Красиво жить не запретишь

Логотип компании
Красиво жить не запретишь
Самым главным мегаощущением, которое оставил о себе ушедший 2011 год, стало предчувствие того, что красота – это именно то, что спасет если не весь мир, то компьютерный бизнес точно. Мысль эту человечеству подарил ушедший (слишком рано, как и все гении) Стив Джобс.

Самым главным мегаощущением, которое оставил о себе ушедший 2011 год, стало предчувствие того, что красота – это именно то, что спасет если не весь мир, то компьютерный бизнес точно. Мысль эту человечеству подарил ушедший (слишком рано, как и все гении) Стив Джобс.

Красиво жить не запретишь. Рис. 1
Всю свою жизнь он пытался слепить «из того, что было» компьютер, привлекательный для простого человека. Над идеями Джобса долго смеялись, объясняя, что тумбочки с клавиатурой и монитором не нужны нормальным обывателям. И понравиться такое чудо техники (скорее, даже «чудовище») может разве только безумным ученым. Да и то не столько понравиться, сколько помочь в их сумасшедшей работе.

И так оно и было долгие-долгие годы. Компьютеры поначалу покупали для военных, затем для гражданской науки, после с их помощью автоматизировали труд разного рода клерков, которые все более превращались из людей в механизмы по введению информации в недра жужжащих и множащихся со скоростью мух-дрозофил железных электронно-вычислительных шкафов. Но один человек в компьютерном мире упрямо продолжал настаивать на том, что бездушные железки с силиконом внутри способны на большее. И могут вдохновлять на подвиги не только ботаников в очках в роговой оправе, но и самых отвязных творческих людей.

В качестве доказательства Джобс собирал из «железа» и «софта» компьютеры для музыкантов, которые со временем стали музыкальным стандартом. Спрашивать у человека «на чем играешь?» стало в большинстве случаев незачем, после того как один за другим музыканты стали выходить на сцену не с гитарами и трубами, а с ноутбуками со светящимся яблоком.

Компьютеры и программы в итоге разделились на те, которые для дома, для семьи, для удобства, для души, наконец. И те, что для работы. Противостояние «рабочих» и «душевных» устройств и софта к ним продолжалось так долго, что казалось, оно будет вечным.

И вот 2011 год показал, что работодатели наконец сдались. Пошли на поводу у наемного персонала. Просто потому, что безропотных менеджеров среднего звена уже невозможно стало заставить расстаться со своими любимыми игрушками. Даже на рабочем месте менеджеры не выпускали из рук привычные гаджеты. Сначала речь шла только об iPhone. Это были не первые смартфоны. Нет. Но первые из тех, с которыми пользователи не захотели расставаться ни на секунду. Затем появились другие любимчики-телефончики на иных мобильных платформах. Еще позже – планшетные компьютеры.

Вселенской любви к гаджетам, как оказалось, подвластны не только владельцы заводов, газет и пароходов, но даже президенты самых диких, правда, бесконечно развивающихся стран. Это привело к тому, что мировым IT-корпорациям, включая те, что намеренно отказались от консьюмерских продуктов, пришлось менять стандарты. Терпеливо молчавший долгие годы корпоративный клиент взбунтовался. И IT-директор или сисадмин в организации уже не мог поставить его на место, сказав привычное «нет» пользователю модного устройства, пожелавшему подключиться к корпоративной системе со своего любимого смартфона или планшета. Тем более что пользователем мог ведь оказаться и сам владелец бизнеса.

Снявши голову, по волосам не плачут. Сказав «да» мультиплатформенности и поддержке новомодных устройств, разработчики корпоративных приложений вынуждены были сжать зубы и выдавить из себя что-то похожее на «угу» или «yes» еще один раз. Подтвердив тем самым, что их прежде «выдающиеся», «безупречные», другими словами «best of breed», программы на современных устройствах выглядят, мягко говоря, «не айс». По сравнению с любой яркой бесплатной или платной программкой, которую владелец смартфона или планшета может скачать с сайта AppStore или Android Market, корпоративные приложения смотрелись поначалу, прямо скажем, бледновато.

