Что тормозит оптимизацию ТОиР?

Логотип компании
Что тормозит оптимизацию ТОиР?
За рубежом такими системами обеспечены практически 100% крупных компаний. Спрашивается, почему же то, что многократно проверено зарубежным опытом и дает явные преимущества, не очень востребовано российскими заказчиками?

На очередном заседании пресс-клуба RedSys состоялся разговор о решениях, позволяющих оптимизировать затраты компаний на ремонт и техническое обслуживание оборудования.

Директор центра отраслевых и бизнес-решений RedSys Артем Мясников и его заместитель Николай Кузнецов поделились опытом внедрения зарубежных и отечественных систем управления техническим обслуживанием и ремонтами (ТОиР) и обсудили с журналистами ситуацию на рынке таких систем. Ситуация оказалась интересной: системы ТОиР внедрены лишь примерно в 25% крупных российских организаций, где они могли бы дать ощутимый эффект. За рубежом такими системами обеспечены практически 100% таких компаний. Спрашивается, почему же то, что многократно проверено зарубежным опытом и дает явные преимущества, не очень востребовано российскими заказчиками?

Что тормозит оптимизацию ТОиР?. Рис. 1
Артем Мясников

Две крайних ситуации обрисовал Артем Мясников: есть компании настолько богатые, что просто пренебрегают возможностью что-то сэкономить, сосредоточиваясь на других задачах; есть и такие, что «дышат на ладан» и думают только о том, как бы продержаться на плаву хоть какое-то время. Кроме того, есть предприятия, где много старого оборудования, оно в избытке и потому все, что выходит из строя, можно легко заменить; у других, наоборот, оборудование новое и обслуживается поставщиком по гарантии. Между этими крайностями - весь диапазон различных по состоянию и возможностям компаний, которые сегодня не имеют систем управления ТОиР, и среди которых бизнес-интегратор находит заказчиков.

На сегодня б?льшая часть компаний придерживается простейших вариантов ТОиР - это ремонт оборудования при выходе его из строя и проведение регламентных работ, предписанных производителем. Более совершенные результаты дает обслуживание по фактическому состоянию оборудования, а оптимальный вариант - прогнозное обслуживание, при котором производится постоянный мониторинг набора параметров, на базе которых можно с высокой точностью прогнозировать время отказа оборудования, а следовательно - планировать своевременную закупку необходимых компонентов и их замену, сводя к минимуму возможные простои.

Что тормозит оптимизацию ТОиР?. Рис. 2
Николай Кузнецов

«Внедрение систем ТОиР можно считать завершенным, - говорит Николай Кузнецов, - когда синхронизированы план производства, план закупок и план ремонта. Тогда можно считать, что у вас идеальная IT-инфраструктура». При этом сопряжение со стандартными системами типа «1С» или SAP хорошо отработано и происходит без проблем, несколько сложнее бывает с «самописными ERP-системами», но такие встречаются реже.

Что получает предприятие, внедряя решения ТОиР? Прежде всего - полное представление о своих активах, требующих обслуживания — это не только производственное оборудование, но и здания, сооружения, инфраструктура. Опыт RedSys показывает, что окупаемость решения ТОиР очень зависит от особенностей компании-заказчика: на производственных предприятиях оно окупается примерно за три года, в сфере коммунального хозяйства в ряде случаев окупалось за месяц. А про компании, где остановка оборудования обходится в миллионы долларов, можно не говорить - с ними все ясно. Скажем, в нефтедобывающей отрасли замена одного глубинного насоса обходится в сумму от 300 тысяч до миллиона долларов.

Команда специалистов центра отраслевых и бизнес-решений RedSys внедряет решения ТОиР с 2008 года. По ее оценке, такие решения позволяют экономить в среднем 10-15% расходов на закупки запасных компонентов и 20-30% складских расходов, не говоря уже о сокращении аварийности и простоев оборудования. В портфеле центра несколько решений: платформа IBM Maximo, отечественная платформа IDS X360 российской компании Industrial Data Systems и собственная разработка «Управление надежностью», которая позволяет повысить эффективность первых двух и ускорить внедрение. На рынке количество интеграторов, внедряющих такие решения, относительно невелико - как выразился Артем Мясников, «их в сотни раз меньше, чем внедренцев “1С”».

Итак, есть в наличии отработанные и эффективные решения ТОиР, есть команды внедренцев, способные добиться максимального эффекта от их внедрения, и есть компании, которые еще не используют эти решения. Почему они так медленно входят в жизнь российских компаний? Судя по обсуждению на пресс-клубе, можно предположить две важных причины: в руководстве предприятий мало тех, кто непосредственно думает о повышении эффективности, и, что более важно, горизонт планирования на многих предприятиях слишком близок, чтобы думать о решениях с отделенной отдачей. Впрочем, нельзя исключать и банальную неосведомленность об имеющихся возможностях.

Опубликовано 14.06.2017

Похожие статьи