Восточный тупик. Возобновятся ли платежные потоки в Китай и Турцию? Аналитика IT News

Логотип компании
Восточный тупик. Возобновятся ли платежные потоки в Китай и Турцию? Аналитика IT News

Фото: Rawpixel.com/shutterstock.com

Российские импортеры уже несколько последних недель пытаются найти способы оплатить товары своим партнерам из КНР и Турции. Банки этих стран, испытывая давление США, почти полностью прекратили прием платежей из РФ, в том числе и в своих валютах. Чем это грозит российскому рынку ИТ, и найдется ли выход из ситуации?

Информация о том, что крупнейшие банки Китая и Турции отказались проводить расчеты с российской стороной, стала активно обсуждаться в последних числах марта. И это уже второй поток отказов. С началом текущего года крупные банки Поднебесной Империи и Родины Тюльпанов резко прекратили проведение платежей из РФ. Но, поскольку речь шла о платежах в долларах США, ситуация казалась не более чем неприятной, но не критичной. Однако во второй половине марта положение обострилось, под раздачу попали платежи в национальных валютах – юанях и турецких лирах. Крупнейшие банки Китая и Турции теперь отклоняют подавляющее количество платежей от российских партнеров, экспортеры не могут получить своих денег за отгруженный товар, а средний срок проведения тех платежей, которые все же не проходят, вырос с 1-2 дней до 1,5 месяца. Чем это грозит российской экономике в целом, ИТ-сегменту в частности, и где выход из платежного тупика?

Россия – Китай

Поднебесная империя уже 14 последних лет является крупнейшим торговым партнером России. Прошедший, 2023 год стал рекордным в этом отношении. И если доля развитых стран в импорте РФ по итогам 2023 года снизилась с 47 до 17%, то доля Китая, напротив, выросла с 27 до 45%. В долларовом выражении объем товарооборота между нашими странами достиг $240,11 млрд, и это на 26,3% больше, чем годом ранее. В частности, экспорт из Китая в Россию увеличился на 46,9%, до $110,97 млрд, а экспорт из России в КНР – на 12,7%, до $129,13 млрд.

КНР экспортирует в Россию широкий перечень продукции: автомобили, промышленное и специализированное оборудование, игрушки, обувь, транспортные средства, кондиционеры. По информации Главного таможенного управления КНР, только за первые три квартала 2023 года на экспорт из Китая в Россию таких товаров, как машины, оборудование и механизмы, электротехническое оборудование, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука и их части, пришлось $33,78 млрд, а за весь год было ввезено компьютеров и их блоков на сумму $2,92 млрд, медицинских приборов – на $0,4 млрд.

По сведениям Минцифры РФ, более 75% смартфонов в Россию поставляются из Китая. Только во втором квартале 2023 года на российский рынок поставлено 5,5 млн устройств на сумму 135 млрд рублей. Кроме того, по оценкам экспертов, именно из Китая в Россию поступает четверть объема всего параллельного импорта.

Сама Россия – на шестом месте в списке крупнейших торговых партнеров КНР, после АСЕАН, ЕС, США, Японии и Республики Корея, а по темпам роста двустороннего товарооборота РФ заняла первое место среди 20 крупнейших торговых партнеров КНР. Это не так значительно, как могло показаться. Так, по данным аналитиков Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (ИЭП), по итогам января – октября 2023 года доля России в товарообороте Китая составила всего 4%, а на российские товары пришлось лишь 5,1% от суммарного импорта КНР. За тот же период, утверждает источник, поставки китайских товаров на российский рынок сбыта составили 3,3% от всего экспорта КНР. Учитывая эти данные, можно было бы сказать, что Россия для Китая является гораздо менее ценным торговым партнером, чем Китай для России.

