Итоги проекта Creative Ports

24.09.2021
Как проект повлиял на поддержку креативного сектора в Санкт-Петербурге.

Дать определение термину «креативные индустрии» непросто, так как он имеет множество значений ‒ от экономических до социокультурных и, так или иначе, обозначает сектор, связанный с интеллектуальной деятельностью человека. Экономист и теоретик искусства Пьер Луиджи Сакко связывает их появление с индустриальной революцией на рубеже XIX и XX веков. Технологические инновации того периода – радио, запись звука, фотография, кино, усовершенствованные технологии печати – расширили доступ к культуре и повлияли на процессы творчества.

К культурным и креативным индустриям относятся театральные и изобразительные виды искусства, кинематограф, телевидение и радио, музыка, издательское дело, компьютерные игры, новые медиа, архитектура, дизайн, мода и реклама.

Итоги проекта Creative Ports. Рис. 1

Диаграмма классификации культурных и креативных индустрий, которую предложил эксперт по вопросам политики в данной сфере, Рагнар Сиил. Источник: https://theater-light.ru/vmeste-s-kulturoj-k-peremenam.html

Термины «культурные индустрии» и «креативные индустрии» практически взаимозаменяемы. Понятие «культурных индустрий» больше относится к культурному наследию и традиционным видам творчества, а под «креативными индустриями» понимаются прикладные творческие практики, инновации и генерация прибыли и рабочих мест за счет создания интеллектуальной собственности

Творческие направления человеческой активности представляют собой новый тип экономики (креативная экономика), а также новый тип культуры, в которой объединяющей идеей всегда выступает творческий компонент, но при этом высока роль новых технологий и открытий.

Среди причин усиленного роста мирового креативного сектора эксперты отрасли отмечают высокую долю добавленной стоимости во всех отраслях креативной экономики и отсутствие естественных барьеров как с точки зрения производства, так и с точки зрения потребления. То есть создание продукта не требует больших материальных затрат, в то время как потреблять его можно повсеместно и без каких-либо ограничений. А появление сотен новых бизнесов, находящихся на стыке творчества и предпринимательства, ведет к созданию новых рабочих мест. Наконец, в силу своей специфики, креативные индустрии привлекательны для молодежи: сегодня занятость в креативной индустрии уже превышает показатели занятости в реальном секторе.

Важность креативной индустрии подчеркивается в отчете ООН, опубликованном в начале 2019 года в рамках Конференции по торговле и развитию (ЮНТКАД). В отчете говорилось, что объем креативного сектора мирового рынка с 2002 по 2015 года вырос больше чем в 2 раза – с $208 млрд до $509 млрд. Согласно последним данным, Россия также увеличивает свою долю на рынке международных креативных индустрий. Очевидный подъем сейчас переживает российская индустрия создания цифрового контента: кинопродукция, мультипликационные фильмы, сериалы, IT-приложения, технологии виртуальной и дополненной реальности, разработка компьютерных игр — востребованные продукты на внешних рынках. Ежегодно продажи российского контента на зарубежных рынках увеличиваются на 20%. Вклад креативных индустрий в российскую экономику пока не велик, но есть движение в позитивном направлении.

Мировое сообщество признает, что будущее за креативной экономикой и понимает, что принципиально важно развивать и способствовать интернационализации культурных и креативных индустрий. В настоящее время привязка к определенной локации уже не имеет такого принципиального значения, а самую важную роль играют создатели контента, проще говоря — интеллект. Именно поэтому, поддержка творческих организаций становится мировым трендом.

Именно поэтому, в октябре 2018 года стартовал международный проект, направленный на поддержку и развитие креативных индустрий в регионе Балтийского моря ‒ «Креативные индустрии – интернационализация культурных и креативных индустрий в регионе Балтийского моря» (R083, Creative Ports), который реализуется в рамках Программы трансграничного сотрудничества «Интеррег. Регион Балтийского моря» на период 2014-2020 годов. В консорциум проекта вошли 14 партнеров-организаций из 8 стран региона Балтийского моря (Германия, Финляндия, Дания, Швеция, Эстония, Литва, Польша и Россия).

