Взгляд на бизнес с высоты птичьего полета

Логотип компании
Взгляд на бизнес с высоты птичьего полета
Организаторы «облачной» конференции собрали участников за длинным обеденным столом ресторана Sixty на 62-м этаже Башни Федерации. К высокотехнологичным «облакам» были поданы не менее изысканные салаты из копченых кальмаров и мясо с кровью.

Организаторы «облачной» конференции, компании HP и DataPro, собрали участников за длинным обеденным столом ресторана Sixty на 62-м этаже Башни Федерации. К высокотехнологичным «облакам» были поданы не менее изысканные салаты из копченых кальмаров и мясо с кровью. Картину полного и безоблачного гастрономического счастья дополняли плывущие на высоте птичьего полета дамы средних лет – посетительницы бассейна, расположенного чуть ниже ресторана. Воспользовавшись паузой между отвлекавшими внимание заплывами, а также холодными и горячими закусками я поинтересовался у генерального директора компании DataPro Алексея Солдатова - Как уживаются на облачном рынке те, кто делает «корпуса» облаков, то есть строители центров обработки данных? И что вселяет в цодо-владельцев уверенность в окупаемости многомиллионных проектов.

Вы открываете центр под кого-то? В частности, ваш новый столичный ЦОД?

А.С.: Под co-location.

Но должен же быть хотя бы один крупный заказчик, гарантирующий окупаемость проекта?

А.С.: Если бы это был мой первый ЦОД, то да. Но он у меня не первый.

Откуда такая уверенность в окупаемости проекта?

А.С.: Сегмент co-location растет. Быстрее, чем IT-рынок в целом. Если сложить количество стоек в коммерческих ЦОД у крупных игроков таких как Крок (~1000 стоек), Dataline (~2000 стоек) ТрастИнфо (~1000), Stack (~1000), DataSpace (~1000), SafeData (~1000) и других, то получится около 7000-8000 стоек. Это только то, что проинсталлировано в Москве. Если мы говорим о текущем росте ниши в 20%, а именно так его оценивают эксперты, то это примерно полторы тысячи стоек в год. Хорошо, пусть даже 10%, это все равно достаточно много - 800 стоек в год. Вот – имеющийся потенциал. Под него строятся конкуренты, строимся и мы. Поэтому на этот год дефицита в мощностях для размещения точно не возникнет. Но не будет и их переизбытка, поскольку компании строятся поэтапно.

А в деньгах недостатка возникнуть не может? Сейчас, как-никак, кризис.

А.С.: Крупные операторы ЦОДов сейчас не ограничены в средствах. Под инфраструктуру деньги находятся – от акционеров и заемные. Это «длинные», пяти/семи-летние деньги.

Активно строиться могут только крупные «цодо-владельцы»?

А.С.: Да, крупные операторы могут активно строить новые центры, а мелкие сначала должны найти дополнительное финансирование, чтобы развиваться. Дело в том, что чем крупнее ЦОД, тем быстрее он окупается. ЦОД от ста стоек начинает приносить положительный денежный поток - он зарабатывает больше, чем тратит, но до амортизации ему очень далеко.

Лет 10?

А.С.: Скорее, 15-20.

А более крупные?

А.С.: ЦОД, который имеет 400 стоек, выходит на 7-8 летнюю окупаемость. А «тысячники» могут окупиться за пятилетку. Свободного денежного потока достаточно для роста на собственных деньгах с темпом 15%-20% в год. Если спрос на уровне 700 стоек в год – как поделить их между крупными игроками? Упомянутые 700 стоек – это гарантированный «крупный» спрос, который обеспечен ростом рынка, то есть увеличением потребностей со стороны самых крупных клиентов. Но крупные ЦОДы покрывают часть рынка, процентов 40-50, есть также те, где установлено 100 или 200 стоек. Вместе с ними рынок становится больше практически в два раза.

Длинные деньги требуют длинных прогнозов, на чем они основываются?

А.С.: В частности, на том, что наступает эра IT-устройств. И если сегодня людей, подключенных к Интернету, примерно столько же, сколько интернет-устройств, то в ближайшие 10 лет количество последних увеличится на порядок. И гаджеты будут генерировать основной поток данных, которые необходимо где-то обрабатывать. Понятно, что любой долговременный прогноз сродни гаданию на кофейной гуще, но причин, по которым этого не произойдет нет.

Если так велик спрос на вычислительные мощности, почему вы – строители ЦОДов не устанавливаете свое компьютерное оборудование?

А.С.: Тому есть две причины: Первая – на сегодня предоставление вычислительных мощностей для потребителей не похоже на предоставление инфраструктурных услуг. Пока ИТ технологии не работают также как мы получаем воду из под крана или электричество из розетки. На сегодня предоставление вычислительных мощностей и услуги размещения оборудования (co-location) несколько разные бизнесы, хотя за последнее время сильно сблизились. Вторая- набить ЦОД оборудованием стоит в разы дороже, чем построить само здание дата-центра, с инженерной инфраструктурой.

То есть, применительно к вашему тверскому ЦОДу – несколько миллиардов рублей при капитальных вложениях в стройку цода в 600 млн руб?

А.С.: Оговоримся, что в Твери 600 млн руб. – оценка полностью развернутого проекта. Сегодня реализован его первый этап. При этом финансирование идет неравномерно – на первом этапе всегда надо вложить больше, чтобы заложить фундамент под дальнейшее развитие ЦОДа. А сколько стоит оборудование, можно легко подсчитать. Самый дешевый, одноюнитовый сервер – от тысячи долларов. Таких можно засунуть в стойку сорок два. Итого получаем сорок две тысячи долларов - стоимость одной стойки. Десять стоек – полмиллиона. А требуются еще и системы хранения, не дешёвое сетевое оборудование. В итоге среднестатистическая стойка запросто может обойтись в 100 тысяч долларов. Самим оснащать ЦОД оборудованием дорого.

Но ведь приходится ждать, пока его не забьют оборудованием заказчики?

А.С.: Это нормально. Построив ЦОД мы готовы к тому, что первое время (полгода-год) он может работать с минимальной загрузкой.

Опубликовано 24.02.2014

Похожие статьи