Россия – Турция

По данным ФТС, Турция заняла второе, после Китая, место по ввозу товаров в РФ. А Россия встала на первую позицию среди торговых партнеров Турции. По данным Турецкого института статистики (TurkStat), за 11 месяцев 2023 года объем торговли между Турцией и Россией достиг $51,5 млрд, из них на долю экспорта из России пришлось $41,4 млрд, импорт – $10,1 млрд. За весь 2023 год импорт из Турции в Россию вырос на 60%. Главными экспортными товарами, поступающими из Турецкой Республики, стали цитрусовые ($426 млн), автозапчасти ($404 млн) и прицепы ($275 млн).

В ответ Москва поставляла Анкаре нефтепродукты и СПГ ($11 млрд по неофициальным данным), железо и сталь ($3,1 млрд), пшеницу ($2,4 млрд) и т. д.

Высокие технологии

Важная, даже критически важная для отечественного ИТ-рынка статья импорта – высокотехнологичное оборудование: смартфоны, ноутбуки, компьютеры, телекоммуникационное оборудование, чипы. К примеру, с началом спецоперации США запретили продавать России любые чипы, с нетерпением ожидая агонии российской отрасли электроники. Но с помощью параллельного импорта, в том числе из Турции и КНР, российские импортеры этот запрет успешно обходят.

Как подсчитал Госдеп США, уже к началу 2023 года импорт в Россию ключевых микрочипов и электроники восстановился до уровня, который наблюдался до введения санкций. За весь 2023 год, по данным информированных источников, российский импорт микрочипов превысил $437,5 млн, а это 42-е место в мире.

Получать чипы и другую электронику, как считает официальный Вашингтон, России помогают (читай – поставляют по каналам параллельного импорта) Армения, Грузия, Казахстан, Турция и ОАЭ. По данным Reuters, в поставках задействованы также компании из Гонконга и даже Эстонии. С февраля 2022 по апрель 2023 года один лишь Китай поставил в Россию чипов американского производства на сумму $570 млн. В основном речь идет о продукции компаний Intel, AMD и Texas Instruments.

Фото: Tester128/shutterstock.com

В течение первых 10 месяцев 2023 года в РФ поступило около 35 тыс. процессоров AMD на 372 млн рублей и около 178 тыс. процессоров Intel на общую сумму 3,2 млрд рублей. Китайские и корейские производители за этот же период стали поставлять в Россию в 2,5 раза больше чипов.

Фото: Nor Gal/shutterstock.com

Что произошло?

В последних числах декабря 2022 года Штаты расширили запрет на взаимодействие третьих стран с Россией. Подписанный Джо Байденом указ дал Минфину США полномочия ужесточить контроль соблюдения ограничений против РФ и вводить вторичные санкции против нарушителей, в том числе иностранных банков. А в последних числах февраля текущего года заработали ограничения очередного санкционного пакета ЕС и США, к которому присоединились Великобритания, Канада, Япония и Австралия.

В самой России санкции затронули девять банков, провайдеров ЦОДов, организации финтеха и ИТ. Запрет наложен на компании ряда стран, в том числе Китая и Турции, которые, по мнению составителей пакета, помогают России обходить западные запреты и поставляют ей оборудование и комплектующие, пригодные для использования в военных целях. Это производители электроники Guangzhou Ausay Technology, Shenzhen Biguang Trading и Yilufa Electronics (КНР), RG Solutions (Гонконг), поставщик электроники и компонентов Yildiz ip Teknoloji Elektronik Elektrik Bilgisayar Malzemeleri Ticaret Sanayi (Турция).

Поставлять на российский рынок теперь запрещено некоторые виды транзисторов, полупроводников и электронных приборов, оборудование для производства полупроводников, электронное промышленное оборудование, электронные платы, фото- и видеотехнику, перископы, электротрансформаторы, а также изделий радиоэлектроники и обширного перечня комплектующих из Китая.

С началом текущего года представители российского бизнеса стали сообщать о невозможности перевести средства партнерам из КНР и Турции. Но речь шла только о долларовых платежах, не затрагивая платежи в нацвалютах, поэтому ситуация паники не вызвала и казалась не более, чем досадной.

