Сибирский ритейл

Логотип компании
Сибирский ритейл
«Цены росли не только под влиянием курса рубля, но и из-за обеления импорта, после того как таможня совместно с налоговой выбрали IT-дистрибьюторов в качестве пилотного проекта».

Какие бы вы отметили тенденции в ритейле Сибири? С чем связаны эти тенденции?

Сибирский ритейл. Рис. 1
Тимур Славин

Тимур СЛАВИН,

директор филиала «Сибирь» ритейлера «Связной»:

Мы бы выделили несколько трендов, которым следует сибирский розничный рынок. Ключевая тенденция – это развитие в регионе мультиканальных продаж. Сейчас покупателю недостаточно дать возможность совершать покупки в онлайне или в офлайне. На рынке формируется новый тип клиента, приобретающего товар в обоих каналах в зависимости от того, какой из них наиболее удобен. Для розничных компаний важно дать клиенту максимально удобный механизм совершения покупки и получения своего заказа. В «Связном» доля мультиканальных клиентов уже достигла 20%.

Компании продолжают развивать офлайновую розницу и не закрывают ее в угоду онлайну.

Проникновение Интернета в России все еще находится на сравнительно низком уровне. В то же время магазины «Связного» и других компаний есть во многих городах Сибири. И даже если жители этих городов получат возможность выходить в Сеть на той же скорости и за те же (или меньшие) деньги, что и жители миллионников, то это далеко не всегда означает, что они станут что-либо сразу покупать в Интернете.

Еще одним трендом 2015 года в рознице региона можно назвать более активное взаимодействие между арендаторами и арендодателями. Арендодатели, видя снижение покупательной способности населения, идут навстречу арендаторам и снижают ставки для компаний. Мы отмечаем снижение стоимости не только в случае с потенциальными партнерами, но и с действующими. При пролонгации договоров наши партнеры идут на улучшение условий для «Связного». Это относится и к управляющим ТЦ. Они понимают, что это выгодно, – наши магазины привлекают множество посетителей, что важно для ТЦ.

С начала года на новые сниженные ставки переведена уже треть торговых точек «Связного» по всей России. Работа по снижению ставок продолжает вестись во всех регионах присутствия ритейлера, однако в первый приоритет были поставлены самые активные ФО и города.

Кроме того, ритейлеру удалось фактически полностью избавиться от валютной зависимости. «Связной» последние несколько лет придерживался принципа заключать договора в национальной валюте, что позволило избежать многих рисков в конце 2014 года. В результате такой политики менее 1% договоров аренды на конец мая были привязаны к валютным курсам.

В случае если не удается прийти к компромиссу с арендодателем, мы открываем магазин в новом месте на устраивающих нас условиях. Если «Связной» не находит подходящего под аренду помещения, то это также не является критичным для компании. Ритейлер активно развивает мультиканальные продажи и увеличивает количество действующих магазинов, где можно забрать заказ. Покупатели могут приобрести товар на svyaznoy.ru и забрать в удобном для него салоне «Связного».

Сибирский ритейл. Рис. 2
Юлия Зотова

Юлия ЗОТОВА,

менеджер по связям с общественностью, «М.ВИДЕО»:

Кардинальных изменений в регионе мы не отмечаем, но видим заметное усиление конкуренции среди сетей. Пока даже небольшие игроки рынка продолжают работать, но намечается тенденция к сокращению площадей среди других розничных сетей.

Сибирский ритейл. Рис. 3
Иван Тиссен

Иван ТИССЕН,
ведущий аналитик отдела закупок ритейлера «e2e4»:

В настоящее время есть тенденция к некоторому росту, связанная прежде всего с недавней планомерной стабилизацией курса рубля. Это позволяет правильно спрогнозировать движение товарных запасов, выстроить правильную конкурентную стратегию, предложить клиентам более выгодные ценовые условия. Последствия ажиотажа конца прошлого года все меньше влияют на бизнес.

Как отразились санкции и повышение курса доллара на ваших продажах в этом регионе?

Тимур СЛАВИН («Связной»):

Санкции не сказались на бизнесе «Связного», а рост кросс-курсов привел к следующей ситуации. В конце 2014 года, когда стоимость валюты росла, покупатели стремились вкладывать обесценивающиеся рубли в гаджеты, рассматривая такой шаг как своеобразное вложение обесценивающихся денег. Четвертый квартал продемонстрировал превышающие все прогнозы показатели продаж как в штуках, так и в рублях, и часть запланированного на первый квартал 2015 года спроса была в значительной степени реализована в октябре – декабре 2014 года. В итоге цены на гаджеты выросли и два этих фактора – ажиотаж и более высокие цены – повлияли на уровень спроса на гаджеты в Новосибирске и, соответственно, на продажи «Связного» в начале года. Продажи в сегменте смартфонов в городе в январе-марте сократились на 5% в штуках и выросли на 6% в рублях, планшетов – на 29% и 38% соответственно.

