РынокТренды

Рынок 3D-печати на фоне пандемии (II часть)

Евгений Курышев | 04.06.2021

Рынок 3D-печати на фоне пандемии (II часть)

Согласно аналитическому отчету «AliExpress Россия», в четвертом квартале 2020 года спрос на бытовые 3D-принтеры на этой площадке вырос на 74% по сравнению с третьим кварталом. По мнению экспертов компании, это объясняется поиском людьми нового хобби в холодное время года в связи с санитарно-эпидемиологическими рекомендациями чаще оставаться дома.

(Продолжение. Начало в IT News № 05/2021)

3D-дистрибуция в Сети

Безусловно, популяризации 3D-печати также способствует продолжающееся снижение стоимости как расходных материалов, так и самих 3D-принтеров. Однако для большинства россиян 3D-печать все еще остается скорее развлечением, к тому же не самым дешевым: мало кто готов потратить на 3D-принтер больше 45 тыс. рублей, хотя действительно качественные модели стоят дороже.

Мы попросили наших собеседников оценить динамику спроса в сегменте бытовых и домашних 3D-принтеров на базе их внутренних данных. Кроме того, нас интересовало, сотрудничают ли компании с AliExpress и другими торговыми интернет-площадками (маркетплейсами).

Александр КОРНВЕЙЦ («Цветной Мир»):
Александр КОРНВЕЙЦ («Цветной Мир»):
«Мы не сотрудничаем с AliExpress, но работаем с российскими маркетплейсами OZON, WildBerries, GOODS. Пока что доля наших продаж через этот канал не превышает 1%, но мы надеемся на рост этого бизнеса в 2021 году».

Основатель и генеральный директор компании «Цветной Мир» Александр КОРНВЕЙЦ говорит о взрывном росте спроса на фотополимерные 3D-принтеры, большая доля которых отправляется к покупателям именно домой, а не на работу и т. п. Многие люди живут своими хобби, поэтому возможность получить недорогой и очень функциональный инструмент для воплощения в жизнь своих идей стала для них настоящим подарком. И это особенно важно во времена пандемии, когда приходится чаще оставаться дома и чем-то себя занимать, уверен г-н Корнвейц,. По его мнению, в одной точке сошлись два события, что обусловило рост доли фотополимерных моделей в сегменте настольных 3D-принтеров до 30% (против менее чем 10% годом ранее). Тенденция к росту этого направления будет сохраняться и дальше.

Основатель ГК Top 3D Group Василий КИСЕЛЕВ:
Основатель ГК Top 3D Group Василий КИСЕЛЕВ:
«У нас  собственный e-commerce-интернет-магазин, мы активно торгуем на маркетплейсах, кроме того, функционирует свой магазин на AliExpress, и мы можем с уверенностью сказать, что наши B2C-продажи выросли. Однако объем интернет-магазина в обороте – около 10-15% – не самая существенная доля нашего бизнеса».

Илья ВИНОГРАДОВ («3Д Вижн»):
Илья ВИНОГРАДОВ («3Д Вижн»):
«С “AliExpress Россия” не сотрудничаем. Наше предложение в сегменте бытовых 3D-принтеров идет в комплексном варианте поставки, который выше уровнем, чем базовые предложения данной интернет-площадки».

Генеральный директор компании «3Д Вижн» Илья ВИНОГРАДОВ отмечает, что его компания поставляет фабричное, проверенное оборудование с официальной поддержкой от производителя, собственными слайсерами и хорошей гарантией, соответственно стоимость его выше стандартных предложений на AliExpress. «На данный момент мы видим рынок в виде поставок персонального оборудования для образования (обучающие классы школ и университетов) и конструкторских отделов (с целью быстрой проверки спроектированного решения)», – говорит он. То, что компания предлагает в данном сегменте, уже нельзя назвать домашними 3D-принтерами – это скорее персональное оборудование с базовыми возможностями 3D-печати в ценовом сегменте 50–500 тыс. рублей. В настоящее время основные каналы реализации продукции для «3Д Вижн» – собственный интернет-магазин и магазины партнеров.

Артем СОЛОМНИКОВ (IMPRINTA):
Артем СОЛОМНИКОВ (IMPRINTA):
«С AliExpress не работаем, так как мы – российский производитель и продаем напрямую или через наших партнеров».

Генеральный директор компании IMPRINTA Артем СОЛОМНИКОВ считает, что, возможно, повышение спроса на дешевые 3D-принтеры связано с эпидемией коронавируса, когда многие люди были вынуждены перейти на удаленную работу или потеряли постоянную. В то же время он подчеркивает, что клиентами компании преимущественно являются промышленные предприятия, бизнес и образовательные учреждения, а не домашние энтузиасты.