Конкуренция с софтверной «мелкотой» существует, пришлось признать IT-гигантам. И конкурировать приходится в том числе и красотой интерфейса, а также таким давно забытым на корпоративном рынке понятием, как юзабилити, а не только корпоративными скидками, системным подходом и подарками в виде «абсолютно бесплатных» приложений, которые идут в довесок к серверу за миллион долларов. И окупаются для разработчика сторицей после заключения первого же сервисного контракта.

Так вот и начался новый виток «гонки компьютерных вооружений» – подгонка корпоративных приложений под стандарты, принятые в частной жизни. И нет никаких сомнений, что наивных корпоративных клиентов, так же как и домашних пользователей, на этом пути ждет еще немало разочарований – программ, выдающих себя за полезные, но представляющих собой фантики-пустышки, не приносящие пользу ни уму, ни бизнесу.

Поток кумиров

Красиво жить не запретишь. Рис. 2
Второе гиперощущение от 2011 года – чувство появления поточной технологии сотворения кумиров.

Человечество все острее нуждается в них. Мало ли, что в Библии сказано «не сотвори». Не сотворя, как говорят, не выловишь даже рыбку из пруда. Кумир нужен не только для установления духовной или политической власти. Ничуть не меньше в нем нуждается бизнес. В том числе компьютерный.

Одним из кумиров компьютерного мира стал, естественно, Стив Джобс. Не успел человек умереть, как его тут же растащили на цитаты. Одну выбили на стене новейшего и крупнейшего в Европе центра обработки данных, построенного российским Сбербанком. Как рассказала мне одна из сотрудниц компании Micorsoft, побывавшая в кабинете старшего вице-президента Сбербанка Виктора Орловского, все стены там сплошь увешаны изречениями великих и просто людей. Такое вот у человека хобби. А то, что оно в той или иной степени повлияло на надпись в ЦОДе, сомневаться не приходится – кто, как не г-н Орловский, презентовал центр премьер-министру Владимиру Путину?

Другим кумиром человечества в 2011 году стал Интернет в целом, а также его сетевые пузыри и пузырьки в частности. Маркетологи натренировали людей влюбляться в проекты, за считаные месяцы увеличивающие капитализацию с нуля до миллионов и миллиардов долларов. О некоторых таких проектах даже сняли полномасштабное кино. Но, почему-то, без использования технологии 3D. Может быть, авторы кинофильма об известной социальной сети сочли, что во всенародную любовь не стоит подмешивать лишний технологический изъян? В фильме и так достаточно много всего «про разные технологии».

Олег Тиньков, еще совсем недавно души не чаявший в своем новом и почти целиком построенном на интернет-технологиях банке «Тинькофф Кредитные Системы» (почти, потому что полностью дистанцироваться от клиентов кредитная организация пока еще не в силах), узнав об успехах коллег из «чистокровного» интернет-бизнеса, расстроился и решил, что в ближайшем будущем он обязательно замутит что-то подобное. Банк, даже тот, что с претензией на дистанционное обслуживание, оказался, увы, слишком консервативным проектом, чтобы надуться (в плане роста капитализации) так же быстро, как, допустим, Groupon или Facebook.

Последние обросли клонами, пытающимися собрать денежные сливки в отдельно взятых регионах. Увы, локальные инвесторы, похоже, не понимают одного: чтобы собрать в своем регионе прибыль, аналогичную американской, нужно для начала построить соответствующее общество потребления, сравнимое с Соединенными Штатами потребителей Америки. Надо при этом иметь в виду, что США идеально потребляют и перерабатывают не только продукцию (мясо, хлеб, молоко, автомобили, а также фото, видео и прочий, грубо говоря, контент), но и бизнес-идеи. Без этого точнейшим образом скопированные схемы любых самых успешных интернет-стартапов редко срабатывают.

