Итоги международной конференции технологий VR и AR
Конференция была организована Некоммерческим партнерством «Российско-Европейское Некоммерческое Партнерство по развитию инноваций в сфере информационных и коммуникационных технологий» (далее ‒ НП «Российско-Европейское Инновационное Партнерство») при поддержке Комитета по информатизации и связи и Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия «Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр» и стала одним из завершающих мероприятий международного проекта «Креативные индустрии ‒ интернационализация культурных и креативных индустрий в регионе Балтийского моря», который реализуется в рамках Программы трансграничного сотрудничества «Интеррег. Регион Балтийского моря» 2014-2020.
Главная задача проекта — развитие культурных и креативных индустрий региона Балтийского моря и обеспечение взаимодействия представителей сектора культурных и креативных индустрий, региональных и местных властей и организаций, ориентированных на развитие бизнеса, с целью всесторонней координации деятельности по совершенствованию креативных индустрий региона, обмена передовым опытом и знаниями в данной сфере.
Креативные индустрии занимают уникальное положение на стыке таких сфер как искусство, коммерция и инновационные технологии. Со стороны государства креативные индустрии рассматриваются как потенциально новый фактор роста национальной экономики, бизнес-среда заинтересована в создании коммерчески успешных продуктов, приносящих прибыль, а для граждан креативные индустрии способны предоставить новый опыт в области культуры и искусства.
Важность креативной индустрии подчеркивается в отчете ООН, опубликованном в начале 2019 года в рамках Конференции по торговле и развитию (ЮНТКАД). В отчете говорилось, что объем креативного сектора мирового рынка с 2002 по 2015 года вырос больше чем в 2 раза – с $208 млрд до $509 млрд.
Россия имеет большой, но не реализованный потенциал в этой области. Объем рынка креативных индустрий в России оценивается экспертами по-разному и может находится в пределах от 500 млрд. руб. до 3 трлн. руб. Среди лидеров можно выделить ‒ медийную индустрию, искусство и культурное наследие. В то же время следует отметить, что в России, в отличие от международной практики, «Культурные объекты» и «Традиционное культурное выражение» (область творческой индустрии «Наследие») превышают среднемировой показатель в 5 раз. Креативная индустрия может стать одним из важнейших направлений роста ВВП, а ее вклад может быть увеличен в 4 раза менее чем за 10 лет.
Однако, в настоящий момент, в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции и последовавшей за ней ограничениями, представители креативных индустрий переживают непростые времена. Культурные события всегда сопровождаются массовыми собраниями людей, поэтому ограничения коснулись представителей большинства творческих профессий.
В разгар пандемии очень важно обсуждать возможные меры поддержки и развития культурных и креативных индустрий, так как последствия самоизоляции и ограничительных мер затронули очень многие сферы деятельности, в том числе и креативный сектор. Как показывает практика, новые трудности породили новые идеи, возможности и решения, например, активное внедрение инноваций в традиционные виды культурных и креативных индустрий.
В России и в мире сейчас масштабными темпами развиваются информационные технологии, в том числе технологии виртуальной и дополненной реальности, которые проникают во все сферы жизни, в том числе и в креативный сектор, помогая создавать новый и конкурентоспособный продукт представителям творческих профессий.
Международная конференция стала одним из инструментов, в рамках которого ведущие эксперты и специалисты культурных и креативных индустрий обсудили различные варианты и возможности поддержки творческого сообщества.
Мероприятие проводилось в формате трех параллельных сессий, в рамках которых VR художники, экспериментаторы и эксперты из таких профильных компаний как «VARWIN», «haptic.team», «V ART REALITY», «FASTEP», «Nomix», «Arcona», «Piligrim XXI», «SketchAR», «Super8», «Лаборатория Новых Медиа», а также представители Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) и Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (Университет ИТМО), Государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП), Мурманского арктического государственного университета делились с гостями мероприятия своим опытом, знаниями, а также примерами применения инновационных технологий в креативных индустриях.
Особое внимание на конференции было уделено практическим кейсам внедрения виртуальной и дополненной реальности в различных сферах: искусство, театр, игры, аудиовизуальное искусство, городская среда, образование и многое другое.
Спикеры представили примеры совместных проектов в виртуальной и дополненной реальности с Эрмитажем, Александрийским театром и Ботаническим садом им. Петра Великого.
Большой интерес у участников вызвал мастер-класс о возможностях использования виртуальной и дополненной реальности для сохранения и развития культурного наследия, представленный экспертами Берлинского института техники и экономики Томасом Бремером и Арие Кай-Брауном.
Другими, не менее интересными темами для обсуждения на конференции стали:
-
Дополненная реальность и город. Опыт применения AR технологий для общественных пространств и городских событий;
-
VR в искусстве: поиск новых выразительных средств;
-
Виртуальная реальность в городских пространствах и массовых мероприятиях;
-
Как помогать людям в дополненной реальности: вызовы, ограничения, реальная польза;
-
Выход за границы сцены: VR и AR проекты Новой сцены Александринского театра;
-
Эксперименты с VR-рисованием: от хореографии до NFT;
-
Образование в сфере креативных индустрий: региональные практики;
-
От идеи до реализации первого VR-проекта. Опыт и примеры работ начинающих VR разработчиков на платформе Varwin;
-
Возможности VR/AR технологий в промышленности;
-
Цифровые реальности: концепция и опыт применения;
-
Лантаноиды против актиноидов и другие виртуальные и дополненные «вакханалии» в Университете ИТМО;
-
От AR Машины Времени до XR Метавселенной и многое другое.
В рамках конференции была организована официальная церемония награждения победителей конкурса креативных и инновационных проектов, выполненных с применением VR/AR технологий, который проводился с 15 июня по 09 августа. Решетова Ольга Валентиновна, заместитель председателя Комитета по информатизации и связи и председатель членов жюри конкурса, выступила с приветственным словом, поздравила победителей и вручила ценные призы, дающие возможность продолжать свое развитие в области инноваций. Кузько Мария Викторовна, исполнительный директор НП «Российско-Европейское Инновационное Партнерство», объявила призеров конкурса и предложила зрителям ознакомиться с лучшими работами конкурсантов.
Мероприятие в таком формате стало платформой для встречи с коллегами по индустрии, расширения сети бизнес-контактов, поиска клиентов и увеличения круга профессиональных знаний. Каждый участник смог погрузиться в мир иммерсивной реальности: пройтись по виртуальному городу, покататься в нем на аттракционах, прогуляться по Эрмитажу XX века в компании Константина Хабенского и поиграть в легендарную советскую игру-блокбастер «Ну погоди!», но уже с использованием шлема виртуальной реальности.
Более 200 онлайн и офлайн участников посетили мероприятие, среди них:
-
ведущие эксперты индустрии;
-
специалисты, желающие узнать о новинках в сфере применения VR/AR технологий, познакомиться с новыми разработчиками и найти интересные для себя проекты;
-
представители игровой, цифровой и образовательной индустрии, которым интересно узнать о возможностях дальнейшего развития в сфере виртуальной и дополненной реальности, поделиться своим опытом;
-
студенты, интересующиеся современными технологиями;
-
а также те, кто только развивается и делает первые шаги в этой сфере.
В дополнение к интересным лекциям спикеров на конференции была организована демонстрационная зона, в рамках которой были представлены стенды компаний виртуальной реальности, международных проектов программ приграничного сотрудничества, шоукейсы игровых и неигровых VR проектов, а также стенд с методическими пособиями по иммерсивной реальности и основами предпринимательства для представителей креативных индустрий.