IT-лобби: цивилизованное и не очень

Логотип компании
15.11.2013
IT-лобби: цивилизованное и не очень

На фото (слева направо): президент холдинга «Ланит» Георгий Генс, заместитель министра Минкомсвязи Марк Шмулевич, генеральный директор HP Россия Александр Микоян и директор компании «1С» Борис Нуралиев

Члены АП КИТ и представители Минкомсвязи, обсуждая правила лоббизма, выясняли, что лучше – один член правления за всех, или все IT-игроки на одного замминистра?  

Заместитель министра связи и массовых коммуникаций Марк Шмулевич обсудил с членами ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) особенности «цивилизованного лоббизма» и представил его перспективы на примере реализации идей по опционам для сотрудников.

По ходу обсуждения особенностей российского лоббизма становилось понятно, что делить его на цивилизованный и какой-то иной чиновникам, да и самим представителям IT-индустрии нелегко. Цивилизованный лоббизм, вроде бы, подразумевает проталкивание через госаппарат идей, способствующих честной конкуренции и развитию отрасли в целом. Лобби в лице крупных ассоциаций, таких как АП КИТ, казалось бы, изначально цивилизованное, поскольку отражает мнение большинства игроков. Марк Шмулевич, тем не менее, допускает, что поскольку идеи исходят от правления организации, то могут не совпадать, как минимум, с точкой зрения отдельных фирм, а то и с мнением большинства членов ассоциации. В связи с этим чиновникам хотелось бы иметь протоколы, подтверждающие точку зрения конкретных компаний по тому или иному лоббируемому вопросу («чтобы проще было принимать решения»).

Члены правления АП КИТ полагают, что скрывать им особо нечего, поэтому - почему бы и нет? Во всяком случае, с такой точкой зрения, высказанной директором 1С Борисом Нуралиевым спорить (на глазах у Шмулевича) никто не стал. Даже несмотря на то, что Нуралиев честно признал, что каждый член АП КИТ (и члены правления в том числе) отстаивает прежде всего интересы той компании, которая платит ему зарплату. «Мне, например, зарплату платит 1С, я, правда, там еще и акционер», - скромно обрисовал свой статус основатель 1С Борис Нуралиев.

Очевидно, что именно из интересов конкретных компаний и должен в итоге складываться общий лоббистский отраслевой интерес. Не до конца выясненным остался лишь вопрос о том, стоит ли отдельным компаниям проталкивать свои интересы самостоятельно, в обход ассоциаций. Некоторые члены АП КИТ полагают, что чиновникам стоит прислушиваться исключительно к коллегиальному мнению. А если отдельная компания не согласна с точкой зрения того же АП КИТ, то пусть вступает в другую ассоциацию и заходит в министерство или ведомство через нее. Но это разговоры на уровне абстрактных идей, поскольку в реальности, как объяснил Марк Шмулевич, Минкомсвязи и сейчас привлекает при необходимости консультантов-представителей конкретных компаний и в будущем от них вряд ли откажутся.

Шмулевич пояснил важность общественного мнения и количества статей в СМИ на ту или иную лоббируемую тему, для принятия предложений цивилизованных лоббистов. Решения, по словам Шмулевича, принимаются людьми, которые прессу читают и телевизор смотрят. Если чиновники видят, что тема «на слуху», ее активно обсуждают в СМИ, то они могут принять решение гораздо более оперативно. Если говорить о новых правилах по страховым выплатам, к примеру, то они могут вступить в силу уже с начала следующего года, а могут – с середины.

Следующей, среди лоббистских идей, на повестке дня министерства стоит тема опционов. Ими, как пояснил Шмулевич, сегодня активно пользуются, но нередко вне российского законодательства. Если тема станет «горячей», то в самом ближайшем будущем можно ожидать включения в федеральные законы об акционерных обществах и об обществах с ограниченной ответственностью порядка реализации обществом своих акций работникам и формирование пакета акций, необходимого для реализации опционных программ для работников. Помимо этого планируется внести поправки в трудовое законодательство, включающие опционы в число механизмов поощрений работников и возможность исключения доходов от реализации опционов из базы для обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды.