Интернет-переворот как предчувствие

Логотип компании
Интернет-переворот как предчувствие
Прошедший 2010 год стал настоящим бенефисом интернет-компаний, доказавших всему телекоммуникационному сообществу, что с ними необходимо считаться. Я глубоко убежден, что успехи Google, Skype, всевозможных социальных сетей и других порождений Глобальной сети способны перевернуть традиционный уклад бизнеса в области услуг связи.


<p><b>Прошедший 2010 год стал настоящим бенефисом интернет-компаний, доказавших всему телекоммуникационному сообществу, что с ними необходимо считаться. Я глубоко убежден, что успехи </b><b>Google, </b><b>Skype, всевозможных социальных сетей и других порождений Глобальной сети способны перевернуть традиционный уклад бизнеса в области услуг связи.</b></p>

<p> </p>

<p>Ни для кого не секрет, что интернет-компании ухитряются загружать телекоммуникационные сети своим трафиком, не платя за это их владельцам. Нельзя сказать, что делается это злонамеренно – просто исторически сложилось именно такое разделение труда: одни компании строят сети, а другие их эксплуатируют. Но динамичный рост трафика, вызванный как развитием уже существующих интернет-сервисов, так и появлением новых, вынуждает операторов постоянно вкладываться в модернизацию и поддержку сетевой инфраструктуры. Поэтому рано или поздно они должны были осознать всю несправедливость сложившейся на рынке ситуации, что, собственно, и произошло, как только вынырнувшие из Глобальной паутины адепты виртуальности стали подрывать основы традиционного телекоммуникационного бизнеса.</p>

<p>Впрочем, деятельностью интернет-корпораций обеспокоены не только связисты, но и российские чиновники. Не секрет, что компании вроде Skype и Google практически не пополняют госбюджет за счет налогов и подконтрольны иностранцам, но при этом уверенно чувствуют себя в существующем правовом поле и имеют гораздо больше возможностей для развития бизнеса, чем операторы связи, регулярно сталкивающиеся с теми или иными нормативными барьерами.</p>

<p> </p>

<p><b>Гугломания</b></p>

<p>Главная интернет-угроза для привычного уклада телекоммуникационного рынка исходит от компании Google с ее бесчисленными интернет-приложениями, включая программный VoIP-телефон Gizmo5, кодеки GIPS для передачи аудио и видео по IP-сетям, навигационный сервис Google Maps, а также Google Voice, благодаря которому 186 млн пользователей электронной почты Gmail могут звонить не только с компьютера на компьютер, но и на стационарные и мобильные телефоны. Все перечисленные разработки пошли в тираж именно в 2010 году, после того как интернет-корпорация инвестировала в их покупку и продвижение с целью воплотить в жизнь свою давнюю задумку – формирование платформы, при помощи которой можно было бы совершать звонок одним щелчком мышки из любого интернет-приложения, с любого устройства. Эти сервисы являются прямыми конкурентами голосовых услуг операторов фиксированной и мобильной связи, однако ими деятельность Google уже не ограничивается.</p>

<p>По итогам 2010 года доля операционной системы Google Android на мировом рынке смартфонов выросла в 10 раз, достигнув 20%. В России аппараты на ее базе составляют около 10% продаж, однако уже в следующем году, по прогнозам производителей сотовых телефонов, Android будет установлена в каждом третьем продаваемом смартфоне. Судя по темпам появления на рынке всевозможных гаджетов на базе этой платформы, включая мобильные телефоны и интернет-планшеты, она способна серьезно повлиять на расстановку сил в сегменте платных мобильных приложений, потеснив с него порталы традиционных контент-провайдеров благодаря специализированному интернет-магазину Android Market. Счет закачек с этого онлайн-ресурса в день идет на миллионы, при этом многие программы доступны отсюда совершенно безвозмездно, прямо с мобильного устройства на базе Android.</p>

<p>Помимо всего прочего, Google самостоятельно выходит на точки обмена трафика и даже работает на глобальных участках без взаимодействия с операторами Tier 1, а одни из ее многочисленных ноу-хау – серверные технологии – позволяют оптимизировать доставку контента конечным пользователям.</p>

