Трубки года. Сотовая розница – территория контрастов

Логотип компании
Интересно, показался ли минувший год продуктивным сотовым ритейлерам? После передела рынка все они на виду и, включив в свои порядком поредевшие ряды сотовых операторов, сообща продают ультрадешевые мобильники.

Интересно, показался ли минувший год продуктивным сотовым ритейлерам? После передела рынка все они на виду и, включив в свои порядком поредевшие ряды сотовых операторов, сообща продают ультрадешевые мобильники.

С одной стороны, объемы продаж в 2010-м росли и постепенно приближались к отметке «Х» (докризисному уровню). При этом средняя цена проданного телефона продолжила падение. Если три года назад средний чек при покупке мобильника равнялся 7-8 тыс. руб., то покупатель образца 2010 года не набирал по нему более чем на 4,6 тыс. руб. Но, напомним, сотовая розница – территория контрастов. Еще одной приметой минувшего года стала резко возросшая популярность смартфонов. Получается, что так называемый средний чек на российском рынке формировался из двух «полюсов»: аналитики констатировали все более растущий спрос на самые дешевые телефоны (до 1,5 тыс. рублей) и укрепление позиций «умных» аппаратов, которые стоят по-разному, однако обычно попадают в верхнюю ценовую категорию 10–15 тыс. рублей. Хватает и топ-устройств по 22–25 тыс. рублей.

«Средние» телефоны, занимающие промежуточные ценовые ниши, если и не вымываются с рынка, то утрачивают свое доминирующее значение. Пользователю куда интереснее приобрести «звонилку» плюс интернет-планшет или нетбук, чем пытаться добиться такой же «двойной» функциональности на столь популярной ранее «обычной» модели (сенсорный экран, встроенная камера, интернет-браузер типа Opera Mini). Похоже, многие уже наелись подсчетом мегапикселей в камерах и на экране. Но продвинутые пользователи все равно настаивают на смартфонах/коммуникаторах, способных при соответствующих размерах клавиатуры заменить планшет.

В течение года аналитику по сотовому ритейлу исправно выдавали два игрока: «Евросеть» и МТС. Существенных различий в их цифрах не было: объемы продаж могли разниться на несколько процентов, а средний чек, по данным «Евросети», как правило, был повыше на 500-600 рублей. МТС, как и «Билайн» и «МегаФон» (также заняты продажами трубок через фирменные салоны), широко продвигает собственные брендированные телефоны, многие из которых относятся к нижнему ценовому диапазону. В принципе расцвету этих дешевых-дешевых трубок, на которые еще два-три года назад вряд ли бы посмотрели сегодняшние покупатели, как раз и способствовали сами операторы. Компании акцентируют внимание на том, что телефон как средство связи должен быть максимально доступным (что для них совершенно естественно, так как прибыль они получат еще и с договора обслуживания).

Когда компания МТС подвела итоги 2010 года, выяснилось, что средняя стоимость телефона опустилась еще на 14%, хотя в IV квартале этот показатель вырос по отношению к третьему сразу на 6%. Таким образом, на конец года средняя стоимость проданной трубки составила 4598 рублей (некоторое увеличение объяснялось стремлением приобрести в качестве подарка трубку дороже).

В штучном выражении объем рынка, согласно МТС, вырос за год аж на 25%, достигнув 34,8 млн. В IV квартале рынок шагнул за год на 18% и на 6% (10,4 млн штук) по отношению к третьему кварталу. Традиционно в последнем квартале была продана почти треть годового объема (какие-то тренды остаются неизменными год от года). В денежном же выражении рост в IV квартале составил всего 16% год к году (или 12% за квартал), а в целом за 2010 год денежный объем увеличился на 7% (до 155,2 млрд рублей), что не так уж значительно и куда менее заметно по сравнению со штучным ростом.

В нижнем ценовом сегменте стоимость трубки еще немного подвинулась, аппаратов с ценником менее 1 тыс. рублей стало больше. Сотовые операторы, сделав ставку на этот сегмент, не улучшили финансовые показатели на рынке. Зато в верхнем ценовом сегменте цены, напротив, оказались стабильными и снижения не произошло: аппарат здесь по-прежнему предлагается за 20-25 тыс. рублей и более.

Чтобы понять, из чего складывается средний чек, достаточно взглянуть на структуру продаж. Так, в собственной сети МТС по результатам IV квартала доля проданных телефонов стоимостью менее 5 тыс. рублей достигла 74,3% (в штучном выражении), а от 5 до 10 тыс. – всего 18,5%. На модели дороже 10 тыс. рублей пришлось 7,1% в общих продажах. Если говорить о моделях, то 7,8% в структуре спроса на мобильники в розничной сети МТС занял МТС 236: стоил он 850 рублей и в течение года оставался бессменным лидером продаж. За ним идут Samsung E1080 (менее 1 тыс. рублей) и Nokia 1280 (до 900 рублей), которые в IV квартале получили доли в продажах 6,7% и 4% соответственно. Более продвинутая модель МТС Qwerty 635 (за 3,5 тыс. рублей), продажи которой стартовали в III квартале 2010 года, заняла в конце года четвертое место, получив долю в 3,8%.

Столь уверенные позиции ультрабюджетных моделей не помешали розничной сети МТС зафиксировать всплеск интереса к смартфонам. По данным сети, положительная динамика наблюдалась в течение всего 2010 года, и только в IV квартале относительно третьего продажи смартфонов в штучном выражении выросли на рекордные 111%. Причин для того, чтобы обратить внимание на «умный телефон» именно сегодня, более чем достаточно. Во-первых, развитие рынка привело к тому, что лучшие характеристики получили именно такие трубки, сохранив при этом умеренную цену. К тому же в 2010 году выпущено несколько новых и очень популярных моделей: iPhone4, HTC Desire, МТС 916. Эти трубки по-настоящему подходят для интернет-серфинга. Аргументом в пользу «тройки» стало активное развитие 3G-доступа в большинстве российских регионов. Все-таки серфинг на скорости 1-2 Мбит/с, которую более-менее стабильно демонстрируют сети, поинтереснее будет, чем WAP, GPRS и даже EDGE – а ведь с ними операторы на полном серьезе предлагали работать совсем недавно.

«Тройка» проявляет и некоторую заботу о своих абонентах – владельцах смартфонов. Специальные интернет-тарифы наконец стали пригодными и для разговоров, а введение специальных опций позволило снизить стоимость минуты вызова. Говоря о смартфонах, не будем забывать и про усилия производителей и разработчиков. В 2010 году появилось множество бюджетных референс-платформ для выпуска смартфонов, а жесткая конкуренция, в том числе и между производителями, все же привела к существенному снижению розничной цены на модели, лишенные имиджевого флера (камешек в огород Apple). Так, новую модель с сенсорным экраном, шустрым процессором, достаточным объемом памяти и хорошей сборкой от производителя с мировым статусом можно приобрести дешевле чем за 10 тыс. рублей, как в случае с модельным рядом LG.

Опубликовано 25.03.2011

Похожие статьи