ENOG 5: национальный роуминг и розыскные мероприятия

Логотип компании
30.05.2013Автор
ENOG 5: национальный роуминг и розыскные мероприятия
«Национальный роуминг - это бич», - сказал Валерий Темников, руководитель проекта MNP КЦ, в ходе своего выступления на конференции ENOG 5/RIPE NCC, прошедшей в Санкт-Петербурге. Он отметил, что операторы, разумеется, будут против отмены национального роуминга...

«Национальный роуминг - это бич», - сказал Валерий Темников, руководитель проекта MNP КЦ, в ходе своего выступления на конференции ENOG 5/RIPE NCC, прошедшей в Санкт-Петербурге. Он отметил, что операторы, разумеется, будут против отмены национального роуминга и что «отмена роуминга внутри страны – это дорого». «Но мы поможем операторам снизить издержки», - отметил он. Для организации MNP (mobile number portability – возможности перехода от оператора к оператору с сохранением номера), г-н Темников призывает активнее использовать интернет-технологии, в частности, DNS-технологии, которые позволят переносить мобильные номера подобно тому, как между провайдерами переносятся web-сайты.

Тема переноса мобильных номеров в России вызвала у собравшихся повышенный интерес. Заместитель директора департамента инфраструктурных проектов Министерства связи и массовых коммуникаций Вартан Хачатуров сказал, что Минсвязи не видит причин для переноса запланированных сроков запуска этой услуги, намеченных на 1 декабря 2013 года. Если же операторы не начнут предоставлять услугу к этому моменту, их ждут санкции. Учитывая, впрочем, что в этом деле неизбежны технические и организационные сложности, г-н Хачатуров сообщил, что в Министерстве не исключают вариант постепенного запуска услуги, либо отсрочки запуска на 1-2 месяца.

К слову, при переносе номера клиент может примерно на полчаса лишиться возможности принимать входящие звонки, а на полный переход уйдет до девяти дней. Для реализации переноса будет создана централизованная БД. Оператор, который будет управлять этой базой, будет определен позже.

Юрий Каргополов, председатель регламентного комитета украинского сетевого информационного центра (UANIC) рассказал, что Украина в деле переноса номеров от оператора к оператору ориентируется на нормативную базу ЕС. «На перенос выделено 24 часа – это одно из основных требований», - отметил г-н Каргополов. Что касается схемы организации MNP, то украинские власти остановились на централизованной БД. «Это тренд всего ЕС. В странах Евросоюза массово переходят на централизованные базы данных», - пояснил Юрий Каргополов. Организатор центральной БД будет определен в виде открытого тендера. В целом, в Украине в качестве стратегического направления ориентируются на предоставление персонифицированных услуг связи. «Решая эту задачу, мы используем такое понятие, как персональные номера, - пояснил г-н Каргополов, - это когда номер телефона дается человеку от рождения и до смерти. Переносимость номеров – часть решения задачи персонализации». Национального роуминга в Украине, к слову, не было никогда.

В рамках конференции рассматривались и вопросы работы системы обеспечения «оперативно-разыскных мероприятий» (именно так – через «а», пишется это слово в нормативных документах, противореча правилам орфографии). Вартан Хачатуров рассказал, что финансовое бремя по обеспечению технических возможностей проведения ОРМ ложится на операторов связи. «Есть Закон о связи №126, где прописаны обязанности операторов обеспечивать органы информацией», - сказал г-н Хачатуров.

Структура нормативной базы выглядит в данном вопросе следующим образом: 1) Постановление Правительства РФ №538 «Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность»; 2) Приказ Минкомсвязи РФ №174 «Об утверждении Правил применения оборудования систем коммутации, включая ПО, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении ОРМ. Часть I»; 3) Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ №73 «Об утверждении Требований к сетям электросвязи для проведения ОРМ. Часть II. Требования к сетям передачи данных»; 4) Приказ Минкомсвязи №268 «Об утверждении Правил применения оборудования систем коммутации, включая ПО, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении ОРМ. Часть II.».

Г-н Хачатуров отметил, что цели уполномоченных органов сводятся к двум типам задач: получать сведения о типах соединений, которые выполняет лицо, в отношении которого проводятся ОРМ, и получать содержимое этих соединений. «Вследствие этого операторы ведут статистику обо всех соединениях, а доступ к содержимому обеспечивают только в отношении определенных лиц», - уточнил Вартан Хачатуров.

Похожие статьи