Новые имена старых инструментов. Что происходит с ведущими ИТ брендами на российском рынке?

Логотип компании
Новые имена старых инструментов. Что происходит с ведущими ИТ брендами на российском рынке?
Эпопея с уходом или временной приостановкой деятельности иностранных компаний в России продолжается.

В течение 2022 года многие известные бренды закрыли свои магазины и представительства в нашей стране: кто-то утверждает, что ушел насовсем, а кто-то, наоборот, оставляет возможности для быстрого возрождения. Есть и такие, кто продолжает работать не напрямую, а через посредников: провели реструктуризацию, сменили собственников, разделили свои западные и российские активы на якобы не связанные друг с другом части.

Пожалуй, наиболее нашумевшим стал ребрендинг сети предприятий быстрого питания McDonald’s во «Вкусно – и точка», а также российского подразделения Coca-Cola в Multon Partners. Чисто номинально теперь это другие компании, однако на деле – те же технологии, заводы, продукция и непубличные документы, в которых прописана возможность быстрого выкупа бизнесов их первоначальными владельцами. В похожей ситуации оказались многие зарубежные бренды в сфере общепита, одежды, СМИ и т. п.

Аналогичной стратегии придерживаются даже крупные игроки в таких серьезных отраслях экономики, как нефтегазовая. Например, американская нефтесервисная компания Schlumberger объявила о переименовании в SLB. Как сообщило Reuters, по итогам третьего квартала 2022 года ей даже удалось нарастить выручку в России на 25%, она продолжает набирать новый персонал и расширяться. При этом с юридической точки зрения SLB никак не нарушает санкций, введенных против России правительствами США и ЕС.

Безусловно, далеко не все компании поступают подобным образом. Выше приведены скорее относительно позитивные примеры, но бывают и другие. Кроме того, стоит учитывать тот факт, что после смены названия предоставляемые компаниями сервисы, услуги и продукция все же претерпевают определенные изменения.

Ситуация в ИТ-отрасли, с одной стороны, похожа на остальные сегменты. А с другой – замена одного бургера на другой, скажем, в городском кафе, скорее всего, пройдет относительно безболезненно, а вот мигрировать с одного программного продукта на другой подчас гораздо сложнее. Да и с переименованиями в ИТ не все так просто: по крайней мере никакой ОС Doors вместо ОС Windows не появилось и ждать подобного не приходится.

Впрочем, подавляющее большинство игроков все же оставляют лазейки для будущего возврата в Россию, например передают контроль над оперативной деятельностью в регионе иным юридическим лицам, номинально не связанным с головной компанией.

Microsoft

Начать рассказ стоит с американской корпорации Microsoft, которая приостановила продажу своей продукции и предоставление услуг российским пользователям весной прошлого года. Несмотря на то, что до сих пор значительное число россиян склонны использовать пиратские версии ОС Windows и сопутствующего офисного ПО, невозможность официально приобрести легальные лицензии – это серьезный удар по законопослушной части населения и бизнеса. В какой-то момент Microsoft даже заблокировала возможность скачивания ISO-образов любых ОС семейства Windows со своего официального сайта, если запрос осуществлялся с российского IP-адреса. Да, это ограничение можно было обойти с помощью прокси или VPN, но по факту оно мешало даже тем, кто легально купил продукцию компании задолго до 2022 года. Однако в декабре прошлого года Microsoft молча сняла ограничения на работу с официальным сайтом для россиян: никаких официальных заявлений об этом сделано не было. Кроме того, в четвертом квартале прошлого года бренд вендора начал возвращаться в российские магазины: в частности, ПО появилось в ассортименте AllSoft и Softline, которые подтвердили легальность новых лицензий. Тем не менее на эти продукты все же накладываются определенные ограничения: например, активировать их можно только в России, да и то не во всех регионах. Впрочем, эта практика уже давно знакома многим россиянам.

Panasonic и Eplaza

Японская компания Panasonic, заявив в начале марта 2022-го о невозможности продолжать торговые операции в РФ из-за экономических и логистических проблем, в начале сентября возобновила продажи через свой официальный интернет-магазин Eplaza, на все товары которого распространяется оригинальная гарантия производителя – по крайней мере, именно так заявлено сегодня на сайте магазина. Эта информация была подтверждена и на странице Panasonic в соцсети «ВКонтакте», однако сейчас данный пост удален, что намекает на неоднозначность ситуации.

