Пандемия меняет канальный маркетинг (III часть)
(Окончание. Начало в IT News № 11, 12 / 2021)
Мобильный маркетинг
По мнению Александра ЯНОВСКОГО, директора по маркетингу компании «Марвел-Дистрибуция», смартфон, безусловно, является сейчас основным гаджетом, в том числе для корпоративных нужд.
Дарья НЕВЕЙКИНА, руководитель креативной группы, OCS Distribution, отмечает, что в наше время любой инструмент цифрового маркетинга становится частью мобильного маркетинга. «Всё, что живет в цифре, обитает и на вашем смартфоне. В периоды локдаунов и карантинов эта степень достигает 100%, а в периоды относительно спокойной пандемийной жизни – 65-70%. Если же брать в расчет только пуш-уведомления (SMS, сообщения в мессенджере) или личные звонки, то намного меньше – 5-10%», – поясняет она.
В свою очередь, в компании NETLAB мобильный маркетинг совсем не используется, а Axoft его доля существенно ниже, чем в B2С.
Ольга ГОЗ, директор по маркетингу компании Axoft: «Мы прибегаем к SMS- и голосовому маркетингу (автодозвоны) в тех кампаниях, которые требуют быстрого решения от потребителя. В реалиях сложного и технологичного B2B это чаще всего приглашение на мероприятие».
Международный маркетинг
Данный вид маркетинга характерен для дистрибьюторов, которые осуществляют продажи не только в России. Как он организован и какими каналами пользуются компании для продвижения своего бизнеса в других странах?
Алина СТЕРХОВА, руководитель по маркетингу направления видеорешений и аксессуаров для совместной работы Logitech в регионе РФ, Беларусь и Казахстан, отмечает, что в реализации маркетинговой стратегии ее компания использует маркетинг-микс всех доступных инструментов. «Так, два года назад, когда мы стартовали с продажами оборудования для ВКС в России, фокусным направлением был PR в разных его проявлениях», – поясняет она.
Большое внимание представительство компании уделяет производству локального контента. Традиционно важным каналом коммуникации и привлечения потенциальных клиентов и партнеров в В2В-сегменте остаются мероприятия. Мы проводим множество конференций, обучающих, тренингов, участвуем в мероприятиях наших партнеров как в онлайн, так и офлайн-формате.
Если же говорить о структуре маркетинговых подразделений Logitech, то в каждой стране работают свои группы специалистов по продуктовым категориям (гейминг, ВКС, компьютерная периферия), которые определяют маркетинговую политику в регионе».
Александр ЯНОВСКИЙ («Марвел-Дистрибуция»): «Наша компания имеет офисы и представительства в ряде стран бывшего СССР, и в каждой из них используются свои подходы и наиболее эффективные каналы. Но в целом диджитализация маркетинга полным ходом идет на всех территориях».
Светлана ТУМАНОВА, директор по маркетингу RRC: «Мы ведем активную работу во всех странах бывшего СНГ, имеем там офисы, техническую и инженерную поддержку, партнерскую сеть. Каналы маркетинга те же – выездные мероприятия с партнерами и заказчиками, вебинары, соцсети, SMM.
Ольга ГОЗ (Axoft): «Наш международный маркетинг разделен на две части – маркетинг на рынках СНГ и рынках дальнего зарубежья».
С маркетингом на рынках дальнего зарубежья всё интереснее, поскольку фокус нашей работы на этих территориях (сейчас это Турция и Вьетнам) пришелся как раз на время пандемии. И здесь мы сегодня тестируем различные сценарии работы с целевыми аудиториями. Хотя в сухом остатке успешны те же каналы, что и на родном рынке: Digital – как основной лидогенерирующий канал, email- и database-маркетинг – для постоянной коммуникации с партнерским каналом, а офлайн – для выстраивания горизонтальных связей и лояльности».
