеты, необходимые для разработки индивидуального ПО, скромные по размерам бизнесы не имеют — они отдают предпочтение стандартным решениям. Но чем крупнее компания, тем больше кастомных продуктов она может себе позволить. При этом не следует упускать из виду то обстоятельство, что любой проект должен быть, прежде всего, экономически целесообразным.

Цифровизация, данные и беспилотники: разговор о будущем логистики. Итоги круглого стола IT-World. Рис. 3

Владислав КУЛЬБИЦКИЙ, «СТА Карго»:

«Только внедрение робота-инвентаризатора снизит временные затраты на нахождение товара и даже при небольших масштабах, по нашим расчетам, даст экономию примерно в 1 млн рублей в месяц. Если учесть, что в РФ у нас 15 складов, экономия средств получается вполне приличная»..

«Но в большинстве компаний заранее просчитать реальную выгоду от внедрения того или иного ИТ-продукта невозможно. Как правило, бизнесы имеют лишь приблизительное понимание того, какую проблему, в теории, может решить тот или иной продукт, и лишь приблизительно прикинуть экономические составляющие проекта. Поэтому, если есть возможность применить гибкую методологию разработки (Agile), которая подразумевает интерактивную проверку гипотез, немножко «покопаться в песочнице» и сначала попробовать решение на каком-то небольшом участке, прежде чем масштабировать его на весь бизнес — именно такой возможностью мы в компании и стараемся пользоваться, — говорит Алексей МАНЬКОВСКИЙ (Isource). — Ведь только на основании анализа фактических данных можно сказать, какой эффект получит компания от внедрения того или иного решения, да и то с определенными оговорками, без учета движущих сил, которые невозможно заранее спрогнозировать, — рыночных трендов, изменений цены и т. д. Еще один важный фактор — вендоры «коробочных» решений не обладают, как правило, такой глубокой экспертизой в складских и логистических процессах, как разработчики собственных программных решений.

Смена ИТ-эпох

Не затронуть такого вопроса, как завершение национальной программы «Цифровая экономика» и переход к реализации новой программы «Экономика данных», спикеры также не могли. Что означает этот переход для рынка логистики и складских операций? И какую роль играют данные в этом процессе — для чего их используют и как уже сегодня монетизировать? И смогут ли данные формировать новые сервисы или даже новые бизнесы?

«Мы только недавно приступили к решению этой задачи, — заявил Алексей МАНЬКОВСКИЙ (Isource). — Но уже сегодня есть понимание, что если данные, которые мы получаем, будут качественными, полными, если они будут собраны в полноценной системе, это предоставит возможность анализировать экономику каждой отдельной автомобильной перевозки, оценить ее прибыльность или убыточность и, исходя из этого, принимать обоснованные бизнес-решения».

«В настоящее время стать конкурентоспособной компанией в сфере логистики без данных невозможно, — уверен Артем НОВИКОВ (СДЭК). — Кроме того, именно получаемые данные дают возможность понимать, и как изменяется ландшафт рынка, и какова расстановка сил на нем, и как работает тот или иной курьер, и в какой точке мира находится посылка в данный момент. Именно эти знания и обеспечивают нужный уровень сервиса. Зарабатывать на данных можно, не только оптимизируя собственные процессы, но и запуская добавочные бизнесы. Без данных невозможно строить геосервисы, создавать цифровые двойники, формировать модели топологии складов и многое другое. Располагая нужной информацией о загрузке транспортных цепочек, можно создавать индивидуальные предложения и оптимизировать ценообразование. Уже в недалеком будущем без данных будет невозможно получать прибыль. В сфере логистики — однозначно».

«Качество данных прямо влияет на прибыль. Себестоимость услуг, степень их достоверности складываются из огромного количества информации, поступающей из разных источников. Соответственно, именно это напрямую влияет на себестоимость услуги, на ее финальную цену, на качество предоставляемых услуг и в конечном итоге на имидж компании, — продолжил обсуждение Дмитрий ГОЛОВНЕВ (ЛОГОПЕР). — Например, если клиент в личном кабинете может самостоятельно отслеживать перемещение своих контейнеров с грузом в режиме реального времени, скорее всего, этот клиент станет лояльным и обратится за услугами еще раз».

Наконец, данные можно продавать, говорит спикер. Скажем, компания, перевозящая грузы, требующие особого температурного режима, предоставляет данные от датчиков удара, движения, температуры — иными словами, полный анализ условий, в которых перемещался груз, предоставляет клиенту как отдельную услугу.

Цифровизация, данные и беспилотники: разговор о будущем логистики. Итоги круглого стола IT-World. Рис. 4

Алина ЗОРИНА, BXB by Boxberry:

«На основе анализа большого массива данных, в том числе персональных, получаемых абсолютно с разных сторон, для клиентов можно разрабатывать множество новых услуг и решений. Например, при сложностях с платежами — новые инструменты оплаты, при сложностях с доставкой в отдаленные регионы — новые логистические инструменты. Такой сервис будет максимально клиентоориентированным».