В этом плане Тинькову, можно сказать, фатально везет. Каждый раз, когда многие другие бизнесмены, заработавшие свои капиталы бог знает на чем, но только не на Интернете, очертя голову бросаются в омут воплощения чужеСТРАННЫХ (здесь ключевое слово – «странных») интернет-идей, у Олега Тинькова в работе всегда оказывается какой-то более приземленный проект. Который надо еще довести до ума, перед тем как продать. Поэтому на новый для себя сегмент Тиньков выходит не самым первым, но зато его бизнес-пузыри пока еще не лопались. По крайней мере, до первой продажи. Очевидно, что и с новым интернет-проектом Тиньков чрезмерно торопиться не станет.

Жди когда созреет

Красиво жить не запретишь. Рис. 3
Отсюда еще один важный вывод из 2011 года. Года-предшественника, как мы все хорошо знаем, конца света. Вывод прост: если не хочешь конца – не спеши.

Время, как оказалось, вещь субъективная. И если как следует подождать, можно не только не опоздать, но и опередить свое время. Создатели фильма «Аватар» задумали его много лет назад. И ждали, пока технология 3D станет не просто доступной, а «привлекательной» настолько, что ее можно будет продавать. В итоге именно «Аватар» стал первым заметным 3D-фильмом, а не его предшественники, о которых теперь никто уже и не вспоминает. Стив Джобс (куда ж без него) задумал iPad в далеком 2000 году. И не просто задумал, а ждал когда созреет все необходимое для создания такого устройства и придумывал бизнес-модель его продаж. Можно сказать, что было почти все, кроме рынка. Именно поэтому, а не потому, что сенсорных матриц в природе не было, Джобс ждал десять лет. И именно поэтому он первым запустил iPhone, а не iPad. Рынок был не готов к «старшенькому».

По секрету всему свету

К вопросу о маркетинге, быстрых и медленных IT-затратах, технологиях и их окупаемости. Россия гордо потратила миллиарды долларов в попытке отправить на Марс устройство, способное привезти землянам горсточку инопланетного грунта. В итоге страна осталась у разбитого, по непонятным причинам, космического «корыта». В Америке тем временем пользуются бешеным спросом марсианские осколки, доставшиеся, можно сказать, даром – в виде пролившегося летом 2011 года на Землю забавного метеоритного дождя.

Отсюда вывод: развивать технологии, в том числе космические, можно двумя путями. Один путь можно назвать «сверхсекретным». Это когда разрабатывают «технологии будущего» в рамках сверхпередовых и сверхдорогих проектов, в обстановке повышенной тайны. Это все, безусловно сверхважно. Особенно для развивающихся стран, которые постоянно находятся под сверхугрозой. Здесь постоянно приходится недосыпать и работать как рабы на галерах. Недоглядишь – прилетит кто-то или что-то с Марса и отнимет все нажитое непосильным рабским трудом. Допустим, нефть. Недостаток же секретного пути – в невозможности простому обывателю разобраться в том, что именно делается нового в рамках того или иного таинственного проекта. Но зачем это вообще понимать? Это же не для среднего ума, а для сверхчеловеческого.

IT-компании и не пытаются. Они тихо и мирно получают лицензии от «Роскосмоса». Один за другим. В ноябре 2011-го «бессрочным космическим сертификатом» обзавелась «ИнлайнГруп». Ранее это уже сделали «Ланит», «Систематика», Digital Design, «Ангстрем» и «Русские навигационные технологии». При этом IT-эксперты не скрывают, что в работе с представителями космической отрасли можно обходиться и без специальных лицензий. То есть в космических проектах, как и в любых прочих сверхважных для страны, все очень просто и одновременно очень сложно.

Глобальный, или сверхподход, чувствовался в 2011 году в России во всем. В том числе в автоматизации госаппарата. И в эффективности работы чиновников. Американцы и европейцы меряют эффект от внедрения IT-систем в госучреждениях десятками или сотнями тысяч, порой даже миллионами, а русские, чего греха таить, – триллионами. Эксперты аналитического центра при Правительстве РФ, в частности, внедрив у себя аналитическую систему от SAP, не моргнув и глазом, оценили эффект от своей деятельности в триллион рублей.

