Онлайн-рынку классифайдов грозит монополизация и сокращение иностранного участия

Логотип компании
Онлайн-рынку классифайдов грозит монополизация и сокращение иностранного участия
Динамичный рост отечественного С2С-сегмента, обусловленный санкциями Запада и ростом цен на многие категории товаров, могут прервать законодательные инициативы. Уход многих иностранных брендов с российского рынка, в том числе на фоне вводимых санкций, и всплеск цен на бытовую технику и электронику привел к беспрецедентному росту отечественного С2С-сегмента.


От эпохи изобилия – к ресейлу и минимализму

Как пишут эксперты, специализирующиеся на реализации подержанных и перепродаваемых вещей, отечественные интернет-площадки отрапортовали о резком увеличении показателей. Еще в 2020 г., говорится в совместном исследовании РБК и Data Insight, объем С2С-продаж в России превышал 1 трлн руб., количество покупателей в этом сегменте достигало 13,3 млн человек, или 12,6% от общего числа интернет-пользователей в стране. Количество сделок в сегменте достигло 301 млн, и 81% из них были совершены на сайтах объявлений.

Лидеры классифайд сегмента в РФ - интернет-сервис для размещения объявлений о товарах, недвижимости, вакансиях и услугах «Авито» (ежемесячное количество визитов приближается к 319 млн), сервис с объявлениями о продаже и аренде недвижимости Domclick.ru (ежемесячная аудитория составляет 16 млн), автомобильный классифайд Drom.ru (ежемесячная аудитория порядка 62 млн), интернет-аукцион «Мешок» (общее количество визитов в июле достигло 11,2 млн).

В феврале 2022 г., по официальным данным, на ресурсе «Авито» было размещено 90 млн активных публикаций. За март текущего года, сообщают эксперты, их число выросло на 40%. Самыми покупаемыми товарами стали изделия из электроники (смартфоны, планшеты, ноутбуки) и бытовой техники (холодильники, стиральные машины), а также одежда, обувь, велосипеды и детские коляски.

За первые 7 месяцев текущего года, по данным МегаФон, суммарный трафик на сайтах 14 популярных классифайдов и ресейл-платформ вырос на 33% по сравнению с январем-июлем 2021 г. При этом ресейл-платформы, специализирующиеся на определенных категориях товаров - дизайнерской одежде, сумках, обуви или потребительской электронике – растут в 10 раз быстрее универсальных площадок. За январь-июль 2022 года трафик таких абонентов МегаФона увеличился на 195%.

О росте сегмента бывших в употреблении смартфонов, ноутбуков и бытовой техники отчитался и интернет-холдинг VK (ранее - Mail.ru Group): в период с 01 по 21 марта их продажи выросли, по сравнению с аналогичным периодом февраля, на 35%. Аналогичная картина наблюдается на электронных сервисах объявлений «Юла» и «Объявления Вконтакте», также принадлежащих холдингу.

Рост спроса на подержанные товары почти вдвое был зафиксирован в период с декабря 2020 г. по декабрь 2021 г., - комментирует в СМИ директор региональной сети Boxberry Александр Митурич. – В апреле 2022 г., по сравнению с показателем апреля 2021 г., он составил 293%.

На фоне сложившейся ситуации, санкционных запретов, ограничения поставок и падения реальных доходов россиян текущей тренд на продажу/покупку бывших в употреблении товаров только усилится. Как ожидается, по итогам текущего года уровень C2C-продаж вырастет на 100-150%. На пике спроса по-прежнему останутся бытовая техника, электроника, одежда и обувь для детей и взрослых, а также недоступные в открытой продаже товары (например, под торговыми марками или брендами, покинувшими российский рынок).

На рынке C2C появились новые игроки. О запуске раздела классифайдов (объявлений частных лиц), недоступных для доставки, объявил интернет-маркетплейс Ozon. На первом этапе сервис доступен в Ростове-на-Дону, а затем проект будет масштабирован на всю страну.

Однако по вновь открытому бизнесу маркетплейса, впрочем, как и по другим популярным в РФ сервисам классифайдов, могут нанести удар готовящиеся изменения в отечественном законодательстве - поправки к Федеральным законам «Об информации» и «О рекламе».

Закон «О рекламе»: грядущая монополизация рынка

Поправки в ФЗ «О рекламе» были внесены на рассмотрение в Госдуму в первой половине июля, и в настоящее время проходят этап рассмотрения во втором чтении в Нижней палате. Их автор – депутат заместитель председателя комитета ГД по экономической политике Артем Кирьянов. Проект закона предполагает введение особого режима для размещения электронных объявлений физических лиц, распространения цифровой наружной рекламы и установки цифровых рекламных конструкций - именно они, по мнению автора документа, представляют собой наиболее уязвимые сектора в информационной сфере, и могут быть использованы «недружественными странами в целях нанесения ущерба РФ и российским юридическим и физическим лицам». Предлагаемый режим подразумевает создание единого оператора цифровых рекламных конструкций и объявлений. В его функции войдут создание и эксплуатацию информационного ресурса размещения информации на цифровых рекламных конструкциях и электронных досках объявлений. При этом предполагается, что такой единый оператор должен будет контролировать рекламу и предотвращать распространение недостоверной информации.

