Что ищут пенсионеры на просторах Паутины?
Нужны ли пожилым людям информационные технологии? Как сократить информационный разрыв между поколениями? Каков опыт государственной системы социальной защиты по ИТ-обучению пенсионеров? Эти и другие вопросы рассматривались на пресс-конференции «Современный пенсионер: как использовать ИТ в повседневной жизни».
Главными спикерами были председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике, председатель Союза пенсионеров России (СПР) Валерий Рязанский и директор департамента демографической политики и социальной защиты Министерства труда и социальной защиты РФ (Минтруд) Ольга Самарина.
«В России насчитывается около 40 млн. пенсионеров (в том числе, 13 млн. работающих), - отметил Валерий Рязанский. – Это составляет примерно одну треть взрослого населения страны». Охват Интернетом этой категории, по мнению экспертов, составляет около 5%.
Почему же старшее поколение не пользуется цифровыми технологиями? Эксперты выделяют три основные причины: боязнь новых технологий; компьютерная неграмотность; отсутствие компьютеров и доступного Интернета.
Какую из перечисленных причин можно назвать главной? Видимо, не первую. Так например, в Алтайском крае, по статистике СПР, желают “обучиться Интернету” 53% людей в возрасте от 60 до 70 лет, 27% в категории “от 55 до 60 лет” и 20% в категории “от 70 до 80 лет”.
Опросы СПР показывают, что пожилые люди используют Интернет для: познавательных и развлекательных целей (84% опрошенных); общения в социальных сетях (78%); ведение переписки по электронной почте (75%); ведение семейной базы данных (52%); получения информации по работе государственных и муниципальных служб (45%); деятельности в профессиональной сфере (39%); оплаты товаров и услуг (33%); иных целей (14%).
Валерий Рязанский отметил, что в целях оказания реальной помощи гражданам пожилого возраста при центрах социального обслуживания в регионах стали создаваться “Университеты третьего возраста”. В настоящее время они функционируют в 46 регионах.
Процесс обучения пожилых людей навыкам пользования ПК, включающий в себя обучение базовым офисным приложениям, работу в сети Интернет, организован в 76 регионах.
«Сегодня можно провести аналогию с двадцатыми годами прошлого столетия, когда старики сели за парты, чтобы научиться читать и писать, - говорит Валерий Рязанский. - Если бы они это не сделали, появился бы разрыв между поколениями: если внук захочет написать бабушке SMS, она, в большинстве случаев, не сможет ее прочитать”.
Проблемами адаптации людей старшего возраста к новым ИТ озаботилось и Министерство труда и социальной защиты РФ. «Одним из мотивирующих аспектов в развитии образовательного процесса информационно-телекоммуникационной направленности могут являться публичные конкурсы местного, регионального и всероссийского уровней», - отметила Ольга Самарина.
В этой связи Минтрудом России разработан проект приказа “О проведении конкурса организаторов образовательных программ для граждан пожилого возраста, учителей и учеников «Доступный интернет»”. Основные цели конкурса: выявление лучших организаторов образовательных программ по обучению граждан пожилого возраста навыкам работы на компьютере; популяризация и распространение доступных образовательных программ для граждан пожилого возраста, направленных на ликвидацию среди них компьютерной и информационной неграмотности.
Исходя из сложившейся в регионах практики обучения пожилых людей компьютерной и интернет-грамотности определены 5 номинаций конкурсных программ:
1. «Лучший учитель компьютерной грамотности»; 2. «Лучший «электронный» ученик»;
3. «Цифровой барьер - препятствие в общении поколений или взаимоподдержка поколений?»; 4. «Виртуальный клуб по интересам (путешествия, досуг, домоводство)»;
5. «Приз зрительских симпатий».
Предполагается, что конкурс “Доступный интернет” будет проведен в ноябре-декабре 2013 г.