Алексей ЛОГИНОВ: «Мы ожидаем существенно больше проблем, чем в кризисы 1998 и 2008 годов»

Логотип компании
В части изменения внешних условий для нашей сферы мы ожидаем существенно больше проблем, чем в кризисы 1998 и 2008 годов. То, что будет со всеми нами, включая клиентов и заказчиков, — история долгоиграющая и связанная не только с внешними обстоятельствами, но и с многолетним отсутствием структурных изменений в России.

Основатель одного из старейших сервисов по ремонту техники в России рассказал, как текущая ситуация с коронавирусом повлияла на его бизнес.

Алексей Логинов основал компанию «Серсо» в 1992 году. Ее сервис – ремонт ноутбуков, компьютеров, фото-, видеотехники и другой аппаратуры. Компания стала одной из первых в России, получивших авторизацию крупнейших мировых производителей, таких как Sony, Apple, HP, Canon, Fujitsu и т. д.

Кризис как вызов

Наш сервис существует уже почти три десятилетия, за это время мы повидали и пережили многое. В 1998 году компания безвозвратно потеряла около 50 тыс. долларов в лопнувшем банке олигарха Смоленского. В 2008-м критически снизился объем рынка сервисного ремонта, поскольку рухнули продажи домашней техники. Но это для нас было «упал-отжался». Любой кризис — это вызов для менеджмента компании: способен ли он менять бизнес, обгоняя скорость внешних изменений, равно благоприятных или неблагоприятных?

В части изменения внешних условий для нашей сферы мы ожидаем существенно больше проблем, чем в кризисы 1998 и 2008 годов. То, что будет со всеми нами, включая клиентов и заказчиков, — история долгоиграющая и связанная не только с внешними обстоятельствами, но и с многолетним отсутствием структурных изменений в России. Возврат к здравому смыслу и выздоровление экономики займут годы, поэтому мы готовимся играть в долгую.

Что изменится

Произойдет плавное снижение числа гарантийных ремонтов техники в силу снижения объема продаж (то есть покупательной способности населения). Но этому будет предшествовать всплеск по причине насыщения техникой удаленщиков. Без постоянной замены на новую, техника будет устаревать, терять гарантию и в дальнейшем потребует уже платного ремонта. Так что объем платных ремонтов, в отличие от гарантийных, напротив, возрастет.

В силу снижения финансовых возможностей потребителей произойдет вымывание среднего ценового сегмента ремонтируемой техники. Дорогого сегмента это не коснется.  Подтверждение — продажи продукции Apple, которые не упали во время карантина.

Кроме того, ожидаем усиления конкуренции ввиду перетекания части потерявших работу в сервисный бизнес. Возрастет число ремонтников-надомников, а значит, тех, кто имеет 40-процентную фору за счет работы в черную. Нам останется конкурировать за счет нашего высокого качества и отсутствия рисков при невозможности конкурировать в цене.

Вероятно, повысится активность сервисных агрегаторов, которые воодушевлены успехом «Яндекс.Такси» и Gett и полагают перенести этот опыт в сервис электроники. К сожалению, ввиду специфики нашей деятельности это приведет к росту некачественных и проблемных ремонтов, вплоть до мошеннических схем и краж техники.

Как будем реагировать на кризис

Конкуренция в ценовой плоскости пойдет с серыми сервисниками и агрегаторами, где фактически предлагается обмен низкой цены услуги на высокие риски встретиться с мошенниками. Поэтому мы планируем усилить разъяснительную работу об опасности неквалифицированного и «дикого» ремонта. Индивидуально — через социальные сети и другие информационные каналы, и коллективно – с другими авторизованными компаниями в рамках Ассоциации сервисных центров.

Начнем привлекать тех, кто потерял работу в других отраслях, но обладает нужными нам знаниями и навыками. В этом заключаются и наша социальная ответственность как бизнеса, и прямой коммерческий интерес. Тот, кто сможет собрать у себя лучшие кадры, в итоге выйдет из кризиса победителем.

За время карантина мы прочувствовали необходимость собственной курьерской службы. То, что можно заказать у сторонних курьерских компаний, требуемого нам качества не обеспечивает. Сейчас часть коллектива приемки, которая при карантине не нужна, занимается курьерской доставкой, и результаты обнадеживают.

Планируем также расширять номенклатуру обслуживаемой техники, забираясь в смежные области, и тем самым увеличить свою долю рынка, что важно в голодные кризисные времена. Рассматриваем и различные варианты снижения издержек без потери качества. Один из вариантов — интеграция с партнерскими сервисами.

Итоги

Никаких предсказаний по части ведения бизнеса сделать нельзя — страна у нас слабо предсказуема и склонна к неожиданным сменам сюжетной линии, чем-то напоминая повороты событий в сериале “Breaking Bad”. Поэтому будем корректировать стратегию и тактику, адаптируясь к обстоятельствам.

Но есть и поводы для оптимизма. Как выяснил несколько лет назад социологический опрос, люди скорее готовы отказаться от секса, нежели от компьютерных игр и Интернета. Так, что рынок сервиса компьютеров и смартфонов точно не исчезнет.

Опубликовано 12.01.2021

Похожие статьи