«Орион Экспресс»: 10 лет на орбите

Логотип компании
«Орион Экспресс»: 10 лет на орбите
По итогам последнего полугодия «Орион Экспресс» рос быстрее рынка DTH и вышел с 7% на 4 место среди операторов платного ТВ.

ГК «Орион Экспресс» работает на рынке с 2005 года. Сегодня она включает в себя компании «Орион Экспресс», «Телекарта» и «Визион» (Киргизия). Основные направления деятельности компании: предоставление услуг спутникового ТВ индивидуальным абонентам, размещение телеканалов на спутниках, обслуживание и выпуск телеканалов, оказание услуг по доставке телевизионного контента в кабельные сети, предоставление услуг двустороннего высокоскоростного спутникового Интернета.

В общей структуре доходов компании 79% приходится на услуги платного ТВ, 16% поступают от телекомпаний. Также в компании занимаются дистрибуцией как собственных, таки сторонних каналов. От других российских операторов спутникового ТВ «Орион Экспресс» отличает наличие у него 100% покрытия территории России, а так же стран СНГ. Это стало возможным благодаря использованию трех спутников: Intelsat 15 (85° в.д.), Horizons2 (85° в.д.) и «Экспресс АМ5» (140° в.д.).

«Орион Экспресс»: 10 лет на орбите. Рис. 1

Но существование компании за прошедшее десятилетие было далеко не безоблачным. Как отметил генеральный директор «Орион Экспресс» Кирилл Махновский, за это время на ее долю выпало столько проблем, сколько, наверное, не было у всех игроков рынка спутникового ТВ в совокупности. Взять хотя бы потерю спутника «Экспресс АМ2» в 2009 году, что чуть не привело к полному краху бизнеса компании. Тем не менее, оператор чудом сумел выжить, несколько лет проработав в условиях дефицита транспондерных емкостей.

«Орион Экспресс»: 10 лет на орбите. Рис. 2

Да и сегодня у оператора, в силу ряда причин, в числе которых и обострившаяся конкуренция, и нестабильная экономическая ситуация в стране, приведшая к снижению покупательской активности, все не так гладко. Тем не менее, по итогам первого квартала «Орион Экспресс» рос быстрее рынка DTH и вышел на 4 место среди операторов платного ТВ. За отчетный период было подключено 119 тыс. новых пользователей, а абонентская база компании достигла 2700 тыс. домохозяйств.

Наибольшие темпы прироста абонентской базы продемонстрировали Санкт-Петербург (15%), Ленинградская область (15%), Москва (14%), Чукотский АО (11%), Республика Алтай (11%), Челябинская область (10%), Забайкальский край (10%), Республика Бурятия (10%). Данные приведены по отношению к концу 2014 года.

В целях привлечения новых абонентов «Орион Экспресс» в июне 2015 года запустил акционные пакеты «Легкий» и «Легкий Восток», предусматривающие плату всего 600 рублей в год. В дальнейших планах «Орион Экспресс» намерена потеснить МТС и занять среди операторов платного ТВ третье место.

Несмотря на непростую ситуацию на рынке, у компании одновременно с увеличением абонентской базы наблюдался и рост ARPU. Во-первых, операторы от демпинга в прошлые годы, наконец, перешли к повышению цен на свои услуги. Во-вторых, как отметила заместитель генерального директора «Орион Экспресс» Мария Жилина, абоненты, стараясь сэкономить, сами стали тратить больше – вместо оплаты услуг за длительный период, они предпочитают вносить деньги помесячно, что обходится в итоге им дороже. Так же рост ARPU обусловлен ростом спроса на дополнительные услуги.

«Орион Экспресс»: 10 лет на орбите. Рис. 3

За отчетный период рост ARPU составил 18% (до 79 рублей) для бюджетного пакета и 10% (до 249 рублей) - для расширенного. Дальнейшее увеличение ARPU в компании связывают с расширением предложения качественного контента и с персонализированным подходом к абонентам.

Что касается контента, то базовые пакеты «Телекарты» (бренд «Орион Экспресс») за отчетный период пополнились 44 телеканалами, и в настоящий момент включают в себя более 200 телеканалов. Стоимость подписки при этом осталась неизменной.

Тем не менее, все основные каналы уже присутствуют в сетке компании, поэтому большой упор делается на специальные предложения. Так, оператор осуществляет региональное вещание и развивает социальное направление, включающее сегодня два канала – «ЕГЭ», предназначенный для учащихся и учителей, а так же «Мир увлечений», рассчитанный на слабослышащих. Кроме того, оператор сотрудничает и с каналом «Театр», предлагающим ведущие премьеры.

Но, несмотря на позитивные результаты, в компании понимают, что рынок платного ТВ сужается и такого роста подключений в 15-20%, как в прошлые годы, уже не будет.

По данным аналитиков, окончательное насыщение рынка в России произойдет в 2019 году, когда проникновение услуг платного телевидения превысит 80%.

Поэтому в «Орион Экспресс» стараются диверсифицировать свой бизнес.

Один из шагов в этом направлении – создание разветвленной региональной дилерской сети, что теперь позволяет оператору реализовывать не только свои услуги и оборудование, но и выходить на другие рынки.

Читайте также
Как вписать потенциал ИИ в бизнес-стратегию и проанализировать  больше данных? Как защититься от растущей киберпреступности, нарастить компетенции команды под новые вызовы и больше инвестировать в цифровую трансформацию? Вот что будет волновать всех ИТ-директоров в 2025 году, уверен Gartner. На ИТ-руководителей в России дополнительно давят кадровый голод, обязательное импортозамещение ПО в сжатые сроки, проблемы с зарубежными расчетами, логистикой и микроэлектроникой, общая экономическая и социальная неопределенность. Какие навыки помогут преодолеть эти сложности, подсказывает Григорий Бахин, коммерческий директор Unisender.

Опубликовано 27.07.2015

Похожие статьи