<p>К слову о конечных пользователях. В начале 2010 года случился грандиозный прецедент, почему-то не попавший на страницы большинства СМИ. Компания Google объявила о намерении развернуть гигабитные волоконно-оптические сети доступа в нескольких населенных пунктах США, которые охватят от 50 тыс. до 500 тыс. частных абонентов. Якобы это необходимо лишь для того, чтобы оттачивать новые интернет-приложения, предъявляющие повышенные требования к пропускной способности «последней мили». Однако я полагаю, что параллельно с этим корпорация отрабатывает технологии прокладки оптического кабеля, а заодно наблюдает за реакцией рынка на появление нового игрока. К сожалению, подробности этого проекта Google не раскрывает и, вполне возможно, делает это не случайно. Ведь компания уже контролирует практически полный набор технологий для реализации любых коммуникационных сервисов, за исключением той самой «последней мили», с помощью которой могла бы напрямую общаться со своими абонентами, минуя локальных интернет-провайдеров.</p>

<p> </p>

<p><b>Культ скайпа</b></p>

<p>Вторым после Google источником опасности для традиционных операторов связи единогласно признается Skype. Судить о размахе этой компании, принадлежащей группе зарубежных инвесторов, можно по коллапсу, возникшему в один из дней конца декабря 2010 года: «падение» Skype оборвало тогда более 10 млн голосовых и видеозвонков. Миллионы пользователей Skype, обнаружив, что не могут авторизоваться на сервере любимого онлайн-сервиса, наводнили интернет-сайты сообщениями о проблеме. На ее устранение службе технической поддержки понадобилось более 13 часов (по причине огромного количества пользователей).</p>

<p>Зато большинство традиционных операторов связи в этот период наверняка потирало руки в восторге от редкой ошибки конкурента. Ведь, по оценкам аналитиков, потери российского телеком-рынка от деятельности Skype составили около 6,7 млрд рублей в 2009 году и более 10,5 млрд рублей в 2010-м. Причем если несколько лет назад Skype угрожал только операторам фиксированной связи, то в 2010 году он стал доступен пользователям мобильных телефонов на базе всех популярных ОС, включая Microsoft Windows Mobile, Apple iOS, Symbian OS, BlackBerry и Google Android. По разным оценкам этим VoIP-сервисом в 2010 году ежесуточно пользовалось от 124 до 560 млн. пользователей, генерировавших около 13% всего объема мирового МГ/МН-трафика за год. Наверное, именно поэтому некоторые участники телекоммуникационного рынка называют Skype не иначе как оператором международной связи № 1.</p>

<p> </p>

<p><b>Капитуляция или нейтралитет?</b></p>

<p>Прошедший год наглядно продемонстрировал, что у участников телекоммуникационного рынка пока нет единого мнения о том, как нейтрализовать угрозу, исходящую от интернет-компаний. Одни выступают за жесткое законодательное регулирование Глобальной сети и бизнеса на рынке интернет-приложений, в том числе VoIP-телефонии. Крупнейшие европейские и российские операторы связи уже неоднократно высказывались в пользу того, чтобы за трафик платили не они, а те, кто его передает, например Google или Skype, однако пока что дальше разговоров дело не идет. Другие настаивают, что нежелательные потоки данных, генерируемые интернет-компаниями, необходимо нещадно блокировать, не дожидаясь, пока инертная нормативная база позволит делать это на законных основаниях. Однако и это пока что ни к чему хорошему не приводит, поскольку поддержка блюстителей закона тут же оказывается на стороне пострадавших.</p>

<p>Но у телекоммуникационных операторов есть и еще один путь – пойти на мировую с интернет-компаниями и даже попытаться наладить с ними конструктивное сотрудничество. Положительный опыт в мире уже есть: например, компания Skype заключила стратегическое партнерство с японским оператором связи KDDI, разработав для его мобильной сети эксклюзивную версию VoIP-приложения под фирменным брендом. Аналогичные проекты Skype реализует с Verizon Wireless в США и с Three в Великобритании. А Google и ее магазин интернет-приложений Android Market готовы сотрудничать с любыми операторами мобильной связи, предлагая им определенный процент от стоимости контента, оплачиваемого пользователями непосредственно с сотового телефона.</p>

<p>На мой взгляд, в 2011 году поиск консенсуса в отношениях с интернет-компаниями станет ключевой задачей для операторов связи. В противном случае рано или поздно они будут вынуждены капитулировать перед малочисленными, но превосходящими силами противника.</p>

Опубликовано 17.03.2011