Пандемия меняет канальный маркетинг (III часть)

Логотип компании
Пандемия меняет канальный маркетинг (III часть)
Международный маркетинг характерен для дистрибьюторов, которые осуществляют продажи не только в России. Как он организован и какими каналами пользуются компании для продвижения своего бизнеса в других странах пойдет речь

(Окончание. Начало в IT News 11, 12 / 2021)

Мобильный маркетинг

По мнению Александра ЯНОВСКОГО, директора по маркетингу компании «Марвел-Дистрибуция», смартфон, безусловно, является сейчас основным гаджетом, в том числе для корпоративных нужд.

Александр ЯНОВСКИЙ («Марвел-Дистрибуция»):
Александр ЯНОВСКИЙ («Марвел-Дистрибуция»):
«Мы используем кастомизированные мобильные приложения для решения целого ряда задач. Например, для проведения ряда офлайн-мероприятий, консолидируя с их помощью всю информацию, программу, презентации и возможности обратной связи. Сейчас в разработке еще несколько мобильных решений по определенной группе продуктов. А кроме того, для маркетинговых целей все шире используются приложения и мессенджеры, прежде всего Telegram и WhatsApp».

Дарья НЕВЕЙКИНА, руководитель креативной группы, OCS Distribution, отмечает, что в наше время любой инструмент цифрового маркетинга становится частью мобильного маркетинга. «Всё, что живет в цифре, обитает и на вашем смартфоне. В периоды локдаунов и карантинов эта степень достигает 100%, а в периоды относительно спокойной пандемийной жизни – 65-70%. Если же брать в расчет только пуш-уведомления (SMS, сообщения в мессенджере) или личные звонки, то намного меньше – 5-10%», – поясняет она.

В свою очередь, в компании NETLAB мобильный маркетинг совсем не используется, а Axoft его доля существенно ниже, чем в B2С.

Ольга ГОЗ, директор по маркетингу компании Axoft: «Мы прибегаем к SMS- и голосовому маркетингу (автодозвоны) в тех кампаниях, которые требуют быстрого решения от потребителя. В реалиях сложного и технологичного B2B это чаще всего приглашение на мероприятие».

Международный маркетинг

Данный вид маркетинга характерен для дистрибьюторов, которые осуществляют продажи не только в России. Как он организован и какими каналами пользуются компании для продвижения своего бизнеса в других странах?

Алина СТЕРХОВА, руководитель по маркетингу направления видеорешений и аксессуаров для совместной работы Logitech в регионе РФ, Беларусь и Казахстан, отмечает, что в реализации маркетинговой стратегии ее компания использует маркетинг-микс всех доступных инструментов. «Так, два года назад, когда мы стартовали с продажами оборудования для ВКС в России, фокусным направлением был PR в разных его проявлениях», – поясняет она.

Алина СТЕРХОВА (Logitech):
Алина СТЕРХОВА (Logitech):
«Сейчас же большая часть активностей направлена на лидогенерацию – рекламные кампании, рассылки, мероприятия разных форматов. Кроме того, мы постоянно тестируем новые форматы и подходы.
Большое внимание представительство компании уделяет производству локального контента. Традиционно важным каналом коммуникации и привлечения потенциальных клиентов и партнеров в В2В-сегменте остаются мероприятия. Мы проводим множество конференций, обучающих, тренингов, участвуем в мероприятиях наших партнеров как в онлайн, так и офлайн-формате.
Если же говорить о структуре маркетинговых подразделений Logitech, то в каждой стране работают свои группы специалистов по продуктовым категориям (гейминг, ВКС, компьютерная периферия), которые определяют маркетинговую политику в регионе».  

Александр ЯНОВСКИЙ («Марвел-Дистрибуция»): «Наша компания имеет офисы и представительства в ряде стран бывшего СССР, и в каждой из них используются свои подходы и наиболее эффективные каналы. Но в целом диджитализация маркетинга полным ходом идет на всех территориях».