Cisco и IBS

Один из крупнейших поставщиков сетевого оборудования в Россию – американская компания Cisco – также ищет пути возвращения на российский рынок. Напомню, помимо запрета на поставки техники, компания ограничила доступ к сервису видеоконференций Webex и закрыла для россиян свои образовательные проекты. Ходят слухи, что Cisco может вернуться на наш рынок через посредника, например своего партнера – российскую компанию IBS (именно ей были проданы российские активы венндора), которая в таком случае может выступить в качестве дистрибьютора оборудования Cisco.

Здесь стоит также напомнить, что еще в апреле 2022 года Минфин США исключил из списка санкций в отношении РФ, которые должны соблюдать американские компании, сетевое и телекоммуникационное оборудование, так что критических препятствий для Cisco в этом случае не существует. Безусловно, могут возникнуть проблемы с гарантийным обслуживанием реализуемой техники и регулярным обновлением ПО, без чего реализуемый товар здорово теряет в цене, но при желании и эти проблемы решаемы.

Apple, Samsung, Xiaomi, Huawei

Похоже, яблочники идут тем же путем. В настоящее время при попытке зайти на русскоязычную версию официального интернет-магазина выдается заглушка: «Магазин Apple Store в данный момент закрыт». Тем не менее локатор авторизованных торговых представителей Apple показывает адреса посредников, где, по-видимому, как и прежде, можно приобрести ее продукцию. Российская версия Apple Store не обновляется: в новиках отображаются iPhone 13 и iPhone 13 Pro, тогда как осенью 2022-го уже были представлены модели следующего поколения.

Южнокорейская Samsung тоже предполагала до конца 2022 года возобновить поставки своей электроники в Россию, однако пока, судя по всему, этого не произошло. Тем не менее сервис Samsung Pay продолжает работать с российскими картами «Мир», а в российской версии официального интернет-магазина появляется информация о новинках (правда, без возможности оформить заказ).

Долго метавшаяся меж двух огней китайская Huawei все же официально не приостанавливала своей деятельности в России и продолжает работать, хотя и в урезанном режиме. По сообщениям «Известий», ее коллеги Xiaomi и Honor тоже постепенно восстанавливают работу своих российских офисов.

Abbyy и Content AI

Непосредственно после ухода Abbyy из России, в апреле 2022 года была создана компания Content AI (ООО «Контент ИИ»), которая отныне отвечает за всех текущих и новых клиентов. Соответственно, все обязательства перед ними, когда-то принятые ею, теперь выполняет Content AI.

Помимо прочего, компания планирует развивать собственные продукты, связанные с интеллектуальной обработкой информации. В частности, уже создана платформа для распознавания, извлечения и классификации данных из документов ContentCapture (непосредственная замена Abbyy FlexiCapture). В разработке также решение, призванное заместить Abbyy FineReader PDF. В работе над новым ПО принимают участие те же программисты, которые трудились в Abbyy. Интересный момент: российская компания с июля 2022 года стала принадлежать турецкому юрлицу, в котором, по непроверенным сведениям, более 50% принадлежит российским гражданам, бывшим сотрудникам Abbyy в России.

Стоит также напомнить, что изначально Abbyy – уникальная российская компания, которая разрабатывала прикладное лингвистическое ПО и технологии оптического распознавания документов. Однако после ухода из России в 2022 году она стала позиционировать себя в качестве международной, а ее нынешняя штаб-квартира расположена в США. Более того, в течение 2021-2022 гг. часть ПО Abbyy была по ее собственному желанию исключена из реестра российского ПО: Abbyy FineReader, Abbyy FlexiCapture, Abbyy Business Card Reader и Abbyy Screenshot Reader. В то же время в списке остались Abbyy Intelligent Search, Abbyy Lingvo и Abbyy Smart Classifier – права на них принадлежат российской Content AI.

Тем не менее компаниям, которым требуется именно российская замена поменявшим прописку продуктам Abbyy, придется ждать новых разработок Content AI либо выбирать из уже имеющихся. Например, согласно информации из каталога российского ПО АРПП «Отечественный софт», программу Abbyy FlexiCapture могут заменить Beorg Smart Vision, Directum Ario One, Smart Document Engine, Smart ID Engine, SOICA и «ЭЛАР Контекст».

