Борьба за справедливость: банки и маркетплейсы не могут поделить правила конкуренции

Логотип компании
10.10.2025
Борьба за справедливость: банки и маркетплейсы не могут поделить правила конкуренции
Gorodenkoff/shutterstock.com
Крупные банки поддержали инициативу Совета Федерации о введении единых условий для всех участников маркетплейсов и запрете скидок при оплате «внутренними» инструментами площадок. В то же время Wildberries и представители интернет-торговли считают, что такие меры ограничат конкуренцию и навредят потребителям. Конфликт между банками и маркетплейсами обостряется на фоне обсуждения поправок к закону о платформенной экономике.

Банковское сообщество поддержало инициативу Совфеда, направленную на обеспечение равных условий доступа продавцов и покупателей к маркетплейсам, а также на запрет предоставления скидок при использовании их собственных платежных инструментов.

В то же время Wildberries категорически не согласен с предложенными изменениями. По словам представителя маркетплейса, акции и бонусные программы — это нормальная практика рыночной конкуренции, а их ограничение приведет к возникновению регуляторного арбитража, нарушающего баланс интересов участников рынка.

Совет Федерации в начале октября направил правительству рекомендации по внесению поправок в закон «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации». Эти изменения должны гарантировать равные условия доступа ко всем цифровым посредническим платформам, исключая возможность предоставления преимуществ компаниям, связанным с владельцем площадки. Предложено закрепить норму, по которой цена на товары и услуги должна оставаться одинаковой, независимо от того, какое электронное средство платежа выбирает оператор платформы. Сейчас многие площадки предоставляют скидки, если клиент использует карты или кошельки, выпущенные их аффилированными банками, что, по мнению законодателей, создает неравенство между участниками рынка. Способ оплаты не должен влиять на конечную цену для пользователей.

ФАС наведет порядок в маркетплейсах
Подобные предложения еще в сентябре направляли в Центробанк крупнейшие кредитные организации, включая Сбер, Альфа-банк, ВТБ и Т-банк. Банки настаивали на том, чтобы они могли работать с маркетплейсами на тех же условиях, что и дочерние финансовые структуры площадок. Это позволило бы клиентам самостоятельно выбирать, через какой инструмент осуществлять платеж, без навязанных ограничений. Также они предложили обязать маркетплейсы показывать все доступные программы лояльности — акции, скидки, кэшбэки, независимо от того, кто является эмитентом платежного средства.

По словам представителя «Сбера», банк поддерживает конкуренцию на финансовом рынке, включая конкуренцию с маркетплейсами, однако она должна строиться на равных правилах. Когда площадка предоставляет преимущества только своим внутренним платежным сервисам, это ведет к искажению рынка. Он подчеркнул необходимость прозрачной системы скидок и кэшбэков, понятной всем участникам, без скрытого влияния на цену. Схожей точки зрения придерживаются и в Т-банке.

Президент АКИТ Артем Соколов заявил, что ассоциация поддерживает единый подход к регулированию цифровых платформ и их участников. Он отметил, что предлагаемая инициатива выделяет программы лояльности лишь одной категории участников, хотя весь рынок активно использует разные формы стимулирования клиентов — бонусы, скидки, баллы и кэшбэки. Искусственные ограничения в этой сфере в конечном итоге ударят по интересам потребителей.

Госдума утвердила закон о платформенной экономике вопреки критике
В Wildberries же уверены, что предоставление клиентам бонусов и скидок внутри одной группы компаний — это обычная мировая практика. Если такие механизмы запретить, это создаст регуляторный арбитраж и даст преимущество крупным банкам, которые и продвигают подобные изменения. Представитель компании считает, что инициаторы поправок фактически пытаются ограничить конкуренцию, используя закон о цифровых платформах в качестве «инструмента давления» на маркетплейсы. По его словам, авторы инициативы ошибочно рассматривают скидки как привилегию самих платформ, тогда как они в первую очередь приносят выгоду потребителям.

Кроме того, в Wildberries напомнили, что Роспотребнадзор ранее подтверждал: программы лояльности и скидки на оплату определенными средствами не нарушают прав покупателей. Компания подчеркивает, что вопрос выходит за рамки предлагаемого закона и затрагивает более широкую практику стимулирования клиентов, которая существует в банках, розничных сетях и сфере услуг. В действующей редакции закона уже закреплено требование о недискриминационном доступе партнеров, что соответствует нормам антимонопольного и потребительского законодательства.

По мнению представителя Wildberries & Russ, предложенный запрет на скидки — это «слабая лоббистская попытка банков и офлайн-ретейла ограничить конкуренцию». Вместо подобных инициатив участникам рынка следовало бы сосредоточиться на снижении цен и повышении качества сервиса.

Противостояние между банками и маркетплейсами тянется второй год.

В мае этого года ФАС проводила проверку практик крупнейших маркетплейсов, связанных с предоставлением скидок при оплате через собственные платежные сервисы, на предмет возможных нарушений антимонопольного законодательства. В сентябре председатель правления ВТБ Андрей Костин предложил приравнять банки маркетплейсов к системообразующим организациям и рассмотреть этот вопрос в ходе доработки закона «О платформенной экономике», принятого летом. Эльвира Набиуллина поддержала идею, отметив, что ЦБ уже ведет переговоры с представителями банковского сообщества и рынка электронной торговли о выработке справедливых правил взаимодействия.

Источник: Ведомости

Похожие статьи