Ведущие классифайды Drom.ru, Domclick.ru и Avito.ru законодательную инициативу раскритиковали. В письме, направленном их руководителями в адрес главы Кабмина Михаила Мишустина, говорится о вынужденном прекращении деятельности участников рынка C2С в случае принятия поправок и создания оператора-монополиста. Для бюджетов это обернется налоговыми потерями, исчисляющимися в сотни миллиардов рублей, для сокращающегося рынка труда – выходом на него нескольких тысяч сотрудников компаний, и для рядовых россиян - потерей привычных и весьма востребованных сервисов покупки и продажи. Для функционирования единого оператора потребуется технологическое решение, стоимость создания которого авторы письма оценили в сотни миллиардов рублей.

И, наконец, подчеркивается в письме, действующие в России классифайд-сервисы работают в соответствии с законом «О персональных данных», их серверы находятся внутри страны, а данные пользователей не передаются за рубеж. Они никогда не привлекались к ответственности за нарушение информационного законодательства, и их невозможно использовать для формирование общественно-политических взглядов, агитации и какого-либо влияния на государственную политику.

Петиция под названием «Поддержка команды «Авито» ИТ-сообществом России», созданная на платформе продвижения гражданских инициатив Change.org и адресованная Михаилу Мишустину, к утру 23 августа собрала подписи свыше 10 тыс. человек. Готовящиеся поправки к закону названы разрушительными законодательными инициативами, решающим несуществующие проблемы и «кошмарящими» отечественную ИТ-отрасль», а их принятие затормозит не только сегмент C2C, но и развитие российского ИТ-сектора в целом.

С критикой законопроекта выступил лидер «Справедливой России» Сергей Миронов.

Лидеры сегмента наружной рекламы - Gallery, «Постер», «Реклама-Центр», «Восток-Медиа», «Транзит Медиа Групп», «ВинЭкс», «Дизайнмастер», «Норд Стар Медиа», «Мособлреклама» - также выступают против проекта, считая его принятие фактической монополизацией рекламного рынка. Обращение к депутатам ГД РФ, принятое на внеочередном заседании Национальной ассоциации визуальных коммуникаций (НАВК), содержит просьбу учесть при доработке документа коллективное мнение участников отрасли.

Закон «Об информации»: приземление классифайдов и интеграция с Госуслугами

Поправки в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» внес на рассмотрение ГД РФ заместитель председателя комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин. Пока проект проходит стадию рассмотрения в первом чтении и ожидает поправок. Автор документа, уже получившего неофициальное название закона о «приземлении» классифайдов», считает, что основным обладателем онлайн-сервисов по размещению объявлений, работающих в РФ и ежемесячно собирающих аудиторию не менее 10 млн человек, может быть только российское юридическое или частное лицо. Иностранное участие в таком проекте допускается, но ограничивается долей в 20%.

Такие сервисы, как классифайды, собирают огромное количество информации о гражданах России, но многие из них принадлежат иностранным юридическим лицам. По мнению политика, такая ситуация недопустима. Классифайды, как предполагается, будут интегрировать свои сервисы с единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) и порталом Госуслуг. Кроме того, владельцам сайтов частных объявлений предлагается вменить в обязанность отслеживать использование сайтов для противоправных действий, преступлений, распространения запрещенной информации и нарушение прав пользователей. Нарушители будут блокироваться Роскомнадзором.

Как комментирует руководство маркетплейса Ozon, принятие поправок к ФЗ «Об информации» будет означать полное прекращение работы маркетплейса либо закрытия классифайд-сервиса. Об этом говорится и в письме, которое руководство направило в адрес Минэкономики РФ.

Против проекта публично выступили «Деловая Россия» и Общероссийский народный фронт (ОНФ). Принятие формулировок в их текущем виде приведет к значительному ухудшению условий работы и даже к закрытию ряда отечественных сервисов объявлений, ухудшит положение представителей малого и среднего бизнеса, использующих эти сервисы, приведет к оттоку высококвалифицированных специалистов и снижению конкуренции на рынке. А это идет вразрез с задачами по поддержке отечественных ИТ-компаний и развитию информационных технологий в стране.

«Дополнительное регулирование сферы в нынешнее сложное для экономики время выглядит избыточным, несет риск для крупнейших участников отечественного рынка классифайдов», - прокомментировал GR-аналитик Cian Дмитрий Денисов.

Применение предлагаемых проектом норм, в том числе и по ограничению иностранного участия, может привести к ухудшению положения небольших игроков - региональных классифайдов. А их в России имеется «приличное количество», - считает директор Института исследований интернета Карен Казарян. - Многим придется менять структуру владения, и это не лучшим образом отразится на их деятельности.

Александр Котов, юрист международной юридической фирмы «Дентонс»:

Александр Котов, юрист международной юридической фирмы «Дентонс»:

«Положения данных законопроектов вытекают из трендов российского законодательства последних лет. К ним, в том числе, относятся:
1. централизация системы управления и контроля;
2. суверенизация информационного пространства;
3. предъявление высоких требований к модерации и самоконтролю за размещаемым контентом на крупных информационных ресурсах;
4. повышение «прозрачности» деятельности компаний;
5. использование сложных для восприятия языковых конструкций при формировании текста законов.
Каждый из этих трендов уже породил достаточное количество примеров в информационном законодательстве, включая законодательство о «Суверенном Интернете», «Иностранных агентах», «Приземлении ИТ-компаний», «Самоконтроле социальных сетей», «Деятельности онлайн-кинотеатров», и продолжает находить отражение в законопроектах, например, в проекте о «Регулировании алгоритмов социальных сетей».
В связи с этим ожидать кардинальных изменений в рассматриваемых законопроектах не приходится, даже несмотря на обширную критику в их адрес, включая критику со стороны Минцифры».


Опубликовано 29.08.2022

Похожие статьи