IT-блоги. Поисковая оптимизация не дает найти лавку за углом…

Логотип компании
IT-блоги. Поисковая оптимизация не дает найти лавку за углом…
Пользователь ЖЖ kirguduev написал сообщение «Адама Смита и Котлера – вычеркиваем!» о том, как найти в Москве “мастерскую по соседству”, где можно было бы отремонтировать ноутбук

Пользователь ЖЖ kirguduev написал сообщение «Адама Смита и Котлера – вычеркиваем!» о том, как найти в Москве “мастерскую по соседству”, где можно было бы отремонтировать ноутбук:

«Ортодоксальные гуру от экономики и маркетинга утверждают, что чем выше конкуренция и чем интенсивнее игроки рынка используют передовые современные технологии, позволяющие снизить издержки, тем лучше для конечного потребителя и общества в целом. Поскольку, дескать, в результате товар или услуга становятся дешевле для потребителя, доступнее с точки зрения затрат не только денег, но и времени и сил, а материальных ресурсов для их производства и продажи расходуется меньше, что благотворно влияет на экологию и т. п. Сейчас я покажу вам, что это далеко не так. По крайней мере, далеко не всегда так.

Как бывает со всеми великими открытиями со времен если не Архимеда, то Ньютона, это было сделано мною благодаря случайности. Не так давно я ухитрился угробить клавиатуру на своем личном ноуте. Все в нем работало исправно, кроме клавиатуры. К сожалению, обойтись без нее было совершенно невозможно, причем вопрос по срокам стоял остро, из-за происшествия горела срочная работа. Необходимо было найти ближайшую к моему офису мелкую лавку по ремонту ноутов (благо в Москве они на каждом шагу) и клавиатуру срочно поменять (что несложно, ибо производитель и модель относились к числу наиболее популярных, так что за наличие запчастей беспокоиться оснований не было). Все, что мне нужно было сделать, – дойти до мастерской от офиса пешком, подождать минут десять, заплатить требуемые деньги и вернуться обратно счастливым.

Я ничтоже сумняшеся полез в “Яндекс”. Потом – в Google. Потом – в “Рамблер”. Безрезультатно. Потому как по запросу “ремонт ноутбуков Новослободская” поисковые системы выдавали – как собственно в результатах поиска, так и в блоках контекстной рекламы – ссылки на сайты сервисных шарашек, работающих на выезде по всему городу. Вместо лавки, до которой можно дойти пешком, подождать, заплатить деньги и обрести счастье, предлагалось вызвать выездного специалиста (которого придется ждать и встречать… и “нет-нет, на сегодня все выезды уже расписаны, но можно заказать его на завтра”), он заберет ноут с собой в мастерскую, там его в течение некоторого времени (от одного до трех дней) изучат и озвучат прайс за ремонт, после чего, если я соглашусь, еще за какое-то время отремонтируют. Это вместо десяти минут пешком и десяти минут ожидания, не говоря уже о неохотно озвучиваемой телефонным оператором информации о прайсе за выезд и за диагностику.

Причем лавок таких, работающих по принципу “диспетчер на телефоне + толпа кустарей-ремонтников”, типичному для нашего нынешнего сервиса, я насчитал несколько десятков, пока листал страницы поисковой выдачи в надежде найти-таки “мастерскую за углом”. На сайтах некоторых из них выяснялось, что офис и мастерские находятся где-нибудь в Новогиреево или Южном Бутово, а на других и вовсе понять было невозможно, где они живут: никаких контактов, кроме электронного адреса и номера мобильника, не было. Мне стало любопытно, каким это образом работающие по всей Москве и ближайшей области выездные шарашки так легко и непринужденно ищутся по нужному мне набору ключевых слов, забивая своим потоком все остальное. Результат оказался ожидаемым и предсказуемым: на сайтах каждой из этих лавок каждой станции московского метро и каждому административному району соответствовала отдельная web-страница с уникальным адресом, слегка отличающимся текстом и соответствующими тегами. Отдельная страница для “ремонт ноутбуков Новослободская”, отдельная – для “ремонт ноутбуков Авиамоторная”, отдельная – для “ремонт ноутбуков Лефортово”. Содержание страниц, если отвлечься от различающихся топонимов, было идентичным: “Наш мастер приедет к Вам, и все будет зашибись”. И все эти гоп-конторы сообща глушили информационным шумом в поисковой выдаче “мастерские за углом”, которые я, собственно, и искал.

История закончилась тем, что я был вынужден опрашивать коллег по работе и обзванивать знакомых с вопросом, не знает ли кто из них подходящей мне мастерской в нужном районе. Ни одна из поисковых систем помочь мне в этом не смогла. Получить нужную информацию удалось от одного из знакомых, на это ушло примерно полтора часа, после чего я за десять минут дошел до места, подождал десять минут, заплатил деньги и получил на руки полнофункциональный исправный ноут.

Если бы у нас не было Интернета, а были всего лишь старомодные бумажные “Желтые страницы”, я бы нашел решение за две минуты, не отвлекая при этом кучу народу от их дел своими вопросами. Если бы у нас не было поисковых оптимизаторов, я бы набрал нужный текст в поисковике с тем же положительным результатом.

Что получается в итоге? Конкуренция – выше некуда: мне предлагают свои услуги не две-три лавки по соседству, а несколько десятков, если не сотен, компаний по всей Москве. Предлагаемый сервис лучше: мне не надо никуда самому тащиться, приедут и заберут, починят и привезут. Используемые технологии – самые передовые: мало того что Интернет и телекоммуникации задействованы, так еще и модное “продвижение в поисковых системах” в полный рост оттопталось. При этом, однако, того, что мне нужно, не найдешь: ни одной лавки по соседству в “Яндексе” по моему запросу не искалось. Если б воспользовался услугами одной из этих выездных лавок, ждал бы дней пять ноут из ремонта. Но и так я убил полтора часа на поиск того, что мне надо, методом опроса знакомых. По деньгам, воспользуйся я любым из этих предложений, проиграл бы однозначно: чудес на свете не бывает, законов сохранения никто не отменял, и работа курьера туда-обратно, мастера и диспетчера на телефоне неизбежно стоит заметно дороже, чем просто работа мастера. Ресурсов при этом лишних ухайдакано немерено: мало того что эти лавки по отдельной странице на каждый район и каждую станцию метро создали, так некоторые из них – и на каждую московскую улицу. Это в тысячи раз больше, чем просто одна веб-страничка с адресом и телефоном мастерской. Понятно, что хостинг и место на диске стоят нынче копейки, но ведь каждую из этих страничек живой студент за отдельные деньги делал.

В общем: конкуренция – зашкаливает, технологии – самые передовые, услуги – продвинутые, методы продвижения – с переднего края. А мне, потребителю, от этого только хуже, дольше и дороже. И ресурсы не экономятся…. Адам Смит и Котлер ворочаются в гробах».

Опубликовано 27.02.2012