 

Домашние или просто дешевые?

Чтобы сформировалось четкое понимание, какое 3D-оборудование требуется тому или иному человеку или бизнесу, необходимо разобраться, по каким критериям 3D-принтер можно отнести к категории домашних или бытовых устройств. Неужели эта категория действительно определяется лишь стоимостью устройства?

Александр КОРНВЕЙЦ («Цветной Мир»):
Александр КОРНВЕЙЦ («Цветной Мир»):
«Главным критерием выступает цена, я бы сделал отсечку на уровне 50 тыс. рублей».

Александр КОРНВЕЙЦ («Цветной Мир») предлагает разделить покупателей 3D-принтеров для дома на две основные категории. Многим из них он нужен не для печати, а чтобы разобраться в технологиях, покопаться в железках, поставить апгрейды, перепрошить электронику и т. п. Для них главное – не результат в виде печати, а процесс доработки и наладки, и поэтому они покупают наборы для сборки, рассказывает г-н Корнвейц. Пользователи второй группы, наоборот, хотят именно печатать, не углубляясь при этом в сборку, наладку и настройку, поэтому выбирают максимально эргономичные устройства с большим количеством дополнительных функций, таких как автокалибровка, цветной сенсорный дисплей, Wi-Fi, датчики окончания нити, веб-камеры для удаленного контроля печати.

Василий КИСЕЛЕВ (Top 3D Group):
Василий КИСЕЛЕВ (Top 3D Group):
«Первое — это безопасность. Второе — простота и удобство использования. Третье — конечно же, бюджет (может быть, даже это  первое). Четвертое – наверное, экологичность».

Илья ВИНОГРАДОВ («3Д Вижн»):
Илья ВИНОГРАДОВ («3Д Вижн»):
«Самые главные критерии – простота эксплуатации, надежность и безопасность. При этом основные проблемы в данном сегменте оборудования связаны как раз с надежностью».

Илья ВИНОГРАДОВ («3Д Вижн») сетует, что производители гонятся за уменьшением цены товара и это приводит к частым поломкам и невозможности эксплуатации устройства. Некоторые элементы оборудования, на которые приходится до 30% стоимости самой установки, являются в таких 3D-принтерах расходными, на них не распространяется гарантия, поясняет он. Большинство клиентов, покупая в том же AliExpress, банально не знают об этой проблеме, что приводит к разочарованию в возможностях оборудования. Более того, за пару лет стоимость эксплуатации оборудования нередко становится сопоставимой с ценами на технику более высокого уровня, которая, помимо надежности, имеет ряд других преимуществ, таких как поддержка специалистов, более качественная печать и удобство эксплуатации.

Артем СОЛОМНИКОВ (IMPRINTA):
Артем СОЛОМНИКОВ (IMPRINTA):
«По своим характеристикам 3D-принтеры принято делить на промышленные и персональные. Отличаются они в первую очередь материалами, с которыми способны работать, и, соответственно, ценой».

Артем СОЛОМНИКОВ (IMPRINTA) уточняет, что персональные 3D-принтеры также используются на производствах. Тем не менее обычно, когда говорят о домашних и бытовых моделях, подразумевают их демократичную стоимость. Необходимо понимать, что добиться низкой цены на устройство становится возможным в том числе за счет не самых качественных комплектующих. Кроме того пользователь может столкнуться со средним качеством печати, низким ресурсом наработки на отказ и отсутствием внятного сервиса от производителя.

Андрей ТЫРСА (PICASO 3D):
Андрей ТЫРСА (PICASO 3D):
«Любое домашнее устройство подразумевает, что им пользуется неспециалист. Домашний 3D-принтер должен отличаться простотой, отказоустойчивостью, иметь понятный интерфейс».

Коммерческий директор компании PICASO 3D Андрей ТЫРСА считает, что домашний 3D-принтер должен быть настолько простым и максимально автоматизированным, чтобы им мог пользоваться любой человек без какой-либо подготовки. Но большое количество моделей, которые сейчас позиционируются в качестве домашних, таковыми не являются, их главное преимущество – доступная цена, но работать с ними без специальной подготовки и изучения большого количества дополнительных материалов практически невозможно. «А вот оборудование нашей компании, в частности Designer Classic, более полно отвечает критериям домашнего устройства. Этот принтер специально спроектирован для непрофессионалов: простой интерфейс, закрытый корпус, многие процессы автоматизированы», – рассказывает он. Еще одно немаловажное свойство оборудования данной категории – наличие собственной сервисной службы и русскоязычной технической поддержки от производителя.

