Картина сегодняшнего дня: проблематика и необходимость во внедрении культуры сотрудничества

Логотип компании
Картина сегодняшнего дня: проблематика и необходимость во внедрении культуры сотрудничества

Иллюстрация сгенерирована нейросетью DALL-E

В любой компании правильно выстроенная система взаимодействий между сотрудниками определяет не только их личную эффективность, но и место фирмы среди конкурентов. В современном экономическом мире это особенно важно, так как компании должны быть гибкими и уметь быстро адаптироваться ко всем изменениям.

Трансформация команд, подходов и инструментов необходима как никогда, но уже становится недостаточно технологических инноваций и стандартизированных процессов. Успех организации все больше зависит от коммуникаций. Как внутренних, так и внешних. Одним словом, культура сотрудничества — ключ к победе.

Вся деятельность организации в целом зависит от эффективности работы сотрудников в командах. Команды могут быть как формальными, организованными при выполнении общего проекта, так и неформальными, которые образуются при обсуждении насущных жизненных проблем за чашкой кофе.

Но какими бы они ни были, эффективность бизнеса зависит именно от них.

Постулаты для ИT-компании в 2024 году

Если раньше можно было не концентрироваться на менеджменте достаточно долгое время, то теперь компании сами стремятся к быстрому, но бесшовному переходу к новой формации. Что необходимо для развития культуры в ИT-компании любого размера и возраста:

Позиционирование

Позиционирование является одним из фундаментальных шагов в деятельности любой ИT-компании. Оно определяет место компании на рынке, ее уникальность, отличия от конкурентов и в конечном итоге успех или неудачу на нем.

Позиционирование — это процесс определения и закрепления в сознании потребителя места и роли компании или продукта в сравнении с конкурентами.

Позиционирование включает определение основных характеристик и преимуществ продукта или услуги, а также их соответствие потребностям целевой аудитории. 

ИT-компаниям нужно уделять особое внимание позиционированию, поскольку рынок разработки ПО является высококонкурентным и количество новых игроков растет с каждым годом.

В январе-апреле 2023 года в России было зарегистрировано около 1000 новых индивидуальных предпринимателей и ООО в сфере ИТ, что на 17% больше в сравнении с аналогичным периодом 2022-го. Такие данные приводятся в совместном исследовании компании «Деловая среда» и медиахолдинга Rambler&Co.

От успешности и попадания в цель при определении позиционирования компании зависит ее будущая доля на рынке.

Целеполагание

Без четко сформулированных целей и планирования компания не может существовать на рынке, так как никто из членов команды не видит конечного пункта. Определение целей и задач компании должно происходить с учетом специфики ИT-отрасли и ее особенностей.

Существует множество методов для определения целей, например:

  • SWOT-анализ: позволяет оценить сильные и слабые стороны компании, а также возможности и угрозы, исходящие из внешней среды.
  • PEST-анализ: помогает изучить политические, экономические, социальные и технологические факторы, влияющие на развитие компании. 
  • Метод SMART: позволяет сформулировать цели таким образом, чтобы они были конкретными (Specific), измеримыми (Measurable), достижимыми (Achievable), релевантными (Relevant) и ограниченными по времени (Time-bound).
  • Бенчмаркинг: изучение опыта других компаний и использование их успешных стратегий для достижения собственных целей.

Важно помнить, что целеполагание — это непрерывный процесс. Необходимо регулярно анализировать достигнутые результаты, корректировать цели и стратегии в соответствии с изменениями на рынке и внутри компании.

Корпоративная культура (ДНК компании)

Один из самых важных и сложных аспектов — внутрикорпоративная культура компании. Только в здоровой атмосфере и слаженной команде могут рождаться идеи и уникальные продукты.

Согласно исследованиям Линды Граттон, профессора практики управления в Лондонской школе бизнеса, — большинство компаний, обладающих широко развитой корпоративной культурой, все еще поощряет стремления отдельных работников выделиться и затмить всех. Вместо того чтобы выстроить процесс обсуждения и реализации совместных идей и проектов, сотрудники все чаще работают в маленьких группах и развивают только свои задумки.

К сожалению, такая тенденция не только приведет к «токсичной» конкуренции внутри компании, но и может создать негативный образ среди новых сотрудников компании.

Что необходимо предпринять, чтобы создать комфортную среду для развития культуры сотрудничества?

Мы выделили несколько пунктов, которые помогут достичь этой цели.

