Российские производители ПК, серверов и СХД год спустя

Логотип компании
Российские производители ПК, серверов и СХД год спустя
Вот уже несколько лет российский IT-рынок живет в специфических условиях, которые в значительной степени задаются политикой импортозамещения. Термин, появившийся не так давно, но многим набивший оскомину. Кому-то не нравится само слово, другие не верят в действенность подхода, но не так мало и тех, кого устраивает и первое, и второе.

Вот уже несколько лет российский IT-рынок живет в специфических условиях, которые в значительной степени задаются политикой импортозамещения. Термин, появившийся не так давно, но многим набивший оскомину. Кому-то не нравится само слово, другие не верят в действенность подхода, но не так мало и тех, кого устраивает и первое, и второе.

В этот раз вновь хотим узнать, что происходит на российском рынке ПК, серверов и СХД, какова динамика его развития, изменилась ли структура канала распространения, а также самое главное – отношение к импортозамещению в целом. Ведь такие вопросы, как качество российских решений, процент российского в конечном продукте, конкуренция с китайским драконом и итоги работы в условиях импортозамещения за несколько лет, волнуют многих.

Ответы оказались интересными и неоднозначными. Оценить их как негативные нельзя, но и строго позитивными, по сути, они также не являются. Всем участникам опроса присуща здравая ирония, реалистичный взгляд на вещи и умеренный оптимизм.

Как вы оцениваете динамику на рынке российских производителей ПК, серверов и СХД за последние пару лет?

Российские производители ПК, серверов и СХД год спустя. Рис. 1
Леонид САЛЬНИКОВ

Леонид САЛЬНИКОВ,

руководитель отдела маркетинга USN Computers:

В 2015 году мы собрали и продали чуть больше 15 тыс. компьютеров, моноблоков и ноутбуков. По итогам 2016 года планируем выйти на цифру 12 тыс. ПК. То есть падение продаж – 25%. Я связываю это как с общей экономической ситуацией, так и с тем, что купленные два-три года назад компьютеры еще несколько лет будут выполнять свои функции без задержек и сбоев. Серверов за 2015 год мы продали 2954 штуки, за 2016-й – уже 2800 и до конца года планируем выйти на 3300 штук. То есть, как видно, мы прогнозировали рост до 10%, что и происходит. В основном это серверы без ОС для обновления и расширения существующего парка техники.

Российские производители ПК, серверов и СХД год спустя. Рис. 2
Игорь ЕГОРЕНКО

Игорь ЕГОРЕНКО,

директор департамента региональных продаж компании РАМЭК-ВС:

Основными факторами влияния на рынок российских производителей был общий кризис в России (в частности, на IT-рынке), санкции и, как следствие, политика импортозамещения. В итоге – резкое сокращение IT-бюджетов заказчиков, общее падение оборотов как у российских, так и у западных вендоров, затем некоторая стабилизация рынка на фоне ориентации покупателей на более дешевые модели. Но здесь основную выгоду получили не российские, а китайские производители.

Российские производители ПК, серверов и СХД год спустя. Рис. 3
Владимир ПИСКУНОВ

Владимир ПИСКУНОВ,

вице-президент по коммерческой деятельности компании «Аквариус»:

Динамика на рынке достаточно подробно и правдоподобно отражена в отчетах аналитических агентств. Другое дело, как это отражается на каждой конкретной компании. В «Аквариусе» наблюдается устойчивый рост в сегменте серверов и СХД и относительно постоянный спрос на различные клиентские устройства. Это и понятно, поскольку в большинстве случаев развитие IT-систем (облака, виртуализация и т. д.) основано на использовании именно серверов и СХД. Нам удается удовлетворять растущий спрос не только за счет выпуска собственного оборудования, но и за счет ОЕМ-производства и локализации оборудования ведущих мировых вендоров. Однако и у клиентских устройств есть на сегодня драйвер роста – это IoT и промышленная автоматизация, которые активно развиваются. Поэтому и в разработке, и в производстве у нас присутствует широкий спектр клиентских устройств. Перспективы в этом сегменте, как мы считаем, есть.

Российские производители ПК, серверов и СХД год спустя. Рис. 4
Андрей ТИЩЕНКО

Андрей ТИЩЕНКО,

заместитель директора департамента вычислительных систем по развитию продаж решений компании КРОК:

Основным фактором, определяющим динамику рынка серверов и СХД отечественного производства, остается изменение порядка госзакупок и ужесточение требований госкорпораций и компаний с госучастием к поставщикам компьютерного оборудования и ПО. В их числе и требования по сертификации продукции российских производителей, например, под задачи, связанные с гостайной. По пути сертификации пошли многие отечественные производители и поставщики серверного оборудования и софта. В свою очередь западные производители серьезно задумались о локализации производства и ряд из них уже начали реализацию таких программ. Если говорить о коммерческих заказчиках, то в этом сегменте доля оборудования российских производителей заметно ниже и существенного роста мы не наблюдаем.