Создано нейросетью

Еще в июле 2023 года глава РФ Владимир Путин на саммите Совета глав государств Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), членами которой являются и Россия, и Китай, объявил, что расчеты в торговле между нашими странами уже на 80% осуществляются в нацвалютах – рублях и юанях. К осени этот показатель еще увеличился: 20 ноября первый вице-премьер Правительства России Андрей Белоусов заявил, что на юань и рубль приходится уже 95% всех торговых операций между Россией и Китаем.

В определенной части торговых отношений с Турцией Россия также перешла на платежи в рублях и турецких лирах. Какой-либо более точной информации о доле таких платежей пока нет. Представление о росте платежей в нацвалютах с Турцией можно составить из сообщения ТАСС в ноябре 2023 года министра торговли страны Омера Болата: «Использование турецкой лиры и рубля в двусторонней торговле увеличивается.

Турецкий экспорт в Россию в турецких лирах вырос почти на 400%, а турецкий импорт из России в лирах вырос почти на 150%, в рублях – на 260%» .

Однако в последних числах марта текущего года появилась информация о том, что у российских резидентов возникли очень серьезные проблемы с расчетами через банки КНР и Турции. В этот раз под раздачу попали и платежи в нацвалютах – юанях, турецких лирах и рублях. Кредитно-финансовые учреждения Китая и Турецкой Республики отказываются работать с российскими контрагентами, не закрывая при этом корсчета российских банков официально. Подавляющее количество платежей (по сведениям экспертов, около 90%) от российских партнеров отклоняется, платежи возвращаются обратно, китайские и турецкие экспортеры не могут получить своих денег за отгруженные товары.

Фото: PaeGAG/shutterstock.com

Средний срок проведения платежей, которые все же осуществляются, вырос в несколько десятков (!) раз. К тому же теперь российским клиентам вменено в обязанность заполнять специальную анкету, указывая таможенный код приобретаемых товаров (ТН ВЭД) и страну происхождения товара.

Всю эту информацию пристально изучают финансовые органы США.

Дружба дружбой, а служба – службой

В условиях серьезного санкционного давления на Россию и Турция, и Китай старались сохранять нейтралитет. Но, конечно, нельзя не учитывать, что для КНР США остаются крупнейшим торговым партнером, несмотря на развязанные США торговые войны и санкции. И, хотя в 2023 году товарооборот Китая и США упал на 11,6%, его объем тем не менее грандиозен и составляет $664,45 млрд. Это почти в три раза больше, чем с Россией.

Для Турции рынок США также более важен, чем рынок РФ. В 2023 году в структуре турецкого экспорта Штаты занимали второе, после Германии, место с долей 5,79% ($14,8 млрд). Россия в этом списке на шестом месте с долей 4,26%.

Практически все крупные банки, через которые российская сторона отправляла платежи в Китай (в прессе назывались Bank of China, Ping An Bank, Bank of Ningbo, China Guangfa Bank, Kunshan Rural Commercial Bank, Great Wall West China Bank, Shenzhen Rural Commercial Bank, Dongguan Rural Commercial Bank) и основной расчетный центр для импортеров Zhejiang Chouzhou Commercial Bank обслуживают и торговые операции китайских компаний с США. Аналогичная ситуация и с крупнейшими банками Турции – Nurol Bank, с которым сотрудничали около 40% банков из России, Emlak Bank и рядом других. Попасть под вторичные санкции Минфина США для таких банков – значит поставить под удар не только свою деятельность, во многом завязанную и на американский, и на европейский бизнес, но и деятельность своих филиалов, открытых в Америке и ЕС.

Проблемы с платежами из России придется решать и Китаю, и Турции, причем достаточно срочно. Несмотря на то что у обеих этих стран имеются более значимые, как минимум по объемам экспертно-импортных операций, партнеры, которые оказывают и экономическое, и политическое давление, сбросить со счетов стратегически важные торгово-экономические отношения с Россией не получится. К примеру, нелишне вспомнить, что 56% общего объема российских поставок в КНР обеспечивает нефтегазовый экспорт. По итогам прошлого года Россия стала крупнейшим экспортером нефти в Китай, поставив ему 107 млн тонн и опередив по этому показателю Саудовскую Аравию, Ирак, Малайзию и ОАЭ. Не стоит забывать и о том, что глава КНР считает Россию самым важным и весомым из 150 государств партнером глобального экономического проекта «Один пояс, один путь».

