Топ-10 изменений в сфере ИС, ИТ и массовых коммуникаций за 2013 год. Часть II

Логотип компании
Топ-10 изменений в сфере ИС, ИТ и массовых коммуникаций за 2013 год. Часть II
Указанный акт, вступивший в силу с 1 февраля 2014 года, вводит в действие механизм досудебной блокировки информационных ресурсов, на которых обнаружена информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам...

(Окончание. Начало в IT News №02/2014)

 

За экстремистскую информацию – радикальные санкции

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”».

Топ-10 изменений в сфере ИС, ИТ и массовых коммуникаций за 2013 год. Часть II . Рис. 1

Указанный акт, вступивший в силу с 1 февраля 2014 года, вводит в действие механизм досудебной блокировки информационных ресурсов, на которых обнаружена информация, содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности или участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка. Таким образом, под угрозой незамедлительной блокировки находятся теперь любые сайты с информацией, призывающей граждан к участию в митингах и собраниях, проведение которых не было согласовано с местными властями.

После получения обращения Генерального прокурора РФ или его заместителя о факте обнаружения запрещенной информации на определенном сайте Роскомнадзор обязан в кратчайшие сроки уведомить оператора связи о необходимости блокировать указанный в обращении ресурс. В свою очередь, оператор связи обязан незамедлительно ограничить доступ к соответствующему ресурсу. В таких условиях владелец сайта практически лишен возможности избежать блокировки сайта, что значительно отличает процедуру, предусмотренную данным законом, от тех механизмов, которые уже применяются в отношении иных категорий незаконного контента.

 

Применимое право для лицензий и договоров

Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. № 260-ФЗ «О внесении изменений в часть третью Гражданского кодекса РФ».

Топ-10 изменений в сфере ИС, ИТ и массовых коммуникаций за 2013 год. Часть II . Рис. 2

В рамках реформирования ГК РФ изменены нормы, определяющие, право какой страны подлежит применению к тем или иным отношениям сторон. Соответствующие изменения коснулись и интеллектуальной собственности. В частности, уточнены нормы о праве, применимом к форме сделки. Теперь, согласно ч. 3. ст. 1209 ГК РФ, если сделка либо возникновение, переход, ограничение или прекращение прав по ней подлежат обязательной государственной регистрации в России, то форма такой сделки подчиняется российскому праву. Эта новелла имеет прямое отношение к договорам в отношении изобретений, товарных знаков и иных объектов интеллектуальной собственности, права на которые возникают в результате их государственной регистрации.

Изменены положения ст. 1211 ГК РФ об определении права, применимого к договору в случаях, когда отсутствует соглашение сторон о выборе права. Так, к договору коммерческой концессии теперь будет применяться право страны, на территории которой пользователю разрешено использовать предоставленный ему комплекс исключительных прав. Если такое использование разрешено одновременно на территории нескольких стран, будет применяться право страны, где находится место жительства или основное место деятельности правообладателя.

Аналогичным образом к договору об отчуждении исключительного права применяется право страны, на территории которой передаваемое право действует, а к лицензионному договору – право страны, на территории которой разрешается использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Если же исключительное право действует на территориях одновременно нескольких стран (для договора об отчуждении прав) либо использование разрешается на территориях одновременно нескольких стран (для лицензионного договора), то будет применяться право страны, где находится место жительства или основное место деятельности правообладателя/лицензиара.

 

Осторожно, дети

Приказ Роскомнадзора, ФСКН России и Роспотребнадзора от 11 сентября 2013 г. № 1022/368/666.

С момента вступления в силу Федерального закона от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ, которым закреплена возможность внесудебной блокировки сайтов, содержащих вредную для детей информацию, рынок ожидал официальных разъяснений относительно того, что же следует понимать под теми или иными категориями запрещенной для распространения информации. И осенью 2013 года соответствующие разъяснения были даны.

В совместном приказе уполномоченные органы привели описание критериев, позволяющих идентифицировать информационные материалы, распространение которых в РФ запрещено. В то же время следует констатировать, что некоторые из этих критериев до сих пор не позволяют устранить все сомнения в вопросе о том, относится ли определенная информация к запрещенной.

