ЕС поставил ультиматум Google

Логотип компании
ЕС поставил ультиматум Google
21 мая Европейская комиссия в лице ее вице-председателя и комиссара по вопросам конкуренции на территории ЕвроСоюза Хоакина Альмунии (Joaquin Almunia) пригрозила американской корпорации Google штрафными санкциями в случае, если та не прислушается к рекомендациям скорректировать ведение бизнеса в сфере онлайн-поиска и взаимодействия с партнерами.
21 мая Европейская комиссия в лице ее вице-председателя и комиссара по вопросам конкуренции на территории ЕвроСоюза Хоакина Альмунии (Joaquin Almunia) пригрозила американской корпорации Google штрафными санкциями в случае, если та не прислушается к рекомендациям скорректировать ведение бизнеса в сфере онлайн-поиска и взаимодействия с партнерами. Проще говоря, Европа поставила ультиматум лидеру мирового рынка онлайн-поиска. Более того, времени для предоставления первых предложений по изменению ситуации у Google не так уж много – всего лишь «несколько недель». Официальное уведомление об этом было отправлено исполнительному председателю Google Эрику Шмидту.

История длится уже несколько лет. В ноябре 2010 года Комиссия инициировала антимонопольное расследование в связи с поступавшими от разных сторон заявлениями о том, что Google злоупотребляет доминирующим положением на рынке. Чтобы оценить обоснованность жалоб против Google, было проведено крупномасштабное исследование рынка, по результатам которого определены четыре основные претензии к деятельности американской компании.

Во-первых, по мнению Еврокомиссии, компания манипулирует выдачей поисковых результатов по своему усмотрению, делая акцент на выдаче той информации, которую считает нужным показывать пользователю. В частности, это касается и сервисов вертикального поиска, которые предназначены для углубленного поиска информации в специализированных каталогах. Например, поиск нужного ресторана или турфирмы. Наряду с общей поисковой службой, Google оперирует несколькими службами вертикального поиска, конкурируя в этом направлении с другими игроками. При выдаче результатов основного поиска Google показывает ссылки на свои собственные сервисы вертикального поиска несколько иначе, чем аналогичные ссылки конкурентов. Члены Еврокомиссии утверждают, что обеспокоены сложившейся ситуацией, когда из-за нечестной борьбы могут пострадать конкурирующие предложения.

Второй проблемой Хоакин Альмуния называет копирование информации вертикального поиска других сервисов и последующее ее использование в своих собственных предложениях. В частности, Google не утруждает себя запросом разрешения на публикацию отзывов пользователей, оставленных на других сервисах, под видом своих собственных. Таким образом, компания присваивает достижения чужих инвестиций. Подобная практика может в скором времени оказать негативное влияние на сайты о путешествиях, туристические онлайн-справочники или сайты, выступающие в роли ресторанных гидов. Некоторые из них могут и вовсе отказаться от такой конкурентной борьбы.

В качестве третьей претензии в заявлении Еврокомиссии говорится о порядке соглашений между Google и партнерами, для которых поисковый гигант обязуется обеспечить приток новых клиентов посредством поисковой рекламы. Дело в том, что стандартный договор вынуждает партнера Google согласиться с эксклюзивностью услуг этого «поисковика». Подписывая подобное соглашение, новый партнер Google обязуются покрывать все или большую часть своих потребностей в поисковой рекламе с помощью услуг и сервисов Google.

Четвертая проблема - это ограничения, которые накладывает Google на возможность переноса рекламных кампаний, разработанных для платформы Google AdWords, в аналогичные системы конкурентов. Разработчики ПО для AdWords не имеют права предлагать своим клиентам инструменты, с помощью которых последние могли бы беспрепятственно передавать готовые рекламно-поисковые кампании между AdWords и другими платформами поисковой рекламы.

Хоакин Альмуния уверяет, что если в ближайшее время Google предоставит пакет по устранению данных нарушений, то сотрудники его департамента инициируют их полноценное обсуждение с целью финализировать последующий план действий. В противном случае, Google ожидает судебный иск и крупный штраф. Представители Google уже заявили о том, что не согласны с выводами Комиссии, но готовы к совместному обсуждению данных вопросов.

Несмотря ни на что, угрозы ЕС более чем реальны. Стоит напомнить историю с Microsoft, которой были предъявлены обвинения в нарушении антимонопольного законодательства ЕС в марте 2004 года. Лишь осенью 2007 года Microsoft официально согласилась пойти на уступки Еврокомиссии. За несоблюдение антимонопольного решения от 2004 года в течение нескольких лет подряд Еврокомиссия обязала Microsoft выплатить штраф в размере €899 млн (~$1.44 млрд).

Опубликовано 23.05.2012