Фото: Yaorusheng/shutterstock.com

У Турции тоже есть такие «но». Например, сейчас Россия на очень льготных условиях строит в Турции первую в стране атомную электростанцию «Аккую» стоимостью $22 млрд и готовит квалифицированный персонал для ее эксплуатации. Это очень важный для экономики Турции проект. АЭС «Аккую» будет покрывать до 10% потребности Турции в электроэнергии и снизит потребность в природном газе на 7 млрд кубометров, благодаря чему страна сможет ежегодно экономить $6,5 млрд. Далее последует и вторая станция.

Восточный тупик. Возобновятся ли платежные потоки в Китай и Турцию? Аналитика IT News. Рис. 6
Фото с официального сайта атомной станции https://akkuyu.com/ru

Кроме того, большое значение и для России, и для Турции играет такая статья турецкого экспорта, как услуги пляжного, событийного, спортивного и бизнес-туризма. Доля туризма в ВВП Турции составляет около 11% и дает 9% рабочих мест. В 2023 году Россия стала лидером по числу туристов в Турции. Побродить по пляжам и рынкам Родины Тюльпанов приехали свыше 6,3 млн россиян, обеспечив ей почти 13% всего иностранного турпотока. И если в целом поток туристов в Турцию за 2023 год вырос на 10,4%, то из России – более чем на 20%. Средний чек за тур составлял от 57 тыс. рублей в январе до 184 тыс. рублей в июле.

Восточный тупик. Возобновятся ли платежные потоки в Китай и Турцию? Аналитика IT News. Рис. 7
Spice Bazaar, Istanbul, Фото: Наталья Соловьева/IT News

В марте текущего года, когда россияне стали задумываться о летнем отпуске, выяснилось, что из-за проблем с платежами турецкие отели не могли получить плату за проживание российских туристов, а представители турецкого турбизнеса не могли отправить взносы за участие в московской международной отраслевой туристической выставке, которая проходила с 19 по 21 марта.

Эксперты стали говорить о возможном провале предстоящего туристического сезона, а это чревато весьма болезненными убытками для очень многих турецких бизнесменов и наемных работников, занятых в сфере HoReCa и розничной торговле. Даже в прошлом сезоне, когда российские туристы лишились возможности пользоваться картой «Мир» на территории Турции, практически перестали приниматься и обслуживаться карты UnionPay, выпущенные российскими банками, а планы по созданию платежного продукта специально для российских туристов так и остались планами, турецкая отрасль туризма и сопутствующих услуг заметно сникла.

Аналитики уже отметили снижение бума торговли между Россией и Турцией из-за давления на ее банковскую систему. Как прокомментировал президент Союза машиностроителей Турции Кутлу Каравелиоглу, в этом году он ожидает падения поставок в Россию станков, насосов и электродвигателей на $1 млрд.

Найдется ли выход из платежного тупика?

Не так давно пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков заявил, что российское правительство в курсе проблем с китайскими и турецкими банками и по этому поводу ведет с партнерами диалог, обсуждая возможные варианты.

Как считают эксперты, самым надежным и перспективным решением было бы создание многосторонней платежной системы для расчетов между странами БРИКС. И такие планы активно обсуждаются с участием Банка России и финансовых регуляторов стран – членов БРИКС, сообщил Минфин РФ по итогам встречи министров финансов и управляющих центробанками в Сан-Паулу (Бразилия), которая проходила 27 февраля 2024 года. Предполагается, что такая платежная система объединит цифровые валюты центральных банков (CBDC) и будет базироваться на блокчейне Brics Pay. Это позволит осуществлять взаиморасчеты, не опасаясь санкций и не нуждаясь в SWIFT. К тому же такая финансовая инициатива еще больше пошатнет позиции доллара США на международной финансовой арене. Понятно, что реализовать такой проект в срочном порядке не получится, пока идет лишь обсуждение концепции. К тому же в самой России запуск в полноценное обращение цифрового рубля ожидается только с начала следующего года.