Светлана ТУМАНОВА, директор по маркетингу RRC: «Мы ведем активную работу во всех странах бывшего СНГ, имеем там офисы, техническую и инженерную поддержку, партнерскую сеть. Каналы маркетинга те же – выездные мероприятия с партнерами и заказчиками, вебинары, соцсети, SMM.

Ольга ГОЗ (Axoft): «Наш международный маркетинг разделен на две части – маркетинг на рынках СНГ и рынках дальнего зарубежья».

Ольга ГОЗ (Axoft):
Ольга ГОЗ (Axoft):
«Маркетинг на рынках постсоветского пространства нами апробирован давно и успешно, а сейчас основная задача – тиражировать успешные российские практики и повысить эффективность внутренних процессов, оптимизировав ресурсы на продвижение и по максимуму сконцентрировавшись на поддержке локальных бизнес-развивающих инициатив.
С маркетингом на рынках дальнего зарубежья всё интереснее, поскольку фокус нашей работы на этих территориях (сейчас это Турция и Вьетнам) пришелся как раз на время пандемии. И здесь мы сегодня тестируем различные сценарии работы с целевыми аудиториями. Хотя в сухом остатке успешны те же каналы, что и на родном рынке: Digital – как основной лидогенерирующий канал, email- и database-маркетинг – для постоянной коммуникации с партнерским каналом, а офлайн – для выстраивания горизонтальных связей и лояльности».


Этика маркетинга

Елена ЧЕРНЯКОВА (NETLAB):
Елена ЧЕРНЯКОВА (NETLAB):
«Не соблюдать этику маркетинга, не прислушиваться к профессиональным постулатам – грубое нарушение не только для маркетологов, но и для представителей любой другой профессии. Мы несем большую ответственность за последствия своей работы, так как влияем на поведение и психологию нашей аудитории. Этически неверно перекладывать всю ответственность на потребителя и считать, что несерьезные нарушения и отступления не причинят особого вреда. Нужно помнить, что при рекламировании продукта велик риск исказить его характеристики, назначение и даже цену, поэтому всегда следует строго отслеживать и тестировать рекламные кампании перед их запуском».

Дарья НЕВЕЙКИНА (OCS Distribution):
Дарья НЕВЕЙКИНА (OCS Distribution):
«Этичность – один из столпов нашей корпоративной политики. У нас есть корпоративный кодекс, и в нем есть статья про этичность. Впрочем, это очень естественная для нас черта, и чтобы на практике о ней помнить, нам и кодекс не нужен. Но тем не менее, это настолько принципиально для нашей корпоративной экосистемы, что вынесено в Кодекс. Так что мы весьма положительно относимся к этике (). Ведь, как потребитель рекламы, каждый из нас сам регулярно становится жертвой неэтичного маркетингового поведения и на собственной шкуре чувствует, насколько это неприятно, как это подрывает доверие к продукту, как влияет на дальнейшие отношения с брендом».

Александр ЯНОВСКИЙ («Марвел-Дистрибуция») добавляет, что это очень сложный вопрос, особенно для самого маркетолога. Ведь чем точнее таргетинг, тем больше он использует персональных данных и нередко нарушает личные границы. «Всё зависит от того, насколько далеко потребитель готов пустить маркетолога в свой мир. Big Data, информация об истории покупок, просмотров, поисков, с одной стороны, позволяет персонализировать предложение, а с другой – создает ощущение, что “большой брат” следит за тобой», – говорит Александр.

Война за сознание потребителя, о которой более четверти века назад писал Джек Траут (Jack Trout, американский маркетолог, основатель и президент консалтинговой фирмы Trout&Partners), продолжается, и чем дальше зайдут в этой войне маркетологи, тем больше им будет противостоять целевая аудитория и даже законодательство.

