ФТС России прекратит работу с АСМАП. Чем это грозит IT-рынку?

Логотип компании
ФТС России прекратит работу с АСМАП. Чем это грозит IT-рынку?
с 1 декабря ФТС прекратит сотрудничество с АСМАП. Пока стороны выясняют отношения в суде, рынок готовится к худшему: под Новый год на границах ожидаются огромные пробки из грузовиков, а стоимость доставки вырастет...

Федеральная таможенная служба России заявила о пересмотре системы гарантий уплаты пошлин с товаров, которые ввозятся в страну автотранспортом в рамках конвенции МДП (международных дорожных перевозок).

 

Кроме того, с 1 декабря ФТС прекратит сотрудничество с уполномоченной организацией – Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). Пока стороны выясняют отношения в суде, рынок готовится к худшему: под Новый год на границах ожидаются огромные пробки из грузовиков, а стоимость доставки вырастет. Чем это грозит IT-рынку?

Присмотримся к существующей схеме подробнее. Каждый, кто путешествовал по автодорогам, знаком с табличкой TIR (Transports International Routiers) – они прикреплены к тысячам грузовиков и полуприцепов, использующих транзитную систему МДП. Для водителей, перевозчиков и грузоотправителей эта табличка служит своеобразным пропуском, упрощающим и ускоряющим международные дорожные перевозки. В этой системе в качестве транспортной единицы признан контейнер: он обычно опечатан, а перевозчик имеет специальный документ – «книжку МДП», причем никакие дополнительные бумаги не нужны. Контейнеры могут перевозиться автомобильным, железнодорожным, речным и морским транспортом при условии, что хотя бы часть маршрута проходит по автомобильной дороге. Система МДП позволяет избегать таможенного досмотра в транзитных государствах – проверяются только пломбы на контейнерах. Но если у таможенников есть какие-то сомнения, разумеется, они могут все проверить, вскрыв пломбы.

В первое время после введения системы МДП в 1952 году в мире ежегодно выдавалось порядка 3 тыс. книжек. В 2000-х годах эта цифра выросла до более чем 3 млн в год. Достоинства очевидны: грузы могут пересекать национальные границы с минимальным вмешательством со стороны таможенных органов. Задержек на пути груза становится меньше, он доставляется быстрее, а значит, и дешевле.

Система МДП стоит на нескольких столпах: 1) безопасных опечатанных контейнерах; 2) международных гарантиях на уплату таможенных пошлин и налогов; 3) книжке МДП, признанной всеми государствами – участниками системы; 4) национальных объединениях, которые выдают книжки МДП и выступают в качестве гаранта (в России это Ассоциация международных автомобильных перевозчиков, АСМАП).

На последнем пункте остановимся подробнее. Система гарантий подразумевает, что каждое национальное объединение, которое работает в рамках конвенции МДП, гарантирует уплату в России таможенных пошлин и налогов всеми, у кого есть книжка МДП, в случае если они нарушили таможенное законодательство нашей страны. В случае нарушения, таможенные органы, прежде чем обратиться к гаранту, должны попытаться получить уплату у лиц, несущих за нарушение прямую ответственность. Конвенцией рекомендовано ограничивать максимальную сумму, которая может быть истребована у национального объединения, $50 тыс.

Летом текущего года между ФТС и АСМАП разгорелся конфликт. В июле ФТС официально известила, что с 14 августа станет принимать МДП только при условии дополнительных национальных гарантий. Причиной такого решения послужила якобы имеющаяся у АСМАП задолженность в размере 20 млрд. рублей, которую последняя, к слову, не признает. ФТС предложила новую схему обеспечения платежей: вместо АСМАП поручительства будут выдаваться рядом других структур.

Несмотря на то что 1 декабря еще не наступило, проблемы уже появились. Так, издание REGNUM сообщило, что на границе между Дагестаном и Азербайджаном более 300 автомобилей стоят уже третьи сутки. Причиной пробок называют отказ таможенников Северо-Кавказского федерального округа с 21 октября оформлять перевозки грузов по книжкам МДП. Таможенники требуют предоставления дополнительной финансовой гарантии в размере около четырех тысяч рублей, которые некоторые водители вынужденно оплачивают, рассчитывая на ускорение процедуры оформления документов.

С учетом того, что перед Новым годом и Рождеством традиционно наблюдается всплеск покупательской активности, ситуация на границе может напрямую угрожать российскому IT-рынку. Напомним, что перед новогодними праздниками 2013 года продажи гаджетов в розничных сетях выросли на 150–400%. Например, в МТС продажи мобильных устройств в последние дни декабря прошлого года превысили среднегодовые показатели в полтора раза, а продажи смартфонов выросли по сравнению с обычными периодами в четыре раза. Похожая картина наблюдалась и у других розничных продавцов.

По некоторым сведениям, запасов на складах участников рынка в среднем хватает на шесть-восемь недель. Другими словами, весьма вероятно, что начавшийся на границе коллапс, вызванный отменой книжек МДП, не позволит ввезти в страну гаджеты и устройства, необходимые для того, чтобы удовлетворить повышенный новогодний спрос на продукцию IT-индустрии.

Опубликовано 13.11.2013

Похожие статьи