SAP Extreme Sailing Team: «Технологии позволяют яхтсменам прогрессировать»
![SAP Extreme Sailing Team: «Технологии позволяют яхтсменам прогрессировать» SAP Extreme Sailing Team: «Технологии позволяют яхтсменам прогрессировать»](/upload/iblock/5fa/resize_580_387_dsc05036_all_s.webp)
В конце августа в Санкт-Петербурге во второй раз прошли гонки на парусных катамаранах Extreme Sailing Series. Этот вид соревнований предполагает гонки в «стадионном формате» на небольшой по площади акватории прямо перед зрителями. Серия Extreme впервые появилась в 2007 году. Гонки проходят в самых красивых акваториях мира.
За место на пьедестале в Санкт-Петербурге боролись восемь команд. В итоге по итогам 15 гонок, которые проходили 20 и 21 августа, первое место заняла команда The Wave Muscat. Она получила 120 очков. Второй стала Red Bull Sailing Team (114 очков), на третью строчку пьедестала поднялась Lino Sonego Team Italia (101 очко). Четвертое место у SAP Extreme Sailing Series (101 очко), пятой стала отечественная команда Gazprom Team Russia (99 очков). Места с шестого по восьмое заняли, соответственно, Oman Air (89 очков), GAC Pindar (79 очков) и Team Turx (74 очка).
Технические средства SAP используются исключительно после соревнования: один час гонок потом анализируется в течение трех часов во всех деталях. Так, можно оценить, как можно было проложить оптимальным образом маршрут, используя дувший в ходе гонки ветер. Данные накапливаются в реальном масштабе времени и сохраняются в «облаке».
В целом, по словам Расмуса Костнера, аналитические решения SAP не делают спортсмена лучшим яхтсменом, но позволяет сделать некоторые важные выводы и отказаться от устаревших практик. Так, аналитическое ПО смогло подсказать, под каким углом обычно лучше стартовать. А также что важнее — выбрать для разворота оптимальную точку или попытаться набрать максимальную скорость. ПО SAP позволило проанализировать все старты Extreme Sailor Series, выяснив, кто как стартовал, кто как шел, кто победил и почему.
Интересно, что общая площадь всех парусов на катамаране составляет порядка 178 кв. м, это площадь теннисного корта. Вес же его — как у автомобиля Mini Cooper. Все операции на яхте выполняются с использованием исключительно мускульной силы человека. Отметим, что современные катамараны строят в основном из углепластика, и стоят они до полумиллиона евро.
К слову, по правилам серии Extreme, общение с тренерским штабом прекращается за три минуты до старта. Таким образом, все решения принимаются пятью членами экипажа на борту, а не теми 80 специалистами, что сидят на берегу и имеют доступ к современным технологиям. Экипажу же во время гонки запрещено пользоваться всеми устройствами, кроме наручных часов и компаса.
Интересно, что по словам г-н Костнера, самое главное в гонке - это ветер, а понимание этого ветра — ключевой фактор, ведущий к успеху. Но так как яхтсмен не может «видеть» ветер невооруженным взглядом, он вынужден пользоваться косвенными указателями — как ведут себя катамараны конкурентов, какие волны. Среди ПО компании SAP есть инструмент для оптимальной прокладки маршрута, учитывающий ветер. И главная проблема здесь — создать как можно более правдоподобную модель ветра. Для этого используются датчики типа «wind measurement devices» (они установлены на береговой линии). Тем не менее, данных с этих датчиков пока обычно недостаточно для того, чтобы создать модель поля ветра и полностью смоделировать процесс гонки. Тем не менее, в зонах, где на ветер не влияют здания, возможно очень близкое моделирование. В ходе гонки данные о географических координатах катамарана передает GPS-приемник, установленный на борту. GPS-координаты могут использовать, помимо тренерского штаба, и зрители, чтобы чувствовать себя «причастными».
Что касается вопроса «насколько велик вклад в победу спортсмена, и каков вклад технологий», то по словам г-на Костнера, ответить на этот вопрос достаточно легко. Ибо даже если технологии самые новые и мощные, кто-то, какой-то человек, должен эти технологии использовать. Технологии успешны если за ними стоит человек, который принимает решение на базе информации, которую он получил от технологий. Ибо, как подчеркнул этот шкипер, невозможно провести гонку без технологических средств, а потом ровно в тех же условиях — с технологическими средствами. Впрочем, яхтсмен отметил, что когда он чувствует за собой мощный массив данных, то чувствует себя увереннее. Также он особо подчеркнул, что технологии дают спортсменам возможность прогрессировать.
Статистика гонок Extreme Sailing Series в Санкт-Петербурге, выполненная с помощью ПО SAP, доступна на сайте sapsailing.com.
![](/upload/iblock/d43/suqyfz4prm5n4sh5acy07qf5g4c96vwi.jpeg)
Опубликовано 21.08.2015