 

Бизнес, только бизнес

Несмотря на то что для всех участников обзора 3D-печать является профильным видом деятельности, у многих работа идет сразу по нескольким направлениям: производство, дистрибуция, сервисные услуги, в том числе печать под заказ. Кроме того, некоторые компании инвестируют значительные средства в другие приобретающие популярность технологии. Что из них приносит им наибольшую выгоду?

Александр КОРНВЕЙЦ («Цветной Мир»):
Александр КОРНВЕЙЦ («Цветной Мир»):
«Самую большую выручку приносит нам продажа 3D-принтеров. Примерно 70% – это модели, работающие по технологии FDM, а 30% – печатающие фотополимерной смолой».

Александр КОРНВЕЙЦ («Цветной Мир») отмечает, что, помимо дистрибуции 3D-принтеров, его компания занимается поставкой 3D-сканеров и материалов для 3D-печати. В ее портфолио также есть интересные комплексные предложения. Например, среди новинок стоит отметить решение для создания ортопедических стелек: оно состоит из сканера стопы, программного обеспечения для создания модели стельки и 3D-принтера, способного печатать мягкими видами пластика.

Василий КИСЕЛЕВ (Top 3D Group):
Василий КИСЕЛЕВ (Top 3D Group):
«Мы активно идем в робототехнику и в прошлом году именно по этому направлению отметили самый бурный рост».

По мнению Василия КИСЕЛЕВА (Top 3D Group), у его компании достаточно дифференцированный бизнес: розница (интернет-магазин, продажи на маркетплейсах), B2B- и B2G-продажи. Кроме того, в наличии широкая товарная матрица – не только оборудование для 3D-печати, но и техника для 3D-сканирования, расходные материалы, вспомогательное оборудование. Не менее важна работа по другим перспективным направлениям, например робототехнике. «Несмотря на то что 3D-принтеры – основное направление нашего бизнеса, мы пытаемся максимально диверсифицироваться в рамках концепта “Индустрии 4.0” и предлагаем широкое портфолио продуктов, которые могут быть интересны нашим заказчикам», – заключает г-н Киселев.

Илья ВИНОГРАДОВ («3Д Вижн»):
Илья ВИНОГРАДОВ («3Д Вижн»):
«Наша компания основывалась как производственная, и на первом этапе мы занимались оказанием услуг в сфере аддитивных технологий и мелкосерийного литья пластмасс. Это и сейчас наиболее доходная часть нашего бзнеса».

Илья ВИНОГРАДОВ («3Д Вижн») рассказывает, что, имея в своем распоряжении большое количество оборудования и постоянно работая на нем, его компания однажды приняла решение о подписании дистрибьюторских договоров с производителями и с того момента стала также реализовывать оборудование в сфере аддитивного производства. В отличие от торговых компаний, специалисты «ЗД Вижн» не только прошли обучение в специализированных сервисных центрах, но постоянно работают на оборудовании, повышают квалификацию. «Мы можем показать не просто презентацию, а работу самой установки в реальных производственных условиях, и в этом неоспоримое преимущество нашего подхода», – говорит он. Конечно, оборотная часть продаж намного выше производственной, но и рентабельность значительно ниже, заключает г-н Виноградов.

Андрей ТЫРСА (PICASO 3D):
Андрей ТЫРСА (PICASO 3D):
«PICASO 3D разрабатывает, производит и поддерживает 3D-принтеры собственного производства. Это и выступает основным источником нашего дохода».

(Окончание следует)

3D-печать

Журнал: Журнал IT-News [№ 06/2021], Подписка на журналы


Поделиться:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Также по теме

Другие материалы рубрики

Мысли вслух

Десять лет назад мы говорили о будущем цифры и управления с Пеккой Вильякайненом - технологическим предпринимателем и опытным инноватором. То будущее, о котором мы говорили тогда, наступило. День за днем, со скоростью времени.
Согласно прогнозам Gartner, к 2022 г. 75% организаций, использующих инфраструктуру как сервис (IaaS), будут реализовывать продуманную мультиоблачную стратегию, в то время как в 2017 г. доля таких компаний составляла 49%.
Все жалуются на нехватку времени. Особенно обидно, что его не хватает на самые важные вещи. Совещания, созвоны, подготовка внутренних отчетов, непонятно, насколько нужных, но которые начальство требует так, как будто это именно то, ради чего мы работаем.

Компании сообщают

Мероприятия

Международная конференция по информационной безопасности ZeroNights
Санкт-Петербург, Кожевенная линия, 40, «Севкабель Порт»
3 490 руб
25.08.2021
09:00–23:00
Конференция «Кадровый ЭДО: цифровизация на практике»
Москва, отель Метрополь, Театральный проезд, 2
25.08.2021
09:30–17:00
Форум «Цифровое предприятие»
Москва, отель Метрополь, Театральный проезд, 2
26.08.2021 — 27.08.2021
09:30–17:00