Кто ваши основные заказчики?

Леонид САЛЬНИКОВ (USN Computers):

90% – это СМБ-компании, но есть и крупные клиенты. Мы предпочитаем работать с коммерческими компаниями, потому что при этом не требуется учитывать все нюансы федерального закона о госзакупках. Однако мы умеем взаимодействовать и с такими сложными заказчиками, как оборонные предприятия, работающие по спецсчетам.

Игорь ЕГОРЕНКО (РАМЭК-ВС):

Основные заказчики РАМЭК – государственные структуры (в том числе силовые), крупные промышленные предприятия, включая предприятия ОПК и ТЭК, компании других отраслей бизнеса, учреждения образования, культуры, здравоохранения и многие другие государственные и коммерческие предприятия и организации.

Владимир ПИСКУНОВ («Аквариус»):

Мы ориентированы в первую очередь на государственный и корпоративный секторы. Это различные министерства, федеральные и региональные ведомства, в особенности силовые структуры, а также крупные ретейлеры, предприятия федерального масштаба вроде «Тандера», «Почты России» или Сбербанка, а также ведущие российские интернет-компании – «Яндекс», «ВКонтакте», «Мэйл.ру». Со многими заказчиками мы уже работаем на протяжении долгих лет.

Как именно распространяется ваша продукция?

Леонид САЛЬНИКОВ (USN Computers):

В последние четыре года мы сконцентрировали свои усилия на работе в корпоративном секторе. Здесь выше маржа за счет поставки решений, а не коробок, не нужно держать большой склад.

Игорь ЕГОРЕНКО (РАМЭК-ВС):

РАМЭК работает напрямую с крупными заказчиками через процедуры государственных или корпоративных торгов (аукционов). Это наш главный канал распространения. Следующий канал – дилерская сеть, которая насчитывает более 200 партнеров в 60 городах России.

Владимир ПИСКУНОВ («Аквариус»):

Мы не поменяли свои принципы и каналы сбыта. Работаем по классической схеме двухуровневой дистрибуции и в исключительных случаях напрямую, если этого требует заказчик.

Читайте также
В Правительстве РФ готовится очередной национальный проект, получивший название «Средства производства и автоматизации». На его реализацию выделяется более 300 млрд рублей. Цель – предоставить дополнительный ресурс для развития российских промышленных предприятий. По словам Первого заместителя Председателя Правительства РФ Дениса Мантурова, одним из трех основных направлений, на которых будет сосредоточено внимание, станет развитие робототехники.

Каково примерное число ваших партнеров?

Леонид САЛЬНИКОВ (USN Computers):

Более 500 компаний покупают наши ПК и серверы. Это меньше, чем несколько лет назад, когда основным направлением бизнеса USN Computers были канальные продажи. Общее количество клиентов, которые работают с нами в 2016 году, больше 1000.

Владимир ПИСКУНОВ («Аквариус»):

Наша партнерская сеть состоит из более чем 1200 партнеров во всех регионах страны.

Курс на импортозамещение действует в России уже несколько лет. Чем этот курс помог вашей компании? Каковы итоги последних двух лет?

Леонид САЛЬНИКОВ (USN Computers):

Только тем, что в тендерах госзаказчиков появились требования о российском производстве ПК и серверов. Но так как клиенты из государственного сектора занимают примерно 3-4% среди всех наших клиентов, то особенного влияния на наши продажи это не оказало.

Игорь ЕГОРЕНКО (РАМЭК-ВС):

Думаю, было бы правильнее спросить, как сильно он нам помешал. Помог он разве что китайским производителям. Тем не менее мы пытаемся жить в реалиях сегодняшнего времени и тоже взяли курс на импортозамещение. Разработали две модели ПК на процессоре «Эльбрус» и даже представили их на выставке «АРМИЯ 2016». Сейчас в планах освоение процессоров «Байкал». Кроме того, мы сертифицировали свои ПК на совместимость с ОС Astra Linux Special Edition, разработанной во исполнение распоряжения Правительства РФ № 2299-р от 17 декабря 2010 г., утвердившего план перехода федеральных органов исполнительной власти и федеральных бюджетных учреждений на использование свободного ПО. И у нас появилась новая линейка ПК RAMEC с отечественной ОС. Относительно финансовых результатов: в 2014 компания заканчивала ранее заключенные крупные проекты и получила довольно значительный рост оборота (+30%) в первую очередь за счет продаж аппаратных средств и услуг в рамках длительных IT-проектов. В 2015 году продажи компании снизились на 10%, что неудивительно в условиях кризиса.

