Рынок электронных книг России за 2011 г. вырос в 2 раза

Логотип компании
Рынок электронной книги в России устойчиво растет в течение последних трех лет (в среднем на 120% в год), и его объем в 2011 году превысил показатель 2008 года в 12 раз.

На сайте Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям опубликован новый отраслевой доклад «Книжный рынок России.Состояние, тенденции и перспективы развития. 2012», обнародование которого в мае текущего года стало традицией для Роспечати.

Развитие рынка электронных изданий в 2011 году было довольно динамичным.  По оценке  экспертов, за год  обороты от легальных продаж электронных книг в  Российской Федерации выросли по сравнению с 2010 году более чем в 2 раза. Рынок электронной книги в России устойчиво растет в течение последних трех лет (в среднем на 120% в год), и его объем в 2011 году превысил показатель 2008 года в 12 раз.

Основными игроками рынка электронных книг в России являются компании  «ЛитРес»  и  «Аймобилко».  Сетевой  ресурс  «ЛитРес»  по-прежнему остается  самым большим держателем пакета авторских прав на распространение русскоязычных  книг  в  Рунете. При  этом  около  40%  продаж  электронных  книг  компании  «Аймобилко»  обеспечиваются  за  счет  эксклюзивного  контента,  агрегируемого компанией «ЛитРес».

В России многие издатели по-прежнему не считают целесообразным перевод в электронный  формат  всех издаваемых  ими книг, ссылаясь  на те  преимущества, которые  имеются  у  традиционных  книг  (цветные  иллюстрации,  тактильные ощущения, простота использования). Однако, по мнению гендиректора  компании «ЛитРес» С. Анурьева, при сохранении нынешних темпов роста рынка электронных книг доля продаж легальной электронной книги не позднее 2015-2017 гг. может составить 5% от нынешнего объема книжного рынка (3,0 млрд руб.). При этом, по мнению брэнд-директора  издательства  «Эксмо»  В. Чичирина, в  России не  будет  такого «взрывного» роста рынка электронных книг, как в США. В России для этого нет  базы,  нет  своего «Amazon’a».  Скорее  всего,  рост  рынка будет  происходить медленно и постепенно, как в Германии. По мнению аналитика, Россия и Германия очень похожи и по уровню развития инфраструктуры в цифровом пространстве, и по доле рынка электронных книг.

Сегодня ключевыми факторами роста рынка электронной книги являются:

- рост объемов продаж устройств для чтения на территории РФ и СНГ, снижение стоимости данных устройств;

- низкая цена электронной книги-файла по сравнению с печатной;

- проникновение  специализированных  приложений  по  чтению  в  большинство современных устройств (телефоны и планшетники Apple, Samsung, устройства на базе android и пр.);

- появление  большого  количества  игроков  на  рынке  распространения электронных книг и продвижение легального потребления электронных книг, которое постепенно начинает нивелировать пиратство;

- усиление внимания издательств и агентов к рынку электронной книги, и, как  следствие,    расширение  ассортимента  и  улучшение  качества предложения легальных сервисов;

- гибкие  модели  реализации  электронной  книги    pay  per  download, подписная модель и др.

Центральным для развития рынка электронной книги в России является вопрос развития бизнес-моделей ее продажи. В настоящее время существуют три таких модели. 

Первая – продажи электронных книг в виде файлов. На Западе эту модель реализует  Amazon,  на  российском  рынке    «ЛитРес».  Отдельного  внимания заслуживает модель, когда крупные игроки (например, сеть магазинов Barnes&Noble) активно подписывают читателей на свои ридеры с предустановленным контентом и тем самым активно завоевывают долю рынка и создают неплохие предпосылки на будущее.  Крупные игроки отечественного книжного ритейла уже размышляют о создании совместной с  издателями бизнес-модели,  когда  издатель предоставляет книготорговцу контент и вместе с ним продает его читателю на совместно созданном ридере.

Вторая – это подписная модель, когда пользователь по подписке получает полный доступ к тому или иному ресурсу на определенный период времени (с возможностью продлить подписку по ее окончании или отказаться от нее). Об этой модели достаточно много говорят на Западе, но в России при ее реализации есть существенные риски взаимодействия между издателями и владельцами контента.

Третья  модель  требует  инвестиций  со  стороны  издателей    это мультимедийные приложения к электронным книгам, выполненные на базе основного контента.  Рынок электронных  приложений  пока  небольшой,  но  его  потенциал, особенно если говорить о прикладной литературе, профессиональных программах обучения, когда текст может быть дополнен интерактивными вставками, видео- и аудиоприложениями,  возможностью  тестирования  своих  знаний,    заслуживает внимания.

Развитие  рынка  легальных  электронных  изданий  возможно  только  при усилении борьбы с пиратством, однако для этого необходимо широкое предложение качественно  подготовленных  легальных  книг  в  цифровом  формате.  Сегодня  же легальные ресурсы по своему ассортиментному предложению существенно отстают от пиратских. На пиратских сайтах предлагается порядка 100-110 тыс. книг, тогда как в легальном доступе сегодня находится не более 60 тыс. наименований. 

Опубликовано 11.05.2012