Обыватели с Марса

Другой путь развития технологий – обывательский. Его наглядно демонстрирует Запад. Возьмем ставшую уже привычной марсианско-космическую тему. За «бугром» буднично, без особого пафоса изучают траектории и состав всего того мусора, что летит к нам из космоса. Да еще имеют наглость популяризировать такие ерундовые (с точки зрения сверхпроектов) научные изыскания. В итоге же обывательский подход к развитию науки окупается сторицей. В частности, после того, как было установлено (а может быть, только заявлено), что в марокканские пески с неба упало что-то с того самого, не покорившегося русским Марса, коллекционеры и ученые заплатили за небесные камушки в 20 раз больше, чем за золото.

Кроме того, обывательский путь развития сразу же дает что-то высокотехнологичное (пусть и без приставки «сверх» или «нано»)простым людям. Сверхсекретный же путь если что и дает, то каким-то загадочным сверхлюдям. А обычным обывателям достаются вместо этого подробные объяснения, почему мы имеем то, что имеем. То есть почему мы не имеем ничего своего в «железе» и в силиконе, с проводами, с экранчиками, с кнопочками и с программками. Такого своего, что можно было бы, не стыдясь, назвать хотя бы капельку высокотехнологичным. Вместо этого апологеты сверхпроектов выдают сверхлозунги о том, что мы, мол, если захотим, то не только к Марсу улетим, но и iPad получше эппловского все-таки сделаем. Просто нам, русским, как всегда недосуг.

В эпоху глобализации обмануть простого обывателя с тем, как обстоят реальные дела с технологическим развитием конкретной страны, становится все сложнее. Можно, конечно, попытаться – показывать по телевизору передачи о суперсовременных или просто красивых научных исследованиях, но тут же выясняется, что большинство самых толковых программ сняты за рубежом. И это невозможно скрыть озвучкой. Можно заявлять о скором выпуске автомобиля, которого свет не видывал. Но концепт печально известного «ё-мобиля» из гибридного чуда быстро превратился в обычное авто. А в 2011году, похоже, совсем «ё»кнулся. Можно, наконец, строить автодром в Сочи и запустить трансляцию «Королевских гонок», где мчатся автомобили с космическими технологиями внутри. Но, судя по нашему марсоходу-неудачнику и положению в рейтинге «Формулы-1» команды «Маруся», с космическими технологиями у нас не то что в космосе, но и на земле все очень проблематично.

Киберпреступники и киберполиция

Красиво жить не запретишь. Рис. 4
В 2011 году похитили (после, слава Богу, отвоевали) сына основателя «Лаборатории Касперского» Евгения Касперского. Не так важно, чьего сына, собственно, как то, что выкрали юношу с помощью информации, полученной из открытых источников. Точнее, с помощью данных из популярной социальной сети.

Впрочем, имя отца пострадавшего – тоже важный показатель. Евгений Касперский, как кажется и мне, и многим людям, которые общались с ним лично, всегда считался неким народным любимцем. Которого некому и незачем обижать. Евгений и до, и после инцидента с похищением сына, увлекая за собой пару сотен блоггеров в какую-нибудь российскую тьмутаракань, ест, пьет, спит и ездит вместе со всем честным народом – на пароходе, на поезде, в старенькой козьмодемьянской «Газели» или в модном (по меркам провинциального Урюпинска) автобусе. А ведь «человек-антивирус» легко мог бы проехаться с гораздо большим комфортом и безопасностью – рядышком со всеми, в бронированном лимузине или даже на персональной «Ладе-Калине» с охраной из десятка японских внедорожников. От этого, пожалуй, шумихи в блогах было бы не меньше. А она совсем не лишняя для дополнительной раскрутки антивирусного бренда в регионе.