Владимир ПИСКУНОВ («Аквариус»):

Рост есть, особенно в сегменте серверов и СХД, а также локализованного ОЕМ-оборудования. В 2015 году «Аквариус» поставил свой рекорд в серверном сегменте – продано более 16 тысяч серверов. Эксперты IDC оценили весь рынок серверов в России в прошлом году чуть более чем в 100 тысяч штук. Получается, доля «Аквариуса» составила порядка 15%. Это означает, что мы опередили почти все крупные мировые бренды. Конечно, сказывается спрос на импортозамещение в виде интереса со стороны тех заказчиков, которые ранее использовали решения зарубежных вендоров. Но и мы не сидим на месте: активно расширяем продуктовые линейки, сотрудничаем с партнерами в области создания комплексных программно-аппаратных решений, развиваем направление информационной безопасности и защиты от киберугроз.

Андрей ТИЩЕНКО (КРОК):

Курс на импортозамещение способствует росту решений на базе открытой архитектуры. Мы продолжаем фокусироваться на этом направлении, предлагая рынку обширную экспертизу в области разработки бизнес-решений и программно-аппаратные комплексы на базе open-source. Результатом этой работы стало расширение возможностей предлагаемых заказчикам SDS-решений и построения виртуальных серверов на базе центра компетенций СПОРТ (Созвездие Программно-Определяемых Решений и Технологий). Одной из последних разработок также стала универсальная система хранения данных «КРОК Cyberia» полностью на базе отечественного оборудования и ПО, которую мы предложили российским заказчикам.

Можно ли говорить о реальной конкуренции в вопросах качества наших продуктов и иностранных?

Леонид САЛЬНИКОВ (USN Computers):

Можно, но, по-моему, только если речь идет о цене. Очень часто серверы HP, Dell, Lenovo даже со скидкой 50% стоят дороже, чем сервер USN Computers такой же конфигурации. Но если в компании уже есть единообразный парк какой-либо техники, то поставить туда серверы другого производителя практически невозможно. Даже по цене в два раза ниже. Думаю, вы понимаете почему. Также, на мой взгляд, сервисная поддержка у западных и восточных вендоров выстроена лучше, чем у российских, поэтому для критически важных задач многие заказчики выбирают HP, Dell, Lenovo, Huawei или других производителей.

Игорь ЕГОРЕНКО (РАМЭК-ВС):

Говорить-то, конечно, можно, конкурировать пока нет. На сегодняшний день конкуренция возможна лишь в специальных сегментах рынка: в сфере информационной безопасности, спецтехники для специальных условий эксплуатации и т.п. В массовых же сегментах наши продукты пока (и только ли пока?!) неконкурентоспособны.

Владимир ПИСКУНОВ («Аквариус»):

На наш взгляд, правильнее попросить оценить качество продукции Aquarius наших заказчиков и партнеров. Мы считаем, что качество нашего оборудования ни в чем не уступает зарубежным и российским аналогам.

Андрей ТИЩЕНКО (КРОК):

Существующие российские решения начального уровня сопоставимы по качеству с восточными и даже западными аналогами. В то же время в сегменте СХД пока есть отставание от ведущих производителей как западных, так и китайских систем.

На сколько процентов российский сервер (ПК, СХД) сегодня российский?

Леонид САЛЬНИКОВ (USN Computers):

Попытка наладить партнерские отношения с компанией T-Platforms (ОАО «Т-Платформы») не увенчалась успехом, поэтому если считать только комплектующие, то все наши серверы – иностранного производства. Если считать сборку, добавляющую к стоимости сервера еще 4-5%, то можно сказать, что на 4-5%.

Игорь ЕГОРЕНКО (РАМЭК-ВС):

Это непростой вопрос. Если строго следовать формальным требованиям, то АО «РАМЭК-ВС» подтвердило российское происхождение компьютеров собственного производства. В результате экспертизы, проведенной Торгово-промышленной палатой РФ, признано, что ПК, производимые АО «РАМЭК-ВС» на собственном производственном комплексе в Санкт-Петербурге под торговой маркой RAMEC, соответствуют требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Акт экспертизы 002-11-06311 от 07.11. 2016.