Wargaming и Lesta Games

31 марта компания Wargaming передала свой бизнес в России и Белоруссии в полное управление российской компании Lesta Games, совместно с которой в свое время была разработана игра World of Warships. Кроме того, Wargaming решила закрыть свою студию разработки в Минске, а чуть позже, в апреле, заявила, что больше не имеет никаких связей с Lesta Games, которая будет полностью отвечать за локальные версии когда-то общих проектов.

20 сентября у геймеров появилась возможность выбрать регион для сервера, на котором они будут играть далее. За игровые серверы в EU продолжает отвечать Wargaming, а процессами в RU теперь оперирует Lesta Games. Как утверждают в Wargaming, большинство пользователей уже давно определились с выбором, в связи с чем была согласована дата старта финальной части разделения двух компаний.

С 1 февраля 2023 года аккаунты геймеров, проживающих на территории России и Белоруссии и не сделавших свой выбор ранее, будут перенесены в RU-регион, тогда как остальные будут перенесены в EU-регион. В свою очередь, локальные версии World of Tanks, World of Warships и World of Tanks Blitz получили новые названия – «Мир танков», «Мир кораблей» и Tanks Blitz. Как сообщала Lesta Games в конце октября 2022 года, уход Wargaming из России и Белоруссии не повлиял на активную аудиторию проектов, которая составляет около 1,5 млн игроков в день, а общий показатель уникальных аккаунтов – около 40 млн.

Стоит отметить, что при выборе RU-региона с точки зрения игрока не меняется ничего, кроме компании, которая продолжит управлять игрой. При переходе в EU-регион список изменений больше, с ним можно ознакомиться на официальном сайте Wargaming. Например, внутренние игровые предметы при переходе в EU могут быть изменены частично или полностью. Для геймеров из Российской Федерации или Республики Беларусь после переноса в EU-регион оплата в игровом магазине будет недоступна. Исключение составляют случаи смены страны аккаунта при наличии на это оснований. Компания не уточняет, будет ли отсутствовать возможность оплаты только с российских карт или для аккаунтов из России, выбравших EU-сектор, в принципе будет заблокирована возможность оплаты любыми способами (даже с помощью банковских карт других стран). Для игроков не из РФ или Беларуси после переноса аккаунта в EU-регион все платежные методы будут доступны.

Интересно, что Wargaming обещают сохранить подход к ценообразованию, аналогичный тому, что был в СНГ. Похожие проблемы с оплатой ждут игроков в других странах, не России или Белоруссии, пожелавших перейти на российские серверы. Несмотря на важность финансовой составляющей, одной из главных проблем разделения компаний станет невозможность совместной игры для участников, выбравших разные зоны.

«1C Entertainment» и Fulqrum Games

В конце февраля прошлого года китайская корпорация Tencent выкупила у российской компании «1С» игровое направление –варшавское подразделение «1C Entertainment» со всеми дочерними студиями и дистрибуционными компаниями: «1C Publishing», QLOC, Cenega и Muve. В управлении российской компании осталась только «1С Game Studios», которая известна разработкой и выпуском игр «Калибр» и «Ил-2: Штурмовик». Дальнейшая судьба этой студии пока неизвестна, а вот «1C Entertainment» уже сменила название на Fulqrum Games – это было условием сделки, принципиальное соглашение о которой было достигнуто еще в ноябре 2021 года.

Бывшая «1C Entertainment» знаменита более чем сотней популярных когда-то игр, в том числе ‘King’s Bounty’ и ‘Space Rangers’. В свою очередь, студия QLOC отвечала за портирование (адаптацию) некоторых современных игр с игровых консолей на ПК. В частности, речь идет о ‘Resident Evil 6’, ‘Mortal Kombat 11’, ‘Dark Souls: Remastered’ и ‘Resident Evil 4:Ultimate HD Edition’.

Oracle Consulting и Data Prime

Производитель СУБД и аналитического ПО Oracle приостановил в марте 2022 года продажи и услуги по сопровождению ранее приобретенных продуктов. Еще чуть позже компания сообщила о планах по закрытию своего представительства в РФ, в связи с чем часть сотрудников перешла в другие компании, в том числе российскую Postgres Professional.

Тем не менее российское подразделение Oracle Consulting сохранило команду и продолжило работу в качестве нового юрлица – в конце сентября прошлого года появилась компания Data Prime (OOO «Датапрайм»), именно под ее брендом теперь оказывается весь спектр услуг по консалтингу и техническому сопровождению проектов на базе технологического стека Oracle.

