Китай вводит антимонопольные правила для интернет-платформ

Логотип компании
Китай вводит антимонопольные правила для интернет-платформ
Новые антимонопольные рекомендации, официально опубликованные в Китае, нацелены на ужесточение ограничений для интернет-платформ, и разъясняют ряд монополистических практик, с которыми регуляторы планируют вести борьбу. Например, правила запрещают ведущими интернет-игрокам страны заставлять онлайн-торговцев выбирать только между ними, что является давней практикой на рынке.

Государственное управление по регулированию рынка в КНР (The State Administration for Market Regulation, SAMR) обнародовало свод недавно утвержденных антимонопольных руководящих принципов. По мнению антимонопольного ведомства, новый документ позволит «обуздать» непомерный рост компаний Big Tech, не дать им окончательно монополизировать рынок и защитить честную конкуренцию на рынке высоких технологий Китая.

Первоначальную версию антимонопольного законопроекта, регулирующего деятельность интернет-платформ, SAMR обнародовал в первых числах ноября 2020 г. Как сообщали ведущие СМИ, этот шаг еще раз подтверждал намерение официального Пекина ограничить влияние крупных технологических компаний на повседневную жизнь граждан Поднебесной, которое значительно усилилось в период пандемии Covid-19.

По словам экспертов, проект разрабатывался для устранения многочисленных неконкурентных практик. Таких, как намеренное завышение или занижение цен на определенные продукты для разных категорий потребителей, использование для этих целей персональных данных пользователей, в том числе полученных с помощью утечек, различных алгоритмов, а также злоупотребление доминирующими рыночными позициями для ограничения продаж на конкурирующих платформах. Нарушителей, которых должна была выявлять специальная система оценки, предлагалось наказывать отчуждением части активов, технологий или интеллектуальной собственности.

Китайские технологические компании не должны делать пользователей «заложниками алгоритмов», - комментировал представитель Управления кибербезопасности Китая (Cyberspace Administration of China, CAC).

СМИ также отмечали, что незадолго до публикации законопроекта состоялась встреча, на которой представители 27-ми крупнейших интернет-компаний КНР, в том числе Alibaba Group, Tencent Holdings, JD.com и Meituan Dianping, чиновники из SAMR, CAC и Государственного налогового управления КНР обсуждали способы обеспечения здорового роста цифровой экономики.

По сообщению агентства Reuters, новые антимонопольные рекомендации, опубликованные на официальном web-сайте SAMR в Китае, нацелены на ужесточение уже имеющихся ограничений для интернет-платформ, и разъясняют ряд монополистических практик, с которыми регуляторы планируют вести борьбу. Например, правила запрещают ведущими интернет-игрокам страны заставлять онлайн-торговцев выбирать только между ними, что является давней практикой на рынке.

По ожиданиям экспертов, свод новых рекомендаций окажет более существенное давление на ведущие интернет-сервисы КНР и сайты электронной коммерции - Alibaba Group, принадлежащие ей Taobao и Tmall, а также охватит популярные в стране платежные сервисы Alipay и WeChat Pay.

В SAMR прокомментировали, что ведомство уже столкнулось с проблемами регулирования отрасли интернет-коммерции.

Как пишет издание South China Morning Post, новые правила запрещают интернет-платформам обмениваться пользовательской информацией, использовать данные и алгоритмы для фиксации цен, а также создавать барьеры для совершения транзакций другими участниками. Интернет-платформы «более скрыты» в своей монополистической практике, по сравнению с традиционными отраслями, - цитирует издание заявление SAMR. - Использование данных, алгоритмов, правил платформы и так далее затрудняет обнаружение и определение монополистического поведения, помогая операторам быстро и часто обмениваться конфиденциальной информацией.

По словам Чжай Вэя (Zhai Wei), исполнительного директора Исследовательского центра конкурентного права Восточно-Китайского Университета политических наук и права в Шанхае (Competition Law Research Centre at East China University of Political Science and Law in Shanghai), новые правила вводят более четкие, точные и детализированные стандарты для регулирования экономики интернет-платформ. Но, конечно, они потребуют проверки временем.

Официальный Пекин, сообщает South China Morning Post, использует антимонопольное законодательство в качестве инструмента для сдерживания неконтролируемого роста крупных технологий с 2008 г., времени принятия первого в стране антимонопольного закона. Но до недавнего времени антимонопольные регуляторы КНР охватывали вниманием игроков в традиционных сегментах, таких как коммунальные услуги и фармацевтика. В последние месяцы власти Китая еще более ужесточили контроль за своими технологическими гигантами, отказавшись от некогда либерального подхода. Так, в декабре 2020 г. SAMR начал антимонопольное расследование деятельности Alibaba Group, после скандальной отмены крупного первичного публичного размещения акций на сумму $37 млрд ее платежного партнера Ant Group. Ранее власти предупреждали Alibaba Group о недопустимости практики «принудительной эксклюзивности», заключающейся в принуждении торговцев подписывать эксклюзивные пакты о сотрудничестве и в запрете сотрудничать с другими интернет-платформами.

Как считает Чжао Сяофэн (Zhao Xiaofeng), доцент кафедры финансов и страхования Университета Линнань в Гонконге (Lingnan University), расследование будет для Alibaba Group серьезным испытанием. Оно может показать, с чем именно был связан такой успех платформы - с хорошей ли бизнес-моделью или с монополизацией рынка.

Штраф в 3 млн юаней регулятор собирается наложить и на платформу электронной коммерции Vipshop, также уличенную в недобросовестной конкуренции.

В свою очередь, Народный банк Китая (People's Bank of China), выполняющий функции Центробанка, также опубликовал проект правил, определяющих монополию на рынке сторонних платежных услуг. Они могут оказать серьезное влияние на таких крупных игроков сегмента обработки платежей, как Alipay (принадлежит Ant Group), и WeChat Pay (управляется Tencent Holdings).

Читайте также
Как руководителю развить эмпатию и построить доверительную коммуникацию в коллективе, разбирался IT-World.

Похожие статьи