Итоги проекта Creative Ports. Рис. 2

Рабочая встреча партнеров проекта «Креативные индустрии ‒ интернационализация культурных и креативных индустрий в регионе Балтийского моря» (R083, Creative Ports)

Основной идеей проекта стало развития и совершенствования навыков интернационализации представителей культурных и творческих индустрий для повышения качества их деятельности и создания условий для выхода на мировой креативный рынок. В ходе реализации мероприятий проекта число российских и зарубежных представителей данного сектора увеличится как на рынке приграничного региона, так и на мировом рынке. Важность интернационализации культурных и креативных индустрий в России подтверждается тем, что весной 2019 года было принято решение, что в нацпроект «Международная кооперация и экспорт» будет добавлен отдельный федеральный проект «Экспорт услуг».

Российским партнером проекта стало Некоммерческое партнерство «Российско-Европейское Некоммерческое Партнерство по развитию инноваций в сфере информационных и коммуникационных технологий». Деятельность Российско-Европейского ИнноПартнерства включает в себя несколько направлений: создание и развитие международной сети экспертов в различных сферах, подготовку стратегических проектов для развития региона, содействие укреплению бизнес- и личных контактов в России и ЕС. Членами ИнноПартнерства являются ведущие университеты, коммерческие компании и государственные организации. Сильная сторона организации ‒ это сотрудничество бизнес-сектора, научно-образовательного сообщества и органов государственного управления.

В ходе исследований, проведенных в рамках проекта в 2019 году, был сделан вывод, что импульс к развитию креативных индустрий не только в регионе Балтийского моря, но и в России дают технологии, например, цифровизация, отвечающая за оперативный доступ к средствам креативного производства, аддитивные технологии, искусственный интеллект, технологии виртуальной и дополненной реальности. Сейчас многие виды креативных индустрий существуют и успешно развиваются на стыке инновационных технологий и творческой деятельности. Например, разработка игр, продукты виртуальной и дополненной реальности, музыка, искусство, реклама, архитектура, кинематография, анимация, дизайн, театральное искусство, литература и другие области.

Итоги проекта Creative Ports. Рис. 3

Сегодня большинство креативных индустрий существуют и успешно развиваются на стыке инновационных технологий и творческой деятельности

И это не случайно, так как в России и в мире сейчас масштабными темпами развиваются информационные технологии, которые проникают во все сферы жизни, в том числе и в сферу креативных индустрий, помогая создавать актуальный и конкурентоспособный продукт, завоевывать новые рынки и выходить на другие категории клиентов.

Именно поэтому, в рамках проекта российским партнёром проекта был выбран формат поддержки направления, связанного с активно развивающимися инновационными цифровыми технологиями: виртуальной и дополненной реальностью.

Для этой цели был создан «Центр интернационализации».

В рамках деятельности «Центра интернационализации» было реализовано 3 этапа:

1) Базовый учебный курс «Основы предпринимательства в креативной экономике» (19 по 22 октября 2020 года). Участниками курса стали представители культурных и креативных индустрий, малого и среднего бизнеса, образовательных, исследовательских и благотворительных учреждений. Основной целью курса стало оказание информационной поддержки специалистам, которые планируют открыть свое дело в сфере креативных индустрий. В течение четырех дней участники курса совместно со спикерами, Пауличем Антоном, директором маркетингового агентства «PR Фактор», тьютором кафедры Технологического предпринимательства при РОСНАНО и Цыбулько Евгенией, управляющим партнёром “Центра открытых систем и высоких технологий”, преподавателем Московского физико-технического института, тьютором кафедры Технологического предпринимательства при РОСНАНО, изучали следующие особенности креативной экономики: регистрация предприятия, составление бизнес-плана, вопросы налогообложения, источники субсидий и грантов, правильный учет и оформление сотрудников, защита авторских прав, продвижение продукта, поиск и привлечение покупателей в современных реалиях. Слушатели курса получили возможность изучить все основные шаги становления бизнеса с учетом особенностей культурных и креативных индустрий. По завершении обучения были вручены сертификаты о прохождении курса.

Итоги проекта Creative Ports. Рис. 4

Завершающий день учебного курса «Основы предпринимательства в креативной экономике», 22 октября 2020 года

2) Конкурс креативных и инновационных проектов, выполненных с применением технологий виртуальной и дополненной реальности (с 15 июня по 08 августа 2021 года).

Цель проведения конкурса – поддержка молодых талантов, специалистов, занимающихся разработкой игровых приложений развлекательной и образовательной направленности, создаваемых в виртуальной и дополненной реальности; создание условий для творческого поиска, предоставляемых новыми технологическими возможностями.

Участники представили свои работы в двух номинациях ‒ «Лучший проект в VR» и «Лучший проект в AR». Для заинтересованных участников, которые хотели бы принять участие, но у кого не было требуемого опыта или оборудования, предлагалось пройти обучение на базе учебного модуля «Varwin», по завершении которого выдавались сертификаты, а готовую работу можно было направить на участие в конкурсе.

