Избежать утечки: 5 ошибок бизнеса при хранении данных
Сегодня за утечку персональных данных компанию могут оштрафовать на сумму до ста тысяч рублей, с увеличением до полумиллиона за последующие подобные инциденты. IT-World писал о том, что Минцифры разработало законопроект, предусматривающий введение оборотных штрафов за утечки персональных данных. В январе 2024 года Госдума приняла этот закон в первом чтении.
Иногда утечки происходят из-за непреднамеренных действий сотрудника, который может случайно отправить конфиденциальные данные на неправильный адрес электронной почты или незаинтересованным лицам. А бывают случаи, когда, наоборот, злоумышленник прячется внутри компании и его инсайдерские действия могут угрожать организации.
Ошибка № 1. Недостаточное внимание к процессам управления данными
Сотрудники компаний часто допускают недочеты в управлении данными из-за недостаточных знаний и слабой осведомленности о рисках. Классификация информации и полное представление о ней — основа технической безопасности. Чаще всего в компаниях ведут неполное документирование, не вводят правил доступа и избегают планирования жизненного цикла данных. Отсутствие продуманной стратегии управления может привести к утечкам информации, несанкционированному доступу или дублированию сведений о клиентах и компании.
Если есть необходимость в классификации, то нужно знать ответы на следующие вопросы:
- Где хранятся данные?
- Что они собой представляют?
- Насколько они важны для компании?
- Для чего используются?
Если с ответами возникли затруднения, это сигнал о том, что необходимо оперативно:
- провести инвентаризацию активов;
- проанализировать размещенные данные;
- классифицировать данные;
- определить правила обработки данных, чтобы иметь возможность контролировать доступ к ним.
Эти мероприятия также помогут выяснить, какие из хранящихся данных нуждаются в более высокой защите, а какие — менее критичны.
Ошибка № 2. Неструктурированное предоставление доступов
Проблемы могут возникнуть из-за отсутствия четких политик и процедур управления доступом. Например, сотрудник, не обладающий соответствующими должностными функциями, может управлять персональной информацией клиентов.
Предоставление доступа всем пользователям, активные учетные записи бывших сотрудников, служебные учетные записи, о которых никто ничего не знает, — показатели недостаточно зрелого процесса контроля доступа. Всё это дает злоумышленникам возможность проникнуть в ИТ-инфраструктуру.
Ошибка № 3. Отсутствие аудитов и мониторинга
Отсутствие регулярных аудитов и мониторинга не позволяет компаниям эффективно отслеживать все процессы, связанные с обработкой данных. Можно упустить момент, когда необходимо защитить информацию от внешней или внутренней угрозы. В таких вопросах крайне важно действовать оперативно.
Ошибка № 4. Недостаточное информирование пользователей о способах защиты данных
Пользователи часто не осведомлены о том, как правильно защищать свои данные и зачем это нужно, что приводит к ненамеренным нарушениям и уязвимостям. Человеческий фактор остается одной из самых частых причин инцидентов в сфере информационной безопасности. Сотрудник может случайно или специально совершить действия, которые позволят злоумышленникам получить доступ к данным или ИТ-инфраструктуре. Регулярное проведение учений и семинаров по информационной безопасности позволит предотвратить это.
Ошибка № 5. Отсутствие или частичная реализация резервного копирования
Регулярное и полное копирование данных — критически важная составляющая защиты информации. Недостаточная частота создания или качество резервных копий может привести к потере данных при возникновении непредвиденных ситуаций: сбоев, кибератак, человеческих ошибок. Главное, на что нужно обратить внимание, — резервные копии должны храниться отдельно от основных систем.
Как избежать утечки данных?
Чтобы обезопасить себя и выстроить надежную систему хранения информации, следует предпринять несколько шагов:
- Разработать политику безопасности данных. Установить четкие правила и процедуры по сбору, хранению и обработке персональной информации сотрудников и клиентов.
- Обучить сотрудников. Проводить регулярные тренинги по вопросам безопасности данных, чтобы работники были осведомлены о потенциальных угрозах и знали, как их предотвратить.
- Ограничить доступ. Установить строгие правила доступа к персональным данным, предоставлять его только тем сотрудникам, которым это необходимо для выполнения служебных обязанностей.
- Мониторинг и аудит безопасности. Постоянно отслеживать доступ к информации, а также проводить регулярные аудиты безопасности для выявления потенциальных слабых мест и уязвимостей.
- Использовать шифрование данных. Применять современные технологии шифрования как при хранении, так и при передаче данных, чтобы защитить их от несанкционированного доступа.
- Резервное копирование и восстановление данных. Регулярно создавать резервные копии и проверять их целостность, чтобы в случае утечки или потери данных была возможность восстановить информацию.
- Соблюдение законодательства и нормативных требований. Следить за изменениями в законодательстве.
- Использовать защищенные сети и устройства. Обеспечить защиту сетевых соединений и устройств, используемых для обработки и хранения информации, с целью предотвращения хакерских атак и вирусных программ.
Применение этих мер позволяет компании снизить риск утечки данных и обеспечить надежную защиту конфиденциальной информации.
Опубликовано 23.08.2024