Кстати, на официальном сайте компании указано следующее: «В случае потребности решения проектных или функциональных проблем мы обладаем возможностями по доступу к глобальным базам знаний, таким как MetaLink, а также остаемся членами международной семьи Oracle».

Nginx и Angie

Американская копания F5, поглотившая в 2019 году российского разработчика Nginx, также ушла из России в 2022 году. Однако часть ее сотрудников, принимавших участие в работе над популярным веб-сервером Nginx, вернулись в Россию и запустили проект Angie. Это будет форк (ответвление) Nginx, то есть полноценная разработка, живущая собственной жизнью: инвестиции в нее уже составили около $1 млн.

В России веб-сервер Nginx занимает 60% рынка, поэтому появление Angie как нельзя кстати. К слову, новая компания планирует также отвечать за техподдержку пользователей Nginx в России.

Accenture и Axenix

Компания Axenix говорит о себе как полноценном правопреемнике Accenture в России: ей удалось сохранить примерно 2 тыс. сотрудников из числа прежней команды и оригинальную организационную структуру с офисами по стране. Компания, как и прежде, предлагает услуги по разработке ИТ-стратегий, экспертному анализу, внедрению платформенных решений, разработке ПО, аутсорсингу различных ИТ-задач и многому другому.

Безусловно, происходят и некоторые изменения. Например, осенью прошлого году сообщено о завершении переобучения 50 сотрудников компании с SAP на «1C». Один из актуальных видов деятельности Axenix – подбор альтернативных решений в рамках импортозамещения.

Atos, ESET, Schneider Electric и др.

Похожие рокировки произошли также в Atos, ESET, Schneider Electric и многих других компаниях. В частности, французская Atos покинула РФ, но появилась AUXO, которую возглавил бывший топ-менеджер российского подразделения. В некоторой степени AUXO будет предоставлять те же услуги, что и Atos.

За новой российской компанией PRO32 и ее антивирусным продуктом на базе индийского решения из линейки K7 Computing стоит команда бывшего официального эксклюзивного дистрибьютора решений словацкой ESET в России. Кстати, об этом кейсе IT Expert рассказывал более подробно.

Помимо того, на российском рынке появилась компания Systeme Electric, образованная в результате продажи бизнеса Schneider Electric в РФ и Белорусии локальному руководству. Французская энергомашиностроительная компания официально покинула Россию, избавившись от соответствующего юрлица.

В каждом из перечисленных случаев есть свои нюансы, которые невозможно оценить в рамках одного материала. Однако общий лейтмотив происходящего, думаю, понятен.

В итоге

Во-первых, страдают не только иностранные компании, работающие в России, но и российские игроки, успевшие добиться признания на международном рынке. Поэтому стратегию ребрендинга, ренейминга, выделения части бизнеса в самостоятельные компании и т. п. используют и те, и другие.

Во-вторых, количество компаний, которые действительно покинули российский рынок, не столь велико, как может показаться на первый взгляд. Об этом говорит, в частности, исследование швейцарцев из бизнес-школы IMD и Университета Санкт-Галлена, которые выяснили, что по состоянию на конец ноября 2022 года из РФ ушли лишь 8,5% западных компаний. В абсолютных цифрах нашу страну покинули 120 компаний из ЕС и стран G7, чьи доходы соответствуют примерно 10,4% всех компаний из этих юрисдикций, работавших в стране на начало прошлого года. Да, в списке ушедших такие ИТ-гиганты, как IBM, HPE, HP Inc., Sony, EPAM и Teradata. Но, с другой стороны, в том же списке находится и McDonald’s, условия ухода которого из России выглядят весьма неоднозначно: «Макдоналдс Корпорейшн» имеет право на приоритетный выкуп бизнеса “Вкусно – и точка” в течение 15 лет.

В-третьих, часть оставшихся компаний все же работают не на полную мощность, а в урезанном формате, соблюдая те или иные ограничения. Что касается компаний, передавших свои бизнесы местному менеджменту в виде новых юрлиц, то реальная ситуация может быть еще сложнее. Сохраняют ли они связи с бывшим головным офисом и в какой степени – вопрос открытый.

Безусловно, помимо упомянутых в материале компаний, существуют и десятки других уникальных примеров. Да и 8,5% – согласитесь, немало. Однако, прежде чем делать вывод о том, что нужный/любимый бренд действительно ушел из нашей страны, стоит внимательно изучить новости – возможно, он тихо и незаметно работает здесь совсем под другим именем.

Опубликовано 15.02.2023

Похожие статьи