3) Завершающим этапом стала международная конференция технологий виртуальной и дополненной реальности в креативных индустриях с участием представителей стран Балтийского региона (14 августа 2021 года).

Итоги проекта Creative Ports. Рис. 5
Итоги проекта Creative Ports. Рис. 6

Международная конференция технологий виртуальной и дополненной реальности в культурных и креативных индустриях, 14 августа 2021 года

Мероприятие проводилось в формате трех параллельных сессий, в рамках которых VR художники, экспериментаторы и эксперты из таких профильных компаний как «VARWIN», «haptic.team», «V ART REALITY», «FASTEP», «Nomix», «Arcona», «Piligrim XXI», «SketchAR», «Super8», «Лаборатория Новых Медиа», а также представители Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) и Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО), Государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП), Мурманского арктического государственного университета делились с гостями мероприятия своим опытом, знаниями, а также примерами применения инновационных технологий в креативных индустриях. Большой интерес у участников вызвал мастер-класс о возможностях использования виртуальной и дополненной реальности для сохранения и развития культурного наследия, представленный экспертами Берлинского института техники и экономики Томасом Бремером и Арие Кай-Брауном.

Комплекс реализованных мероприятий «Центра интернационализации» в Санкт-Петербурге продемонстрировал возможности использования технологий виртуальной и дополненной реальности в культурных и креативных индустриях, а также российские и зарубежные примеры успешных проектов. Мероприятия в таком формате стали отличной платформой для встречи с коллегами по индустрии, расширения сети бизнес-контактов, поиска клиентов и увеличения круга профессиональных знаний. Было получено много положительных отзывов от участников. Методические пособия, разработанные на основе реализованных инструментов поддержки, будут полезны и доступны всем заинтересованным представителям творческой сферы, которые по каким-либо причинам не смогли принять участие, но заинтересованы во внедрении инновационных технологий в свою работу.

Европейские партнеры проекта также добились впечатляющих результатов в ходе реализации проекта. Поддержка в форме нестандартных и креативных мероприятий была оказана представителям самых разных творческих направлений ‒ от дизайнеров интерьеров до разработчиков игровых приложений.

Совместными усилиями за почти более чем 3 года партнеры реализовали не одно мероприятия. Основными достижениями проекта стали:

  • Была изучена законодательная база, направленная на поддержку и развитие сферы культурных и креативных индустрий в каждой из стран-партнеров Балтийского региона;

  • На основе исследований мер поддержке в каждой стране региона Балтийского моря были разработаны рекомендаций для органов власти и организаций поддержки креативных индустрий;

  • Разработано и успешно реализовано 10 пилотных инструментов интернационализации креативных индустрий;

  • Запущена онлайн-платформа проекта, которая представляет собой удобный инструмент, объединяющий представителей творческой сферы, с помощью которой они смогут обменяться контактами, опытом, получить материалы и консультации о способах интернационализации и выхода на мировой рынок.

Итоги проекта Creative Ports. Рис. 7

Главная страница онлайн-портала, разработанного в рамках проекта «Креативные индустрии ‒ интернационализация культурных и креативных индустрий в регионе Балтийского моря» (R083, Creative Ports)

Несмотря на то, что проект завершается 30 сентября 2021 года, все представители творческих индустрий смогут после окончания проекта получить консультацию и поддержку в интересующем их регионе Балтийского моря. Для этого был создан Секретариат культурных и креативных индустрий. Любой участник, желающий выйти на рынок определенной страны, получить интересующие его контакты, методические пособия или любую другую актуальную информацию по тому или иному региону, может оставить сообщение со своим запросом по адресу: https://www.creativeports.eu/contact-1. Таким образом, проект продолжит оказывать поддержку и содействовать интернационализации культурных и креативных индустрий.

Итоги проекта Creative Ports. Рис. 8
Итоги проекта Creative Ports. Рис. 9

Источники:

  1. РБК. Тренды «Что такое креативные индустрии?» https://trends.rbc.ru/trends/innovation/5dd54dbf9a79471180f57ce7

  2. Официальный сайт проекта «Креативные индустрии – интернационализация культурных и креативных индустрий в регионе Балтийского моря» (R083, Creative Ports). https://www.creativeports.eu/creative-ports

  3. Курс «Основы культурных и креативных индустрий». https://www.culturepartnership.eu/publishing/course

Похожие статьи