Светлана ТУМАНОВА (RRC):
Светлана ТУМАНОВА (RRC):
«Этика маркетинга, как мы ее понимаем, это прежде всего не быть навязчивым. Надо иметь полный комплекс инструментов для помощи партнерам в продажах, информацию наготове, но не навязывать это на голову партнерам. Рынок стал узок, информации много, перекармливать нельзя. Нужно быть быстрыми, компетентными, доступными, удобными, гибкими».

Маркетинг после пандемии

Не покидает надежда, что нынешняя пандемия все же закончится. Мир маркетинга после пандемии – каким вы его видите? Будет ли он кардинально отличаться от допандемийного?

Елена ЧЕРНЯКОВА (NETLAB): После пандемии, как и во время нее, мир маркетинга всё также будет нацелен на диджитал-технологии. Я уверена, что появятся новые направления привлечения клиентов и механизмы влияния на спрос. Однако офлайн-мероприятия не исчезнут, социальное общение вне цифрового мира всё также будет цениться, но его рамки станут значительно уже. Естественно, никуда не денутся конференции, встречи, бизнес-завтраки, однако основная масса маркетинговых активностей сместится в онлайн. Такова новая реальность, от которой не нужно бежать, а нужно принять и научиться в ней работать.

Дарья НЕВЕЙКИНА (OCS Distribution):

Мне думается, что он будет похож на пандемийный. Пандемия во многом сделала нашу жизнь комфортнее – мы привыкли все продукты получать на дом, от интеллектуальных до бытовых. Например, многие фитнес-клубы сейчас разрабатывают программы домашнего обучения – это когда тренер подключается к вам и проводит удаленное занятие. Для фитнес-клуба как для бизнеса это абсолютно новая ниша. Этим раньше занимались частные специалисты, да, были цифровые компании, которые предоставляли такие услуги, да, рынок был. Но фитнес-клубов на этом рынке не было – а теперь есть. И подобных примеров рыночной трансформации очень много. А вслед за рынком трансформируется и маркетинг. Привыкший заказывать продукты на дом с очень маленькой степенью вероятности откажется от этого комфорта в дальнейшем. Так же, как и привыкшие работать на удаленке сотрудники не хотят возвращаться в офисы. Мир изменился. Так что, думаю, дороги назад для маркетинга нет – только вперед».

Алина СТЕРХОВА (Logitech): «Конечно, пандемия изменила мир навсегда. В2В-бизнес будет использовать все больше digital-инструментов, что до пандемии больше было свойственно B2C. Кроме того, маркетинг вынужден будет учитывать возросшие требования участников рынка к качеству и надежности решений для онлайн-коммуникаций, например в части проведения онлайн-мероприятий. К тому же не сомневаюсь, что и после пандемии сохранится практика гибридного формата работы. Для маркетинга, как и других бизнес-процессов, в этом много плюсов: экономия времени на перемещения, ускорение процесса принятия решений, а также возможность привлечения специалистов worldwide, что, безусловно, положительно влияет на результаты нашей работы».

Читайте также
Андрей Никонов, CEO Riverstart, рассказывает IT-World, как система на основе технологии машинного зрения (Machine Vision, MV) помогает в решении задач онкологической медицины, которые еще недавно казались невыполнимыми, и рассуждает о том, почему перспективные решения годами не могут дойти до применения в повседневной медицинской практике.

Александр ЯНОВСКИЙ («Марвел-Дистрибуция»): «Интернет-технологии совершили за последнее время скачок в области таргетинга в реальном времени по интересам и поведению, делая маркетинг все более персонализированным. Эта тенденция будет развиваться и набирать обороты. Не за горами время, описанное Виктором Пелевиным в романе “iPhuck 10”, и развитие искусственного интеллекта и систем автоматизации сыграет в этом не последнюю роль. Да и до глобальных метавселенных рукой подать. Маркетинг будет меняться в сторону гиперперсонализации, и пандемия лишь ускорила некоторые тренды последних лет».



Опубликовано 31.01.2022

Похожие статьи