 

Открытость в данных

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” и Федеральный закон “Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления”».

Топ-10 изменений в сфере ИС, ИТ и массовых коммуникаций за 2013 год. Часть II . Рис. 3

Минувшим летом информационное законодательство пополнилось термином «открытые данные», который используется в ряде новых норм, дополнивших действующие федеральные законы. Так, на госорганы и органы местного самоуправления возложена обязанность размещать в сети Интернет в форме открытых данных, то есть в машиночитаемых форматах, информацию о своей деятельности, а также общедоступную информацию, содержащуюся в государственных информационных системах.

Однако общедоступной является не любая информация из государственных ИС – порядок отнесения информации к общедоступной и подлежащей опубликованию в форме открытых данных должен быть установлен правительством. Также правительством будут определены случаи, когда доступ к информации в государственных ИС будет возможен только для пользователей, прошедших авторизацию в единой системе идентификации и аутентификации (например, зарегистрированных на портале госуслуг).

При этом термин «открытые данные» определен не напрямую, а через следующую формулировку: «Информация, размещаемая ее обладателями в сети Интернет в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных». Отмечается, что в данном определении на первый план выведен формат предоставления данных, в результате чего «открытые данные» фактически отождествляются с «машиночитаемыми данными».

 

Спаму – бой

Письмо Федеральной антимонопольной службы России от 31 октября 2013 г. № АК/43077/13.

Топ-10 изменений в сфере ИС, ИТ и массовых коммуникаций за 2013 год. Часть II . Рис. 4

В данном письме ФАС России дала подробные разъяснения относительно того, какие сведения необходимы надзорному органу для установления факта получения абонентом нежелательного рекламного сообщения. Кроме того, антимонопольный орган перечислил действия, которые должны быть совершены абонентом для того, чтобы обеспечить ФАС России возможностью получить все необходимые сведения.

Согласно позиции регулятора, сведения, подтверждающие факт поступления рекламы абоненту (детализация услуг связи), а также сведения о лицах, распространивших указанную рекламу, антимонопольный орган вправе запросить у оператора связи самостоятельно. Однако, поскольку сведения о соединениях абонента составляют тайну связи, для направления соответствующих запросов и получения необходимой информации ФАС России необходимо получить согласие абонента на получение необходимых сведений от оператора связи. Соответственно, в дополнение к заявлению о факте получения нежелательного рекламного сообщения, сопровождаемого изображением (скан-копией) полученного сообщения, абонент обязан направить ФАС России свое согласие на запрос данных у оператора связи.

Примечательно, что надзорный орган допускает возможность предоставления указанных выше документов с использованием официального мобильного приложения ФАС России, специально выпущенного для оформления и передачи жалоб на SMS-спам.

 

Отмена мобильного рабства

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. № 253-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О связи” и статьи 333.33 и 333.34 части второй Налогового кодекса РФ»; Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. № 314-ФЗ «О внесении изменения в статью 46 Федерального закона “О связи”».

Топ-10 изменений в сфере ИС, ИТ и массовых коммуникаций за 2013 год. Часть II . Рис. 5

Последние законодательные изменения в сфере регулирования связи позволяют сохранить абонентский номер при смене сотового оператора. Оператор связи обязан обеспечить передачу номера другому оператору в строго определённые сроки. С 1 марта 2014 г. вступят в силу положения об ответственности за нарушения данных сроков. Так, оператор-нарушитель будет обязан безвозмездно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи абоненту на условиях ранее заключенного договора до момента исполнения своей обязанности по передаче номера оператору связи, выбранному абонентом.

В целях реализации вышеуказанных нововведений были изменены правила оказания услуг подвижной связи, а также создана база данных перенесенных номеров. Так, согласно постановлению Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 599 абонент имеет право сохранить свой номер в пределах региона. Однако для успешного перехода от одного оператора к другому требуется погасить все обязательства перед прежним оператором связи.

В свою очередь, Постановление Правительства РФ от 11 октября 2013 г. № 904 регламентировало процесс функционирования базы данных перенесенных номеров, а также закрепило перечень информации, которая вносится в базу операторами для хранения и обработки.

Смотреть все статьи по теме "Информационная безопасность"

Опубликовано 08.03.2014

Похожие статьи