Сколько пикселей нам нужно?
Мне часто задают вопросы о количественных характеристиках устройств. Сколько мегапикселей в фотокамере достаточно? Монитор с каким разрешением взять? Жесткого диска какого объема хватит для хранения архива видео?
Если по поводу мегапикселей можно ответить просто: чем больше, тем лучше (см. «Как устроена матрица фотокамеры»), а емкость накопителя легко вычислить, то на другие вопросы так сразу не ответишь. В частности, по качеству звука и выбору акустики.
Индустрия Hi-End хоть и не может похвастать массовостью (из-за высочайших цен), тем не менее людей, полагающих, что кабель за $1000 заметно улучшит качество звука, если его установить вместо 100-баксового, немало. Правы ли они?
Я сам люблю хороший звук и давно увлекаюсь темой Hi-Fi. Помню, как несколько лет назад посетил пресс-конференцию производителя компонентов Hi-End, после которой окончательно уяснил: в сверхдорогой технике главную роль играет не только качество звука, но и образ. Выступавший долго и с упоением рассказывал, как инженеры компании годами (!) разрабатывали межблочный кабель, который «не имеет альтернатив и значительно улучшает качество звучания». Разумеется, использовались «лучшие материалы, защищенный от вибраций и других вредных факторов разъем». Стоил продукт каких-то $1000, немного по меркам Hi-End. Однако когда я предложил провести слепой эксперимент, чтобы определить, когда и какой кабель используется, то получил ответ, мол, в компании работают инженеры такой классификации и в таких помещениях, что это можно уловить. Хорошо, допустим. Но, во-первых, у многих ли покупателей есть специальная, акустически подготовленная комната, а во-вторых, столь тонким слухом могут обладать лишь единицы. И здесь мы приходим к важному выводу: физические особенности человека – наиболее важная характеристика при выборе акустики, и ответить однозначно, какая модель для него лучше, может только сам пользователь.
Теперь к мониторам. С легкой руки Apple, выпустившей ноутбук на IPS-матрице Retina со сверхвысоким разрешением, производители поддержали гонку мегапикселей. Но, в отличие от сферы фото, в большинстве случаев эта гонка не имеет смысла. Почему? Цветопередача изображения характеризуется типом матрицы – это наиболее важная характеристика при выборе монитора. Однако далеко не всегда можно сказать, что IPS лучше TN или VA. Я знаю людей, которым не нравятся матрицы VA, и даже тех, у кого глаза устают от IPS. В этом смысле дешевые дисплеи на базе TN, как ни странно, наиболее универсальны.
Что же касается разрешения матрицы Retina, я не просто так употребил в его адрес приставку «сверх». Хорошо известно: человеческий глаз способен различить плотность пикселей до 300 т/д. Именно поэтому данный показатель принят за стандарт в типографской продукции. Стоит учитывать и расстояние, с которого вы смотрите на объект. Если можете различить эти 300 линий с 30 см, то с 50 см – уже не факт. Безусловно, если приблизиться к экрану вплотную, то пиксели легко разглядишь, однако в реальной жизни так никто не поступает.
Немаловажно и то, что, когда мы работаем за компьютером, смотрим кино или занимаемся чем-то другим, наше зрение действует по сложному алгоритму. Кроме разрешающей способности глаза, важную роль играет то, как мозг обрабатывает сигнал. Для нашего с вами удобства мозг может повышать разрешение только в определенных местах, а в менее важных – снижать. Кроме того, если зрение не идеально, повышенное разрешение может и вовсе сыграть злую шутку, ведь при увеличении плотности пикселей детали становятся мельче. Конечно, можно увеличить шрифт, значки и т. д., но зачем все эти мучения? Я вполне допускаю, что есть люди, которые могут с полуметра различить пиксели на экране девайса даже при плотности выше 300 т/д, но ведь их единицы, а нам внушают, дескать, 13-дюймовый ноутбук с разрешением 1366×768 вообще не стоит покупать из-за ужасного качества экрана. Особенно удивляет, что среди «агитаторов» немало моих коллег-журналистов.
Предлагаю вам провести тест. Попросите продавца поставить рядом три телевизора одной диагонали, но разного разрешения – HD Ready, Full HD, 4K – и запустите один и тот же фильм. Многие ли с трех метров поймут, где из них какой? Да, качество контента тоже важно: дело-то не только в разрешении как таковом, но в желании режиссера показать максимальную детализацию. Хорошо, оставим кино, поговорим о трансляции спортивного мероприятия. Но и в этом случае разницу между телевизорами ощутят единицы. Не верите? Проверьте!
Опубликовано 01.07.2014