Печальный инцидент с Касперским показателен, таким образом, вдвойне. Во-первых, тем, что под серьезной угрозой со стороны преступников, не брезгующих покопаться в Сети, может оказаться даже человек, лучше многих других разбирающийся в компьютерной безопасности и, самое главное, в опасностях, которые таит в себе Всемирная паутина. Во-вторых, становится понятно, что слово действительно не воробей. И в любой момент оно может быть использовано против того, кто его выпустил из рук (если слово вводить с клавиатуры) или из уст (если слово выпускать в свет в виде аудио/видеофайла). Спецслужбы или террористы, борцы с пиратством или хакеры, банальные тролли или специалисты по фишингу – воспользоваться информацией из Сети может при желании каждый.

Евгений Касперский давно уже ратует за создание киберполиции. Но полиция, даже виртуальная, это вам не антивирус. Если российские программки для борьбы с троянами и червями могут на равных конкурировать с лучшими международными аналогами, причем на вражеской территории, то отечественная полиция сравнялась с той, что работает в цивилизованных странах, может разве что своим измененным названием. Не зря же на второй ежегодной конференции “Antifraud Russia”, где собираются одновременно представители МВД и бизнеса, озабоченные борьбой с киберпреступностью, второй уже раз констатировали, что квалифицированных кадров российским спецслужбам как не хватало, так и не хватает, а в лабораторию, где проводится экспертиза улик с мест компьютерных преступлений, выстроилась огромная очередь.

Нельзя исключать, конечно, что у таинственных российских антивирусописателей из «Лаборатории Касперского» уже заготовлены батальоны программ – виртуальных бесстрашных киберполисменов. Тогда другое дело. В этом случае Евгений Касперский, как Урфин Джус, может уже начинать покорять мир со своей не деревянной, правда, а скорее силиконовой (в процессорном смысле) армией. Осталось только получить одобрение партии и правительства какой-либо из стран. Здесь я намеренно говорю – «какой-либо». Поскольку уже отмечал, что основным пожинателем (не путать с пожирателем) полезных высокотехнологичных идей является, к сожалению, отнюдь не Россия.

Злые вы, уйду я от вас

Красиво жить не запретишь. Рис. 5
Уйдет ли человечество в небытие, как предсказывали индейцы Майя, или же нет – неизвестно. Но если уйдет, что останется? Пахнущие загубленной экологией руины, оплавленные взрывами остовы домов и ржавые мины под радиоактивным песком? Возможно, именно так все и будет.

Но Стив Джобс и его студия Pixar дали надежду на другой исход. Нет, не в виде идеальных (по Ницше) суперчеловеков или же райского Баунти-острова с пальмой и белоснежным песком. Надежда от Джобса выглядит иначе. Она нелепа, как любвеобильный монитор на гусеницах и с встроенным мусорным баком. Не вспомнили? Это же робот Walli! По сути надежда человечества, по версии основателя фирмы Apple, – компьютер, который вдохновляет людей если не своим видом, то дружелюбной программной начинкой. Если возможно оказалось сделать вычислительную машинку не только для себя, а для людей, значит, может получиться и еще что-то доброе?

2011 год стал годом завершения «перезагрузки» отношений между Россией и Америкой. Компьютерный термин, отображающий суть отношений в обществе, – не простая формальность. Цивилизация на деле полностью переходит на компьютерные стандарты. Даже в досадных мелочах. Смотрите – перезагрузка завершена, а старые «баги» в виде напряженности в обществе остались.

В худшем для человечества случае добрый компьютер выживет, а гомо сапиенс – нет. И люди не увидят расцвета компьютерной эры, которая станет эрой чистого разума машин. Но пока, несмотря на то, что западные ученые очень давно пытаются проанализировать, зародился ли в переплетениях проводов Мировой сети интеллект, доказательств возникновения компьютеров с мозгами (в человеческом понимании) нет. А надежда на то, что компьютер сможет сослужить не только злую, но и добрую службу, пока еще теплится.

2011-й может считаться годом начала новой, российской эры стартапов. Почему? Потому что инновационными проектами начали интересоваться не только студенты из глубинки и скучающие олигархи, курирующие разного рода венчурные и прочие фонды, а реальные топ-менеджеры, в том числе CIO и IT-директора. Некоторые продемонстрировали готовность бросить насиженное место и уйти в какой-то малопонятный сторонним людям новый бизнес. Такие выводы, в частности, сделала фирма Ward Howell, которая по инициативе Российской венчурной компании провела исследование, посвященное отношению топ-менеджеров к технологическим стартапам.

