«Эйр Астана»: главное - безопасность и комфорт пассажиров

Логотип компании
«Эйр Астана»: главное - безопасность и комфорт пассажиров
Знакомство с компанией, с руководством которой была назначена встреча в Алма-Ате, состоялось задолго до начала пресс-конференции. Дело в том, что в крупнейший город Казахстана я летел самолетом авиакомпании «Эйр Астана». И присматриваться к работе этой компании я стал прямо в самолете. Все как обычно: уровень обслуживания соответствует международным стандартам, очень приветливые стюардессы…

Знакомство с компанией, с руководством которой была назначена встреча в Алма-Ате, состоялось задолго до начала пресс-конференции. Дело в том, что в крупнейший город Казахстана я летел самолетом авиакомпании «Эйр Астана». И присматриваться к работе этой компании я стал прямо в самолете. Все как обычно: уровень обслуживания соответствует международным стандартам, очень приветливые стюардессы…

Несколько часов полета – и самолет приземлился в Алма-Ате. Вечером состоялась экскурсия на высокогорный каток Медео и Чимбулак, а пресс-конференция была назначена на следующий день. Ее открыли Питер Форстер (Peter Foster), президент «Эйр Астана», и Валерий Лановенко, вице-президент, глава представительства Oracle СНГ. Они рассказали об истории национального авиаперевозчика Казахстана, стратегии и проектах Oracle в авиаиндустрии и обозначили цели и итоги создания корпоративной информационной системы «Эйр Астана» на основе Oracle E-Business Suite R12.

----------------------

«Эйр Астана»

· Акционеры: фонд национального благосостояния «Самарук-Казына» (Казахстан) и компания BAE Systems PLC (Великобритания).

· Свой первый рейс «Алма-Ата – Астана» компания выполнила 15 мая 2002 года.

· Единственная авиакомпания в Казахстане, сертифицированная EASA на обслуживание самолетов по стандарту PART-145.

· В 2011 году компания зарегистрирована IATA как прошедшая аудит по эксплуатационной безопасности (IOSA).

· Более 3000 рабочих мест.

· В IT-департаменте работает 40 сотрудников.

· Авиапарк состоит из 24 самолетов западного производства. Маршрутная сеть включает в себя более 50 внутренних и международных рейсов.

----------------------

Рамки внедрения ERP-системы были достаточно широки: управление снабжением, включая электронные закупки, финансами, бюджетированием и планированием, кадрами и заработной платой, управление обучением и аттестацией сотрудников, самообслуживание, рекрутинг и управление по целям всех подразделений авиакомпании. И когда в ходе одного из выступлений прозвучали слова «операция на сердце», мне вспомнилась одна притча. Высококлассный мастер-ремонтник автомобильных двигателей спрашивает у хирурга, специализирующегося на операциях на сердце: «Я и вы ремонтируем сердца, я – автомобилей, а вы – людей, почему же ваша зарплата много выше моей?» Хирург подходит к подготовленному мастером к ремонту автомобилю и, поворачивая ключ зажигания, говорит: «А теперь попробуйте отремонтировать работающий двигатель».

Сложность проекта, за который взялась казахстанкая компания BAS, действительно достойна уважения. В качестве системообразующей платформы был выбран комплекс Oracle E-Business Suite R12. В рамках проекта были произведены пересмотр, реорганизация и унификация бизнес-процессов. Такая оптимизация деятельности зачастую приводит к необходимости «резать по живому»: менять устоявшиеся привычки персонала, отказываться от устаревшего, обучать новому. Не все сотрудники могут себя так перестроить.

Важной особенностью проекта стала всеобъемлющая интеграция со многими специальными системами, используемыми авиакомпанией, среди которых iFly, iCargo, Mona Liza, AIMS, TRAX. Несмотря на сложность проекта, его выполнение было достаточно эффективно организовано, что позволило уложиться в отведенные девять месяцев. В ходе выполнения проекта использовались методология Oracle, стандартные бизнес-процессы, объединяющие лучшие мировые практики авиакомпаний и стандартная функциональность Oracle E-Business Suite. Валерий Лановенко отметил, что 95% ведущих авиакомпаний мира используют технологии Oracle. Портфолио Oracle сегодня объединяет широчайший спектр открытого и интегрированного программного и аппаратного обеспечения. Вместе с тем, проектам по бизнес-приложениям на территории России и СНГ компания уделяет особое внимание.

Пожалуй, к основным результатам внедрения в «Эйр Астане» можно отнести помимо интеграции и повышения эффективности управления также и операционную прозрачность. Весьма полезной окажется для авиакомпании и возможность прогнозирования, основанного на фактических данных и бюджете, а также автоматическое формирование отчетов об отклонениях в бюджете. В качестве инструментов для автоматизации бюджетного планирования и анализа исполнения бюджета использовались приложения Oracle Hyperion Planning.

----------------------

Business Applications Solutions (BAS) – ведущий игрок казахстанского рынка консалтинговых услуг. BAS предоставляет широкий спектр услуг в области управленческого консалтинга и внедрения ИС, направленных на оптимизацию управления предприятием, построение информационной среды, поддерживаю­щей бизнес компании, создание сбалансированной IT-структуры.

Платиновый партнер Oracle. Среди клиентов BAS «Народный банк Казахстана», «Казахинстрах», «Центр электронной коммерции», «Азиатский газопровод», страховая компания «Лондон – Алматы», Налоговый комитет Министерства финансов РК.

----------------------

Надо отдать должное и самой авиакомпании: в процессе реализации проекта команда авиаперевозчика старалась следовать внутренним правилам: «иметь весомые основания для всех требований, предложений или возражений», «свести к минимуму изменения обозначенных требований и границ проекта». (Таким «правилам поведения заказчика» могут позавидовать многие системные интеграторы и консалтинговые компании.) Помогли успешной реализации проекта и регулярные «обзорные» встречи, и подробная документация. Отвечая на вопрос журналистов о стоимости проекта, Питер Фостер сказал, что «бюджет внедрения был достаточно разумным, около 600 тысяч долларов».

Возвращался я в Питер через Москву, в которую меня доставил также самолет авиакомпании «Эйр Астана». Подумалось: что полезного может предложить обычный пассажир авиалайнера по совершенствованию бизнес-процессов авиаперевозчика, которые его, пассажира, непосредственно касаются? Мне откровенно понравилась работа экипажа авиалайнера, однако я придумал следующее. Было бы рационально организовать обратную связь от пассажира прямо к информационной системе компании. Тогда еще ближе была бы реализация слов, сказанных Питером Фостером на пресс-конференции: «Приоритетом компании “Эйр Астана” являются безопасность и комфорт в небе и на земле».

Опубликовано 23.08.2011