Как потерять важные файлы. Дню российского студенчества посвящается

Логотип компании
25.01.2024
Как потерять важные файлы. Дню российского студенчества посвящается

Изображение: shutterstock.com/fizkes

Практически каждый второй студент безвозвратно терял свои учебные наработки — курсовые, дипломы, отчеты, презентации. Главная причина — забывчивость и невнимательность — 60% студентов теряют доступ к учебным ресурсам и материалам только потому, что забывают пароли от учетных записей или удаляют важные файлы случайно.

Какие данные теряются и почему?

Потеря учебных данных — актуальная проблема для студентов. Практически каждый второй опрошенный терял доступ к учебным ресурсам (54%), важные текстовые файлы (45,4%), доступ к системам дистанционного образования и электронным библиотекам (28,4%). Интересно, что свои ВКР и научные статьи студенты теряют реже — лишь в 9,8% случаев, возможно, потому что уделяют больше внимания обеспечению их сохранности.

Если говорить о ценности учебных материалов, то их потеря стоит на втором месте среди самых чувствительных (18.4%). Больше всего студенты боятся потерять личные фотографии и видео (22.8%), на третьем месте — переписки без возможности их восстановления (12.7%).

Среди самых распространенных причин утраты данных: забывчивость — 60,8% опрошенных забывали пароли для доступа к учебных сервисам и платформам, а также невнимательность — 28% удаляли данные случайно, 22,3% теряли устройства, на которых хранилась информация. Действия вредоносного ПО и вирусов, а также кража через фишинговые ссылки реже становятся причинами потерь данных у студентов — 10% и 3,6% соответственно.

Учат ли студентов защищать свои данные от потери?

В ходе исследования удалось установить, что обучение по кибербезопасности в российских вузах не проводятся на регулярной основе. Они либо вообще отсутствуют (53.8%), либо проводятся один раз в качестве образовательного предмета, одного из курсов (16.6%). Основам защиты данных чаще обучают специалистов (49%) и бакалавров (47%). Магистратура в большинстве случаев не предполагает дополнительных занятий по данной теме — так ответили 69% респондентов.

Чаще всего компьютерной безопасности обучают студентов следующих специальностей: медицина (53%), информационные технологии и ИБ (45%), маркетинг, дизайн, PR и реклама (45%), управление и экономика (38%), искусство (35%), юриспруденция (34%). При этом наиболее интенсивно обучаются кибербезопасности студенты в сферах ИТ (17% каждый месяц) и медицины (16% каждый месяц).

«В современной цифровой экономике данные — это один из самых важных активов для любой организации. Именно поэтому все студенты «Синергии» вне зависимости от направления обучения знакомятся с основами личной безопасности в Интернете уже на первом курсе, а данные организации учатся защищать уже со второго курса.

Также мы уделяем много времени теме ИБ в рамках факультативных занятий и дипломного проектирования. Этот курс обязателен для всех образовательных программ факультета информационных технологий. В дипломных работах студентами активно используются различные сертифицированные ФСТЭК и ФСБ отечественные программно-аппаратные решения от компаний лидеров российского рынка информационной безопасности», — говорит Александр Витальевич Батищев, к.э.н., доцент, заведующий кафедрой искусственный интеллект и анализ данных Университет Синергия.

Как студенты защищают свои данные?

Лучший способ защитить дипломы и курсовые от случайного удаления — регулярно делать резервные копии. Опрошенные студенты разделяют такой подход — они делают бэкапы как личных данных (36.9%), так и учебных (32.7%). Еще один распространенный, но не самый надежный способ хранения — пересылка важной информации (документов, фотографий, паролей) самому себе в мессенджерах или социальных сетях (13.1%).

Резервные копии студенты делают регулярно: часть опрошенных — ежемесячно (26.5%), часть — несколько раз в год (19.9%). Еще 14.9% делают бэкапы еженедельно, а 7.0% — ежедневно.

Среди других методов защиты: двухфакторная аутентификация (23.9% опрошенных настраивают ее), использование сложных и уникальных паролей для онлайн-сервисов (19.6%), ограничение доступа к личным устройствам и аккаунтам (16.4%).

«Киберпротект сотрудничает с российскими вузами и колледжами, курирует работу кафедры Теоретической и прикладной информатики в МФТИ, и мы не понаслышке знаем, сколько учебных материалов хранят современные студенты на своих электронных устройствах — это и записи лекций, и заметки с семинаров, и ответы на билеты, и даже научные наработки к НИР. Мы понимаем важность их сохранности и считаем, что лучший способ не потерять ценные файлы — своевременно и регулярно делать резервные копии.

Мы стремимся искоренить небезопасные способы хранения данных, к которым относится, например, пересылка конфиденциальной информации, документов и паролей, самому себе в мессенджерах и социальных сетях, ведь такая информация может быть скомпрометирована, доступ к аккаунту потерян, а случайная чистка сообщений приведет к потере важных файлов.

К счастью, сейчас мы наблюдаем растущий спрос со стороны вузов, колледжей и среднеобразовательных учреждений на знания в области цифровой гигиены, культуры безопасного хранения и защиты данных, безопасного поведения в интернете, поэтому наши эксперты регулярно выступают в этих организациях и совместно повышают уровень культуры хранения информации», — подчеркивает исполнительный директор компании «Киберпротект» Елена Бочерова.

В исследовании приняли участие 3000 студентов российских вузов — Университета «Синергия», МФТИ, РГГУ и ТГГУ.

Читайте также
IT-World разбирался, возможно ли создать фандом в специфичной и многим до сих пор непонятной ИТ-отрасли?