Свободная (от человека) касса

Логотип компании
Системы Self-Checkout готовы для России...

В начале декабря компания Wincor Nixdorf представила прессе несколько решений для розничной торговли, которые могли бы в совокупности своей составить основную начинку «магазина будущего». В таком магазине, по мнению специалистов Wincor Nixdorf, рядом с последней линейкой POS-терминалов Beetle M-II Plus могли бы стоять кассы самообслуживания (Self-Checkout) и системы управления денежной наличностью (Cash Management), а на входе посетителей встречали бы мобильные помощники покупателя. Оптимальной системой удаленного управления всем этим хозяйством, а также бизнес-процессами розничного магазина или сети, Wincor  считает свою разработку TP.Net 3.5.

В России подобных магазинов пока нет. Для нашей розницы кассы самообслуживания и мобильные помощники, позволяющие самостоятельно сканировать товар, узнавать все о персональных скидках и рассчитывать стоимость покупки, минуя очередь в кассу, - это элементы футуристического дизайна. В более развитых странах все это уже давно опробовано и работает.
Какие же выгоды могут принести владельцам российских магазинов (и уже приносят владельцам магазинов заграничных) упомянутые выше Self-Checkout - системы?

По словам главы российского представительства Wincor Nixdorf Виталия Постолатия, покупают подобные решения, не в последнюю очередь в целях борьбы с воровством. Главным образом - с воровством среди кассиров. Интересно, что кассиры больше всех и воруют. Как мне пояснил руководитель отдела проектов и решений российского представительства Wincor Nixdorf Роман Иванов на работников касс приходится 48% магазинных краж, тогда как на покупателей - 28%.

Алгоритмов для обмана кассиром покупателя и владельца магазина придумано великое множество. Большинство из них сводится к тому, что надо «пробить» лишний (или не тот) товар и, после того, как покупатель удалиться, сделать возврат и изъять из кассы деньги. Об этом я знал. О том, что для обмана наивных покупателей кассиры используют штрих-код, пришитый к рукаву, я (от Романа Иванова) узнал впервые. Понятно, что обманывать владельцев магазинов в одиночку становится все сложнее. Кассиры охранники и менеджеры объединяются.

Считается, что лишая кассира доступа к наличности системы Self-Checkout и Cash Management не дают ему возможности ошибиться самому и уводят от соблазна обмануть покупателя и работодателя. Я предположил иной исход, согласно которому, в преступный синдикат «магазина будущего» помимо кассира, охранника и менеджера войдет и IT-специалист. Роман Иванов согласился, что такой вариант не исключен. Тем не менее, очевидно, что сложностей у воришек прибавится.

Покупателям-несунам система Self-Checkout сама по себе не помеха. Но, освобождаясь от манипуляций с наличностью, кассиры могут больше внимания уделять посетителям, пресекая, в том числе, попытки вынести что-то из магазина.

В чем еще преимущества Self-Checkout-систем? На месте одного  кассира можно установить две кассы самообслуживания, таким образом владельцы магазинов экономят полезные площади, кроме того, нет необходимости тратиться на мебель, которая иногда стоит дороже чем кассовое оборудование. Автоматически отпадает проблема проверки подлинности купюр.

По словам Виталия Постолатия, российские покупатели, также как и зарубежные, не слишком любят общаться с кассирами, предпочитая рассчитываться с роботом. То есть спрос со стороны потребителей на самообслуживание есть, выгоды для владельцев сети - тоже.

«Почему же в России не покупают подобные системы, ведь поставщики предлагают их уже не один год?»  - Спросил я главу представительства  Wincor Nixdorf.

Г-н Постолатий объяснил, что предлагать решение, эффективно работающее за рубежом это одно, а полностью локализованную систему - другое.  В московском офисе Wincor Nixdorf признают, что только с декабря этого года Self-Checkout - решения обладают полностью локализованным интерфейсом, всеми необходимыми сертификатами, способны принимать бумажные и металлические рубли, короче говоря, действительно готовы для установки в российской сети.
Скорее всего, первой сетью, которая установит у себя подобные системы станет Ikea. Для нее это лишь вопрос времени, поскольку на глобальном уровне решение уже принято и вопрос лишь о готовности российских магазинов. На очереди, как я понял, OBI и некоторые другие крупные ритейлеры.

Российские розничные сети также проявляют к новинкам большой интерес, и скорее всего уже в следующем году кто-то из серьезных игроков оснастит часть магазинов подобными устройствами.

К слову говоря, в Латвии в сети Maxima кассы самообслуживания уже установили и, если верить сотрудникам  Wincor Nixdorf, оборудование должно окупиться приблизительно за полтора года.

Опубликовано 02.12.2009