Этика маркетинга
Александр ЯНОВСКИЙ («Марвел-Дистрибуция») добавляет, что это очень сложный вопрос, особенно для самого маркетолога. Ведь чем точнее таргетинг, тем больше он использует персональных данных и нередко нарушает личные границы. «Всё зависит от того, насколько далеко потребитель готов пустить маркетолога в свой мир. Big Data, информация об истории покупок, просмотров, поисков, с одной стороны, позволяет персонализировать предложение, а с другой – создает ощущение, что “большой брат” следит за тобой», – говорит Александр.
Война за сознание потребителя, о которой более четверти века назад писал Джек Траут (Jack Trout, американский маркетолог, основатель и президент консалтинговой фирмы Trout&Partners), продолжается, и чем дальше зайдут в этой войне маркетологи, тем больше им будет противостоять целевая аудитория и даже законодательство.
Маркетинг после пандемии
Не покидает надежда, что нынешняя пандемия все же закончится. Мир маркетинга после пандемии – каким вы его видите? Будет ли он кардинально отличаться от допандемийного?
Елена ЧЕРНЯКОВА (NETLAB): После пандемии, как и во время нее, мир маркетинга всё также будет нацелен на диджитал-технологии. Я уверена, что появятся новые направления привлечения клиентов и механизмы влияния на спрос. Однако офлайн-мероприятия не исчезнут, социальное общение вне цифрового мира всё также будет цениться, но его рамки станут значительно уже. Естественно, никуда не денутся конференции, встречи, бизнес-завтраки, однако основная масса маркетинговых активностей сместится в онлайн. Такова новая реальность, от которой не нужно бежать, а нужно принять и научиться в ней работать.
Дарья НЕВЕЙКИНА (OCS Distribution):
Мне думается, что он будет похож на пандемийный. Пандемия во многом сделала нашу жизнь комфортнее – мы привыкли все продукты получать на дом, от интеллектуальных до бытовых. Например, многие фитнес-клубы сейчас разрабатывают программы домашнего обучения – это когда тренер подключается к вам и проводит удаленное занятие. Для фитнес-клуба как для бизнеса это абсолютно новая ниша. Этим раньше занимались частные специалисты, да, были цифровые компании, которые предоставляли такие услуги, да, рынок был. Но фитнес-клубов на этом рынке не было – а теперь есть. И подобных примеров рыночной трансформации очень много. А вслед за рынком трансформируется и маркетинг. Привыкший заказывать продукты на дом с очень маленькой степенью вероятности откажется от этого комфорта в дальнейшем. Так же, как и привыкшие работать на удаленке сотрудники не хотят возвращаться в офисы. Мир изменился. Так что, думаю, дороги назад для маркетинга нет – только вперед».
Алина СТЕРХОВА (Logitech): «Конечно, пандемия изменила мир навсегда. В2В-бизнес будет использовать все больше digital-инструментов, что до пандемии больше было свойственно B2C. Кроме того, маркетинг вынужден будет учитывать возросшие требования участников рынка к качеству и надежности решений для онлайн-коммуникаций, например в части проведения онлайн-мероприятий. К тому же не сомневаюсь, что и после пандемии сохранится практика гибридного формата работы. Для маркетинга, как и других бизнес-процессов, в этом много плюсов: экономия времени на перемещения, ускорение процесса принятия решений, а также возможность привлечения специалистов worldwide, что, безусловно, положительно влияет на результаты нашей работы».
Александр ЯНОВСКИЙ («Марвел-Дистрибуция»): «Интернет-технологии совершили за последнее время скачок в области таргетинга в реальном времени по интересам и поведению, делая маркетинг все более персонализированным. Эта тенденция будет развиваться и набирать обороты. Не за горами время, описанное Виктором Пелевиным в романе “iPhuck 10”, и развитие искусственного интеллекта и систем автоматизации сыграет в этом не последнюю роль. Да и до глобальных метавселенных рукой подать. Маркетинг будет меняться в сторону гиперперсонализации, и пандемия лишь ускорила некоторые тренды последних лет».
Опубликовано 31.01.2022