Российский рынок терминалов в первом квартале 2004 года
тысяч терминалов, в то время как в четвертом квартале 2003 года объем поставок составил 4 053 тысяч терминалов. Рост продаж составил 21 процент, что было обусловлено ликвидацией дефицита второго полугодия предыдущего года. Объем серого рынка составил 5 процентов, этот показатель крайне низок для российского рынка и повторяет результаты предыдущего квартала. Полностью изменилась картина продаж первых пяти производителей, их положение на рынке. Объем оптовых продаж в денежном выражении составил 586 миллионов 655 тысяч Евро.
Краткое описание ситуации.
Для понимания ситуации первого квартала обратимся вначале к данным предыдущего квартала. Доли компаний за четвертый квартал
распределились следующим образом:
[img1]
Минимальный объем серого рынка не оказал значительного влияния на рынок в целом и
распределение компаний. Основными тенденциями в конце года стало падение продаж
компании Siemens, затоваривание каналов дистрибуции продукцией компании Nokia. На 1
января 2004 года на складах дистрибьюторов находилось около 320 тысяч терминалов
Nokia, причем до 80 процентов от этого количества приходилось на модели со стоимостью
от 150 долларов. Столь высокие складские запасы не позволили компании увеличить свои
поставки в первом квартале, роста продаж не наблюдалось. В течение января основным
фактором стала реализация складских запасов, в феврале дистрибьюторы размещали
минимальные заказы, так как ожидали снижения закупочных цен. Первый квартал для
компании Nokia был неудачен, так как ей удалось сократить складские запасы, но не их
структуру. Также продажи первого квартала показали, что основное потребление
телефонов от Nokia приходится на бюджетные модели. Аппараты среднего и высокого
ценового сегмента реализуются медленно, розничные сети закупают небольшие их количества.
Ситуация прямо противоположна для компании Samsung, в первом квартале продажи
компании в среднем и высоком ценовых сегментах возросли. Флагман компании модель
Samsung E700 имела беспрецедентно высокие продажи, в то же время уже ставшие
популярными модели также поставлялись в достаточных количествах, яркий пример
такого рода модель С100. Компания Samsung, тем не менее, столкнулась в первом
квартале с нехваткой оборудования, не смогла удовлетворить спрос в полном объеме.
Подобная ситуация была характерна для всех производителей, за исключением компании
Nokia.
Отсутствие выверенной стратегии для компании Nokia, которая позиционирует себя как
производителя телефонов класса премиум, пагубно сказывается на ее продажах. В данный
момент аппараты от Nokia переоценены как минимум на 20 процентов, лишь при
снижении оптовых цен на этот уровень продукция компании станет конкурентной и вновь
начнутся активные продажи. Такое снижение цен выглядит маловероятным,
следовательно, в дальнейшем продажи компании будут оставаться на том же уровне, что и
в первом квартале. Пассивность компании на рынке позволила компании Samsung
нарастить свои продажи, занять место номер два по числу поставленных терминалов и
занять первое место по объему продаж в денежном выражении. Ранее компания Samsung
планировала достигнуть таких результатов только во второй половине 2004 года. В то же
время компания Nokia занимает только третье место, а по продажам в денежном
выражении занимает второе место и крайне близка к компании Motorola (третье место).
Компания Siemens окончательно вышла из большой тройки производителей, она занимает
четвертое место. При дефиците товара, проблемах в реализации текущего модельного
ряда в розничных сетях выглядит маловероятным возможность наращивания продаж во
втором и третьем квартале. Даже если компания сможет нарастить продажи, то другие
игроки получат большое преимущество, в данный момент разрыв между компанией
Siemens и Nokia уже составляет порядка 300 тысяч терминалов.
[img2]
Объем официальных поставок в 1 квартале составил 5 миллионов 107 тысяч терминалов.
Рост по сравнению с предыдущим кварталом составил 21 процент. Но на рынке, несмотря
на рост поставок, сохранялся в феврале и марте дефицит оборудования, который был
обусловлен задержками поставок на российской таможне. В конце марта основные
дистрибьюторы начали получать грузы, которые были заказаны ранее. Данный процесс
происходил синхронно для всех компаний, как результат, моментально возникли запасы,
превышающие текущие потребности компаний, началась игра на понижение цен и
реализацию данных запасов. Эта игра на понижение цен началась на последней неделе
марта и продолжилась во втором квартале. Данный процесс негативно повлияет на
отгрузки во втором квартале.
Объем серого рынка был равен 5 процентам от официальных поставок или 255 тысячам
терминалов, отсутствие бюджетных моделей в традиционных для серого рынка
источниках пагубно сказалась на подобных поставках. Как результат, общий объем серого
рынка стал минимальным, подобная тенденция наблюдается второй квартал подряд.
Прогноз на второй квартал
Вследствие затоваривания оптовых каналов связанного с работой российской таможни в
конце первого, начале второго квартала возникла кризисная ситуация. Низкая скорость
реализации товара характерна для таких компаний как Siemens, Nokia, производителей
третьего эшелона (в первую очередь Maxon, Pantech, Sagem). Компания Pantech вышедшая
на российский рынок в конце 2003 года в первом квартале насытила оптовые каналы
своей продукцией, отсюда вытекает, что во втором квартале увеличения продаж
телефонов этой марки наблюдаться не будет.
При отсутствии краткосрочного дефицита на телефоны розничные сети предпочитают
формировать ассортимент из оборудования известных производителей, что отрицательно
сказывается на продажах небольших компаний производителей. Поэтому в первом
квартале будет наблюдаться стабилизация продаж компании Motorola, Samsung на уровне
первого квартала или чуть большем, в то же время как поставки Nokia вследствие
больших товарных остатков могут упасть. В случае, если компания пойдет на массовое
снижение цен на свою продукцию ситуация может коренным образом измениться.
Компания Siemens испытывает с одной стороны дефицит оборудования, с другой стороны
резкое падение спроса на телефоны в розничных сетях. Как результат, компания идет на
снижение цен, а официальные дистрибьюторы начинают реализацию товара по ценам
ниже закупочных для того, чтобы ликвидировать складские запасы. Нарастить поставки во втором квартале 2004 года компания не сможет, ей срочно необходимо обновление
модельного ряда.
Агрессивная ценовая политика компании Siemens в первую очередь затрагивает
компанию LG, которая имеет основные продажи в сегменте недорогих, бюджетных
аппаратов (LG B1300, LG W3000). Продукция от LG проигрывает телефонам от Siemens
как по цене (выше на 7-11 процентов), так и по возможностям (отсутствие цветных
экранов). Отсюда следует падение продаж во втором квартале 2004 года для компании
LG, ряд моделей в продуктовой линейке неконкурентоспособно.
Компания Sony Ericsson также испытывает дефицит моделей, но спрос на телефоны
компании среднего и высокого ценового сегментов намного выше предложения. Маржа
дистрибьюторов максимальна именно на продукции Sony Ericsson, средняя цена модели в
первом квартале также максимальна для продукции этой компании (среди крупных
производителей). Отсутствие товара во втором квартале выглядит очевидным для
компании, необходимо политическое решение для увеличения поставок на российский
рынок.
Все вышеперечисленные, а также другие причины ясно показывают, что во втором
квартале 2004 года повторится кризисная ситуация годичной давности. Причины кризиса
в 2004 году иные, но следствие то же – падение продаж производителей во втором
квартале 2004 года. Согласно нашему прогнозу объем рынка мобильных терминалов во
втором квартале 2004 года составит 4 миллиона 700 тысяч аппаратов.