«Логистика — это не только перевозка, это и пересечение множества пунктов пропуска и таможенных границ, декларирование товара и т. д. Соответственно, сбор и обработка таких данных необходимы для работы с госорганами или иными операторами, которые участвуют в процессе перевозки, - добавляет Екатерина ПАШОВКИНА, руководитель департамента международных перевозок BXB by Boxberry. — Появляется возможность предоставлять клиенту информацию по аналитике, по курсовым разницам при декларировании, по изменению стоимости».

Транспорт без водителя

Разговор о роботизации складов продолжился полемикой об автономных транспортных средствах. Когда начнется их повсеместное внедрение и нужно ли оно? И смогут ли различные беспилотные перевозки привести к трансформации всей логистической отрасли? Дмитрий ГОЛОВНЕВ (ЛОГОПЕР) считает, что массовое внедрение беспилотных перевозок грузов невозможно без разработки четких правил по размещению и организации складов, терминалов и прочее. Вопрос не в наличии технологий — они давно есть, они известны и протестированы. Вопрос исключительно в правилах и подходе к решению данного вопроса. Должны быть учтены факторы транспортной доступности, удобства перемещения больших автовозов по гражданским дорогам, удобства заезда на территорию склада или терминала и т. д. Должна быть логика в расположении складов и движении транспорта. Кроме того, фура с автопилотом рискует не всегда справиться с особенностями дорожного ландшафта и расположения склада либо терминала.

Цифровизация, данные и беспилотники: разговор о будущем логистики. Итоги круглого стола IT-World. Рис. 5

Артем НОВИКОВ, СДЭК:

«Пока еще нет нормативно-законодательной базы, определяющей ответственность сторон в случае транспортных происшествий, в том числе и связанных с травмой или гибелью людей. Это реальная этическая проблема, требующая решения. Полностью исключить человеческий фактор возможно только в том случае, если уголовная ответственность за ДТП будет переведена на робота или на информационную систему, которая им управляет».

Внедрение автономных перевозок в международной логистике, добавляет Екатерина ПАШОВКИНА (BXB by Boxberry), должно регулироваться на глобальном уровне, включая нормативно-правовое регулирование и международные нормы, вопросы, связанные с уголовной ответственностью. В этой идее пока еще очень много недоработок.

Читайте также
Как грамотно подойти к модели «нулевого доверия» (Zero Trust Network Access), как адаптироваться к ней, а также о многом другом IT-World рассказал Виталий Даровских, менеджер по продукту UserGate Client компании UserGate.

Массовое внедрение беспилотников, несомненно, трансформирует и сам рынок труда, а не только отрасль перевозок и логистики, считают спикеры. Как минимум потому, что на глобальном рынке труда водителем является каждый пятый работающий человек. Если заменить роботами и оставить без работы всех водителей, грузчиков, экспедиторов, курьеров и складских рабочих, это может привести к социальным взрывам. Конечно, все эти люди не могут остаться без работы и будут искать занятость в других сферах.

Взгляд в будущее: больше цифровизации и дефицит человеческого ресурса

Разговор о ключевых вызовах и возможностях, которые ждут отрасль цифровизации логистики в ближайшие 5–10 лет, начался с проблем обеспечения безопасности.

Акцент будет сделан на сотрудничестве с экспертами на рынке и максимальной проработке кибербезопасности.

Средняя рыночная стоимость цифровых продуктов, в тои числе и для автоматизации логистических процессов, с каждым годом будет снижаться. Появится больше инженерных решений, которые упростят работу с большими данными, вырастет число специалистов, занятых в машинном обучении и технологиях ИИ. Самих данных также станет больше.

Технологии начнут применяться все шире. Промышленность, дорожное строительство, логические парки будут вынуждены адаптироваться к уже измененной реальности, а технологии ИИ превратятся в обыденную реальность.

Данные и основанные на данных технологии в ближайшие 5–10 лет будут развиваться активно и повсеместно. Но самым заметным трендом, уверены участники мероприятия, станет цифровизация на основе данных практически о каждом действии, о любой операции. Цифровизации подвергнутся практически все процессы, которые до сих пор не автоматизированы. Еще один яркий тренд, который прогнозируют эксперты, — более активное продвижение технологий ИИ в рабочие процессы, где предполагается коммуникация между людьми — в работу менеджеров по продажам, в медиамаркетинг, работу кол-центров и служб поддержки. И здесь основным вызовом отрасли станет сохранение эмпатии, человечности, стереть которую грозит автоматизация. И в сохранение этого баланса также будут вкладываться немалые ресурсы.

Опубликовано 24.09.2024

Похожие статьи