Аналитики полагают, что и сегодня есть несколько способов для обхода санкций. Правда, ЦБ РФ призвал российские банки не распространять в публичном пространстве информацию о подобных механизмах, чтобы снизить санкционные риски и для самих организаций, и для банков-корреспондентов. И практически все эти способы требуют дополнительных расходов времени и средств.

Конечно, наше издание не банк, тем не менее мы постараемся представить возможные способы максимально аккуратно.

Эксперты полагают, что один из самых надежных вариантов – открыть счет в филиале российского банка. В Китае такой филиал имеется у ВТБ. Но из желающих это сделать уже сформировалась очередь и открытия счета, сообщают информированные источники, придется ждать чуть ли не полгода.

Открыть филиал (офис) своей компании в Поднебесной или в другой дружественной юрисдикции. По некоторым данным, таким способом пользуются около 80% российских предприятий, работающих с китайскими партнерами на регулярной основе. Правда, подсчитали аналитики, это приведет к дополнительным издержкам для бизнеса и в конечном итоге к удорожанию товара.

Помимо крупных банков, опасающихся вторичных санкций со стороны США и ЕС, в КНР и Турции работает огромное число банков «второго эшелона», клиентами которых являются исключительно резиденты, которым запреты Минфина США не страшны.

Многие советуют пользоваться услугами банка в третьей стране, платежи из которой не попадают под санкции США и ЕС. К примеру, в Узбекистане, Киргизии, Армении. Но это чревато удорожанием стоимости перевода.

По сведениям ряда экспертов, в трансграничных расчетах растет доля криптовалют. Минус этой схемы заключается в сложностях, связанных с соблюдением налогового законодательства. Но летом прошлого года Росбанк разработал решение для трансграничных расчетов в криптовалюте, которое соответствует всем требованиям законодательства и ограничениям со стороны ЦБ РФ, и запустил его. Решение предусматривает работу через финтех-посредника, который покупает на средства импортера криптовалюту за рубежом и переводит ее иностранному поставщику. Кстати, именно на фоне сложностей с международными расчетами Минфин РФ выступил за оплату внешнеторговых расчетов криптовалютой, которую намайнили на территории РФ.

Популярный вариант – использовать схему работы по принципу инкассаторских услуг. Для этого составляется трехсторонний контракт: продукцию представляет одно юридическое лицо, платежи идут другому, а расчет осуществляется непосредственно между ними.

В Сети обсуждалась и такая возможность: указывая таможенный код приобретаемых товаров, «оборудование» менять на «бананы». Но многие российские компании сразу посчитали его непригодным и даже глупым, не советуя им пользоваться.

Российские эксперты полагают, что сложившаяся ситуация, конечно же, свое отрицательное влияние на рынок ИТ окажет. Замедлится параллельный импорт, начнется дефицит, не исключено, что достаточно жесткий, электронной техники и компонентов для производства радиоэлектроники. Всё это будет сопровождаться повышением цен.

Дополнительными факторами станет и недавнее, сильнейшее за последние 25 лет землетрясение на Тайване, из-за которого крупнейшие в мире производители чипов и микроэлектроники TSMC и UMC приостановили на неизвестное время свои производства и эвакуировали персонал заводов, и снижение в России с 1 апреля порога беспошлинного ввоза товаров из-за границы с 1 тыс. до 200 евро.

Кстати, импортная электроника и бытовая техника в России уже подорожали, причем чувствительно. На маркетплейсах цены взлетели на 15-20%, и не исключено, что это не предел.

В целом эксперты сходятся во мнении, что проблемы с платежами в КНР и Турцию разрешатся в ближайшем будущем. Как именно – IT News будет держать своих читателей в курсе событий.

Опубликовано 11.04.2024

Похожие статьи