Карта рынка дополненной и виртуальной реальности в России

Логотип компании
02.03.2017
Карта рынка дополненной и виртуальной реальности в России
Ассоциация дополненной и виртуальной реальности (AVRA), в которую входят ключевые эксперты отрасли, проанализировала рынок АR/VR-технологий в России.

Ассоциация дополненной и виртуальной реальности (AVRA), в которую входят ключевые эксперты отрасли, проанализировала рынок АR/VR-технологий в России. В результате AVRA представила Карту российского рынка дополненной и виртуальной реальности.

Карта составлена по итогам анкетирования участников и изучения деятельности компаний из открытых источников. В карту рынка вошли компании, самостоятельно разрабатывающие AR/VR-проекты, у которых уже есть выпущенные на рынок продукты либо имеются прототипы. Агентства, выступающие посредниками в сделках, в карту не включены.

За 2016 год количество активно развивающихся компаний в стране выросло в 3 раза: с 60 до 183. По месту расположения и активности 105 компаний находятся в Москве, 25 в Санкт-Петербурге, остальные расположены в городах по всей стране.

Рынок AR/VR испытывает явный подъем не только по количеству компаний, но и по уровню реализуемых проектов по сравнению с началом 2016 года. Этому способствует интерес со стороны инвесторов, как венчурных фондов, так и бизнес-ангелов, которые в совокупности вложили более 700 млн рублей в AR/VR-компании за 2016 год. Для сравнения в 2015 году совокупный объем инвестиций составил около 200 млн рублей. Размеры сделок сильно варьируются от посевных инвестиций в $15000 до $2,5 млн от Венчурного фонда Sistema Venture Capital в образовательный проект MEL Science.

Основными драйверами индустрии являются небольшие студии (3-20 человек), имеющие экспертизу в AR/VR-технологиях и ведущие передовые разработки в данном технологическом направлении. Крупные российские компании присматриваются к технологиям, но пока немногие заявляют о собственных разработках. В качестве исключения стоит отметить, что Mail.Ru Group в сентябре 2016 года выпустила прототип своей первой VR-игры; компания Avrorus ведет разработку Социальной платформы в формате виртуальной реальности Timvi Union; Телеканал АВТО24 (Холдинг Контент Юнион) реализовал новый медиа формат: мобильное приложение VR24, где возможно стать непосредственным участников репортажа и тест драйва автомобилей (съемки в формате 360 градусов).

Виртуальная реальность из хайпа превращается в бизнес индустрию. За последний год проекты с использованием AR/VR технологий были реализованы для многих крупных заказчиков, например, Сбербанк, СИБУР, Росатом, ПАО «Газпром», парка ВДНХ, крупного московского застройщика Группа ПСН / PSN Group, музеев: Музей Архитектуры и Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, и других.

Если в 2015 году основными направлениями деятельности компаний было создание рекламных и маркетинговых проектов под заказ, то в 2016 году российские AR/VR-компании стали уделять особое внимание разработке собственных AR/VR-продуктов для образовательной, развлекательной, архитектурной и других сфер. Появилась и большая аудитория пользователей для создаваемых проектов. Например, количество скачиваний игр с платформы Fibrum превысило 4 млн, а приложение компании Vizerra скачало более 300000 пользователей за первые дни запуска. Съемка в формате 360 градусов постепенно входит как в киноиндустрию, так и в использование технологии широкими массами.

В 2017 году ожидается еще более интенсивное развитие отрасли и появление проектов мирового уровня для пользователей, а также широкая интеграция VR-решений в бизнес-процессы, образование и промышленность.