Разработка общих целей и задач на всех этапах развития

Важно четко представлять, какие задачи и цели преследует каждый член команды и коллектив в целом. Это простимулирует сотрудников к работе в команде, повысит их уровень ответственности и мотивации, поможет в отслеживании прогресса и результативности. Импульс для организации подобных встреч может исходить как от руководителей и менеджеров, так и от самих сотрудников.

Поощрение открытых обсуждений

Сотрудники должны чувствовать себя комфортно на своем рабочем месте, не бояться выражать свои мысли и предложения. Такие понятия, как «буллинг» и «моббинг», должны полностью пропасть из жизни коллектива. Здесь важную роль играет именно вовлеченность руководителя, его открытость к коммуникации. Ничего лучше не мотивирует работника как похвала руководителя или четкая обратная связь по выполненной работе.

Также не стоит забывать об обратной связи от самих сотрудников. Благодаря ей работники могут не только высказать свои опасения и недовольства, но и попросить о помощи или поделиться своими успехами и переживаниями. Культура открытого общения тоже помогает установить доверие, которое необходимо для эффективной командной работы. Когда члены команды чувствуют, что другие готовы выслушать их и вместе решать проблемы, они с большей вероятностью будут сотрудничать и достигать общих целей.

Совет: отличная практика — проводить one to one с заранее оговоренными правилами и таймингом.

Onboarding не только для новых сотрудников компании

При трудоустройстве новых членов команды всегда присутствует грамотный онбординг. Но иногда это нужно и при работе с действующими сотрудниками.

При формировании новой проектной команды, запуске новых процессов и любом нововведении. Важно учитывать психотипы каждого и уделять внимание полной осведомленности персонала о происходящем внутри коллектива.

Признание и поощрение вклада

Поощрение командной работы и сотрудничества может повысить общую производительность команды, поскольку у людей появляется мотивация работать вместе для достижения общих целей.

Важно создать культуру поощрения, которая была бы справедливой и последовательной, а также укрепляла бы ценности и модели поведения, способствующие успеху. Признавая вклад, лидеры могут создать чувство сопричастности и согласованности.

Прозрачность

Как для руководителей, так и для подчиненных нужна прозрачность отношений. Чтобы исключить проблемы с субординацией и взаимопониманием, необходимо зарегламентировать:

  • структуру организации;
  • свод норм и правил внутри компании;
  • описание процессов каждого отдела.

Совет: чтобы избавиться от нотки бюрократизма и строгости нововведений, создайте свою википедию организации. Пространство, где хранятся все данные и история фирмы. А у каждого сотрудника компании есть своя личная страница (как профили в социальных сетях). Это отличная помощь HR-отделу при выборе подарка на день рождения, например, и онбордингу удаленных сотрудников.

Обучение персонала

Развитие компании невозможно без развития ее сотрудников. Обучение ИТ-команд обязательно, ведь именно ИТ-сфера меняется постоянно.

Плюсы внедрения корпоративного обучения:

  • растить сениоров внутри команды дешевле и эффективнее найма извне;
  • формируется культура саморазвития и лояльность к компании;
  • мотивация лидов быть преподавателями и кураторами;
  • возможность запуска своего нового обучающего продукта и выпуск его на рынок.

Внешняя культура сотрудничества

Внешняя корпоративная культура — это продолжение внутренней, но за рамками компании. Это ваши ценности, нормы и правила/традиции, которые организация транслирует во внешний мир и делает общедоступными. Отражение того, как вы взаимодействуете с клиентами, партнерами, конкурентами и обществом в целом. Вы должны быть прозрачными, открытыми и готовыми к быстрым изменениям. Выстраивание политики сотрудничества с партнерами или клиентами является стратегической задачей, которая строится уже на действующих принципах компании. Необходимо не только развивать партнерскую/клиентскую сеть, но и поддерживать ее в позитивном ключе.

Совет: выстраивайте отношения формата «человек-человек» или «человек-организация». Клиенты и партнеры, как правило, уходят не от компании, а от человека. Взращивайте любовь и уважение в ваших менеджерах к клиентам. Внедрите такие приятные и важные мелочи, как календарь праздников, с которыми обязательно нужно поздравить партнеров/клиентов, дни рождения представителей компаний и самих компаний, полезные рассылки и сообщества/блоги для тех, с кем выстраиваете доверительные отношения.

В заключение важно отметить, что описанные пункты не дают мгновенный результат. Только при комплексном применении они помогут выстроить эффективную культуру сотрудничества в компании.

Опубликовано 26.01.2024

Похожие статьи