Владимир ПИСКУНОВ («Аквариус»):

Процентное соотношение, о котором вы говорите, сильно отличается в зависимости от продукта. Например, СХД Aquarius построены на базе импортных комплектующих и ПО российских компаний, в частности «Баум» и Raidix, или ПО, разработанного сообществом независимых разработчиков и распространяемого на основе GPL-лицензии, с использованием собственных интеллектуальных разработок и исследований компании «Аквариус». При этом «Аквариус», как производитель, отвечает за конечный продукт, разрабатывает оптимальную конфигурацию, проводит тестирование совместимости аппаратных и программных компонент, а также осуществляет поддержку систем в течение всего жизненного цикла. Модели СХД Aquarius , появившиеся в последние два года, отличаются снижением удельного веса непосредственно оборудования, становясь интеллектуальными российскими продуктами. В стоимости конечного продукта доля комплектующих составляет 20-25%, если речь идет о СХД начального уровня. В зарубежных СХД стоимость этих комплектующих такая же, но за счет более высокой стоимости интеллектуальной составляющей и услуг относительная доля составляет 10-15%, а для некоторых моделей – 5%. При этом некоторые узкоспециализированные устройства, например для кибербезопасности, практически полностью состоят из отечественных компонентов.

Андрей ТИЩЕНКО (КРОК):

Действительно, практически все российские СХД и серверы базируются на компонентах азиатского производства. В частности, в них используются диски и память южноазиатских производителей. Однако большинство разработчиков вычислительного оборудования по всему миру находятся в такой же ситуации. Сейчас российские производители в основном обеспечивают узловую сборку компонентов, разработку конструкторской документации, а также сотрудничают с зарубежными поставщиками в области локализации производства. В то же время в России производятся и собственные процессоры и системы – «Байкал» и «Эльбрус», которые продолжают развиваться и в будущем могут стать основой для создания инфраструктурных решений полностью отечественного производства.

С какими российскими компаниями вы заключили договора о сотрудничестве за последние два года?

Леонид САЛЬНИКОВ (USN Computers):

Если имеются в виду вендоры, то ни одного. Думаю, что в 2017 году все же начнем работу с T-Platforms. Кроме того, мы работаем с производителями антивирусных решений Kaspersky и Dr.Web с 2004 года.

Читайте также
Какие существуют типы стабилизаторов для защиты электроники от колебаний напряжения? Каковы критерии выбора стабилизатора? Расскажем о методах правильной установки и подключения стабилизатора для оптимальной защиты.

Владимир ПИСКУНОВ («Аквариус»):

Мы работаем со всеми перспективными компаниями на российском рынке.

Андрей ТИЩЕНКО (КРОК):

Мы развиваем сотрудничество с российскими поставщиками и заинтересованы в расширении линейки предлагаемых СХД и серверов отечественного производства в интересах наших заказчиков.

Расскажите о планах компании на 2017 год и среднесрочную перспективу.

Леонид САЛЬНИКОВ (USN Computers):

Одним словом – выжить :). Шучу. Если серьезно, то продолжать упорно работать со сложным и непостоянным СМБ-рынком по поставкам ПК и серверов, а также крупными коммерческими и государственными заказчиками по поставкам серверов (намерены увеличить продажи в этом сегменте на 30%). В планах компании увеличить продажи IT-услуг, таких как внедрение Exchange Server, System Center Data Protection Manager, System Center Virtual Machine Manager, VMware Vsphere, IronPort Email Security Appliance, виртуализация серверов с использованием гипервизоров Hyper-V и vSphere Hypervisor, построение внутренней сети, Wi-Fi или телефонной сети предприятия на основе коммутаторов и маршрутизаторов Cisco и других. Также в планах дальнейшая работа USN Computers как поставщика IT-оборудования и услуг для финансового сектора. За 2016 год бы обслужили более 50 кредитных организаций, поставив туда компьютеры и серверы как собственной сборки, так и готовые вендорские решения. К 2018 году мы ожидаем рост заказов на серверы и особенно СХД на 15-17% по всем сегментам рынка.

Игорь ЕГОРЕНКО (РАМЭК-ВС):

Наши основные тренды: расширение линейки спецтехники, новые продукты и услуги в ИБ-области, прикладное ПО. Ну и, конечно же, импортозамещение – наше все!

Владимир ПИСКУНОВ («Аквариус»):

Мы продолжим двигаться в выбранных ранее направлениях. Очевидно, что мы будем наращивать ассортимент в первую очередь за счет производства техники на российской элементной базе, за счет большей интеграции в наши решения российских разработок и ПО. Параллельно будем стремиться углублять локализацию в ОЕМ-производстве. Продолжим позиционировать себя как производственную компанию, а это значит, что в первую очередь в наших планах совершенствование технологических процессов производства. Здесь нам очень помогали и будут помогать наши технологические партнеры, коими являются ведущие российские и зарубежные компании. Мы продолжим разрабатывать универсальные решения по ИБ, виртуализации, обработке и хранению информации, а также развивать производство отраслевых компьютерных комплексов, например в медицине и образовании.

Андрей ТИЩЕНКО (КРОК):

Мы продолжим расширять сотрудничество с российскими производителями вычислительных систем и ПО, привлекая новых партнеров и поставщиков.

Смотреть все статьи по теме "Информационная безопасность"

Опубликовано 20.12.2016

Похожие статьи