Желание «бросить все и уйти в стартап» продемонстрировала чуть ли не половина опрошенных. Возможно, такая активность связана с тем, что после мирового кризиса в крупных корпорациях не на шутку закрутили гайки. Оптимизация, сокращение издержек и прочие красивые слова, сказанные акционерами, оказались не просто словами. После них жизнь в «чужих» компаниях наемному персоналу, очевидно, стала казаться гораздо более скучной и менее перспективной, чем докризисная. Речь идет не только об уменьшении бонусов, но и самореализации. Недаром наиболее активная категория менеджеров, рвущихся из корпораций в стартапы, люди старше 40 лет. Очевидно, что многие топ-менеджеры, набрав определенный жизненный опыт, перестали получать удовольствие от роли наемника и оказались готовы наконец рискнуть и открыть собственное дело. Немаловажную роль играет здесь и бурное развитие интернет-бизнеса – планка затрат при создании интернет-проекта не так высока, как при открытии бизнеса офлайнового.

Выборы-выборы, кандидаты – блогеры

Наконец-то! В 2011 году влияние блогосферы показало свою реальную силу не только в цивилизованных странах, но и в развивающихся. От Сирии, Ливии и Египта до России. Держится из последних сил можно считать один только Китай. Но у этой страны последних сил пока еще в достатке. Иностранцу там в Интернет без паспорта не выйти. А скоро и своим гражданам, без прописки и регистрации под честным именем, в Сети будет делать особо нечего – ни тебе за товар заплатить, ни денежку перевести. Китайский Центробанк планирует реализовать систему, обязывающую клиентов интернет-магазинов указывать свое реальное имя и номер паспорта. А если уж китайские госбанкиры что-то запланировали, то не до шуток. Предложение эскалировали в правительство. Процесс, как говорится, пошел.

Цивилизованные страны, особенно те, которые владеют самыми популярными на данный момент социальными сетями, в отличие от китайских властей изо всех своих википедийных и прочих сил борются сейчас за интернет-демократию. Им это, безусловно, выгодно. Кому же не хочется слегка порулить демократическим процессом в отдельно взятой маленькой стране? Другое дело, когда кто-то пытается порулить тобой. В этом случае можно рассердиться и даже офлайновыми методами безобразника приструнить, как того же Джулиана Асанжа, создателя сайта Wikileaks.

В России сейчас ситуация довольно сложная. Но понятная. Нормальные, в смысле неподконтрольные особо никому, анархические интернет-силы своим броуновским движением разбивают целенаправленные пиар-кампании как зарубежных идеологов, так и доморощенных. На ура не проходят ни тонкие сетевые интриги, ни грубые. Организовать флеш-моб в России дело непростое. Если иметь в виду флеш-моб в классическом понимании. Когда собирается толпа и машет руками в такт. Толпу собрать с горем пополам удается. А вот заставить разношерстную толпу разучить движения – не удается.

Эффект от политической активности российской блогосферы очевиден. Активность масс, в том числе и в офлайне, за прошлый год значительно повысилась. Но извлечь из этого выгоду ни у одной политической силы пока, к счастью, не получилось.

Не проходит ни веселый американский сценарий. Когда по центральным улицам городов в разных штатах ходят профессиональные безработные, никогда всерьез не занимавшиеся построением карьеры, и требуют себе такую же работу, как и у тех, кто всю жизнь эту самую карьеру строил. Такие карнавалы в России не прокатывают – климат не тот и пособие по безработице не то.

Арабский революционный сценарий, к счастью, тоже пришелся россиянам не по душе.

Западные специалисты по интернет-технологиям в недоумении, что им еще предложить, этим русским? И местные власти не дремлют. Правительство РФ заказало исследование на тему влияния политических новостей на социальные сети. Тоже, значит, стало интересно.

Опубликовано 29.02.2012