Юлия ЗОТОВА («М.ВИДЕО»):

Санкции не коснулись сегмента бытовой техники и электроники. Зарубежные производители продолжают поставлять товары, некоторые из них локализовали производство или сборку техники на территории РФ еще в начале 2000-х годов. На данный момент из всей продаваемой техники в стране на территории РФ производится 95% стиральных машин, 92% телевизоров, 80% холодильников. Колебания курса коснулись нашей сферы лишь в начале года, когда практически все производители заявили о росте цен на товары в связи с экономическим положением в стране. Но обратное снижение курса валют благоприятно повлияло на ситуацию, и уже к апрелю цены приблизились к изначальным показателям. Кроме того, техника быстро дешевеет в связи с выходом новых технологий или модельных рядов.

Иван ТИССЕН («e2e4»):

Цены росли не только под влиянием курса рубля, но и из-за обеления импорта, после того как таможня совместно с налоговой выбрали IT-дистрибьюторов в качестве пилотного проекта. По этой причине товар для конечного потребителя подорожал, и порой весьма ощутимо. На фоне этого можно отметить снижение покупательной способности населения, которое продолжалось первые два квартала 2015 года. В настоящее время, как мы видим, курс более-менее стабилизировался, колоссальных перепадов нет, появился устойчивый спрос на товар и есть тенденции к дальнейшему наращиванию оборота.

Изменилась ли в последние полгода средняя скорость доставки партнерам ваших заказов?

Тимур СЛАВИН («Связной»):

«Связной» давно инвестирует в развитие онлайн-направления, и в том числе в такую важную составляющую дистанционной торговли, как логистика. На сегодняшний день у ритейлера существует распределительный склад в регионе, а также пять интернет-центров, которые по совместительству являются точками самовывоза заказов. Последние расположены в Новосибирске, Омске, Красноярске, Кемерово, Иркутске и их возможности покрывают потребности жителей не только крупных городов Сибири, но и соседних с ними регионов СФО. В результате скорость доставки заказов для жителей Сибири не отличается от аналогичных показателей в других регионах. Порядка 80% заказов «Связной» доставляет в течение 24 часов, а средняя скорость доставки в Сибири за год выросла в два раза и составила 1,3 дня.

Иван ТИССЕН («e2e4»):

В настоящее время компания «e2e4» насчитывает 23 магазина и четко выстроенная логистика во многом помогает нам обеспечить клиентов товаром без задержек. Работа в плане ускорения логистики ведется постоянно, и если товар доставляется до центрального склада в Новосибирске силами транспортных компаний, то уже здесь, на месте, доставкой до регионов мы занимаемся самостоятельно благодаря наличию собственного автопарка. Это позволяет значительно сократить интервал времени между заказом товара и его получением непосредственно в магазине. Например, если товар присутствует на центральном складе и был заказан клиентом в Барнауле, Новокузнецке или любом другом городе, где находится магазин «e2e4», то клиент сможет получить его уже на следующий день.

Как изменилось число ритейлеров в новосибирском регионе?

Тимур СЛАВИН («Связной»):

Сейчас сибирский рынок в целом сформировался с точки зрения количества игроков на нем. Из крупных компаний, пришедших в регион, можно отметить только один из суббрендов сети DNS. В дальнейшем с рынка могут уйти небольшие региональные компании. Это обусловлено тем, что локальные компании далеко не всегда могут обеспечить покупателям высокий уровень сервиса и скорость доставки товара.

Иван ТИССЕН («e2e4»):

За последние годы мы стали свидетелями постепенного сокращения количества IT-компаний на рынке Сибири. Причин тому много, но одна из главных — это приход на рынок крупных сетевых ритейлеров, развязывающих серьезную ценовую войну. В то же время сейчас модно говорить про влияние трансграничной торговли: опять же JD.com приходит и обещает цены ниже Alibaba. Тут получается давление с двух сторон: с одной – обеление импорта и за счет этого повышение цен, с другой – приходят китайцы с беспошлинной торговлей, за счет чего могут иметь преимущество в цене до 30%. Сейчас порог беспошлинной торговли составляет 1000 евро, этого вполне достаточно для полного удовлетворения нужд большинства домохозяйств. В любом случае, в настоящее время на рынке Сибири не так много действительно крупных компаний, которые успешно развиваются.

Опубликовано 27.07.2015

Похожие статьи