Программистам-конкурсантам – о пазлах

Логотип компании
02.07.2013Автор
Программистам-конкурсантам – о пазлах

Бьерн Страуструп (слева) и Джефф Джонас

В Санкт-Петербурге начался финал 37-го студенческого чемпионата мира по программированию, организуемого Международной ассоциацией вычислительной техники (ACM ICPC; Association for Computing Machinery International Collegiate Programming Contest)...

В Санкт-Петербурге начался финал 37-го студенческого чемпионата мира по программированию, организуемого Международной ассоциацией вычислительной техники (ACM ICPC; Association for Computing Machinery International Collegiate Programming Contest).

 

Спонсорскую поддержку мероприятию, которое в этом году впервые проходит в России (с 1 по 4 июля), уже много лет оказывает компания IBM. Принимающей стороной выступает Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (СПбНИУ-ИТМО).

ICPC начал свое шествие в 1970 году и с тех пор от местечкового состязания в штате Техас вырос до события всемирного масштаба. В этом году конкурс собрал свыше 29 тыс. представителей более чем 2300 университетов из 90 стран мира, но на финал в Северную столицу приехали только те команды, которые прошли сквозь горнило отборов.

Участников состязания приветствовал Бьерн Страуструп (Bjarne Stroustrup), живая легенда программирования, автор языка С++. В настоящее время действует новый стандарт языка – C++11, а в будущем ожидается выход C++14. К слову, главным изменением в С++11 г-н Страуструп считает появление семантики переноса (move semantics).

Программистам-конкурсантам – о пазлах. Рис. 1
Джефф Джонас
Затем выступил Джефф Джонас (Jeff Jonas), главный специалист подразделения IBM Entity Analytics Group. В 1985 году он основал компанию SRD (Systems Research and Development), создавшую, в частности, системы безопасности для казино в Лас-Вегасе. Решение было способно в режиме реального времени распознавать ситуации, несущие потенциальный риск,  например, выявлять мошенников. В 2005 году SRD была приобретена IBM, а ее ПО и сейчас предлагается пользователям под названием IBM InfoSphere Identity Insight.

Интересно, что у Джеффа Джонаса нет высшего образования, но этого не помешало ему достичь карьерных высот. В настоящее время он работает над проектом G2, которому предстоит «разбираться в новых наблюдениях и поступающих фактах достаточно быстро, чтобы успеть принять меры, пока процесс все еще длится».

«Чего бы я хотел, если бы мог получить всё-всё-всё, что пожелаю? – спросил сам у себя г-н Джонас в ходе приветственного слова участникам чемпионата. - В первую очередь ответов на вопросы. Каждый кусочек данных – это вопрос. Компании и организации обладают цифрами, но из этих цифр надо извлечь смысл. Собрать все частицы информации вместе, совместить наборы, как будто это головоломка, и получить общую картину. При этом все части головоломки похожи на элементы пазла, имеют свои размеры, форму и цвет. Создание информационной системы – это как сборка пазла группой людей». Но, в отличие от пазла, который можно купить в магазине, головоломки, которые встречаются в реальности, не обладают полным набором деталей и имеют лишние элементы, а также элементы-дубликаты. «К тому же, как и во время игры, в процесс сбора общей «картины» вклиниваются какие-то отвлекающие события, например, обед, а чуть позже оказывается, что для комфортной сборки головоломки нужен стол побольше... Это происходит и в реальной жизни: по мере того как наборы данных постепенно состыковываются, требуется все больше памяти», – пояснил Джефф Джонас.

Чтобы изучить, как люди обрабатывают и состыковывают наборы информации, Джефф Джонас провел несколько экспериментов по сбору паззлов в своей семье: изъяв 50% элементов пазла, предлагал сложить картинку из оставшихся кусочков. При этом подкладывал в набор неподходящие элементы из другого – отличного от первого – пазла (понятно, что им невозможно было найти место) или, наоборот, «вбрасывал» элементы из аналогичного пазла, чтобы игроков сбивали с толку одинаковые детали.

Какие же выводы позволили сделать эти эксперименты? Первое – контекст играет большую роль. «Он дает возможность делать предсказания, неважно, идет ли речь о сборе пазла или о попытках сделать выводы из реальных данных», – сказал Джефф Джонас. Второй вывод касается ценности моментов глубоких размышлений, нацеленных на попытки по-новому осмыслить уже существующие данные (как если бы человек установил элемент пазла в неправильное место, а потом предпринял небольшой мозговой штурм с целью подыскать детали место получше).

Похожие статьи