Про бочку варенья и каплю…

Логотип компании
Про бочку варенья и каплю…
Как недоработка в информационной системе способна погубить идею цифровизации.
Ипполит Матвеевич с ловкостью фокусника принялся за работу. Записал старушечьим почерком имена новобрачных в толстые книги, строго допросил свидетелей, за которыми невеста сбегала во двор, долго и нежно дышал на квадратные штампы и, привстав, оттискивал их на потрепанных паспортах. 

И. Ильф, Е. Петров. «Двенадцать стульев»



Последние полгода я с завидной регулярностью посещаю российские ЗАГСы. Нет, я не стал свахой и не записался в многоженцы, просто приходится собирать многочисленные справки, подтверждающие родословную. За шесть месяцев – больше десятка походов в ритуальные заведения России, и, когда только начиналось прохождение этого квеста, все увиденное мне нравилось.

При личном посещении сотрудники ЗАГСов готовят необходимые справки и дубликаты прямо в твоем присутствии, остается лишь сбегать в отделение Сбербанка и заплатить пошлину (хотя платежные терминалы можно было бы поставить в фойе). Последнее усилие – правильно передать чиновницам информацию о том, что именно от них требуется.

Московские ЗАГСы с начала 90-х изменились мало: все те же интерьеры, те же очереди, правда, двигаются они достаточно быстро – сказывается компьютеризация. Сотрудницы бойко шлепают по клавишам и даже используют шаблоны документов.

Иная картина в Твери. В архиве местного ЗАГСа смело можно снимать главные сцены боевиков: древнее здание со стертыми ступенями монументальной лестницы с успехом заменит заброшенную фабрику. Здесь тоже заметны веяния времени – документы распечатывают на компьютере, но каждый раз бланк нужной справки «рисуют» заново. Зато очередей практически нет.

А вот один из районных ЗАГСов Санкт-Петербурга поразил меня в самое сердце и запомнится навсегда. Свежеотремонтированное здание, внутри роскошные интерьеры в стиле «евроремонт рус-бояр» – с рюшами и хрустальными висюльками. Громкий, почти как на концерте, марш Мендельсона из динамиков. Строгое предупреждение у входа запрещает разбрасывать цветы, крупу и монеты. Но самое интересное, конечно, в кабинетах.

Еще перед дверью заворожил до боли знакомый звук матричного принтера. Когда-то, на заре карьеры, я работал в «компьютерной» лаборатории родного вуза, которая была оснащена кассовыми принтерами Robotron – точно такие же применялись в то время для печати железнодорожных билетов. Нет, в современном ЗАГСе, конечно, сплошные Epson’ы, но опять же точно такие, как в современных железнодорожных кассах (специально посмотрел перед отъездом на вокзале). Правда, матричный принтер вступает в дело, только когда требуется распечатать готовый документ, для иных случаев у каждого стола лазерное МФУ. Однако чтобы отксерить документы, принесенные с собой, все равно отправляют в ближайший репроцентр, благо он в 100 метрах от здания ЗАГСа.

Короче, сообщаю сотруднице цель своего визита, и она, зайдя в базу данных, сразу нашла соответствующий акт от 1933 года. Через пару минут книга актов лежала у нее на столе.

– Так, – удовлетворенно произнесла чиновница, – заплатите в Сбербанке 250 рублей, а я пока подготовлю документ.

Поразившись глубине проникновения прогресса, я резвым кабанчиком метнулся в банк. И уже через 10 минут стоял с квитанцией у стола сотрудницы, пока ты вытягивала из жужжащего Epson’а вожделенный лист.

Стоит заметить, что это последнее задание квеста имеет для меня принципиальное значение – без него все усилия окажутся бесполезными. Каково же было мое удивление, когда вместо ожидаемой справки мне протянули простую «выписку по форме». Ни увещевания, что в таком виде она бесполезна, ни описания важности для меня этого документа, ни, наконец, демонстрация аналогичной справки из московского ЗАГСа воздействия не возымели.


Про бочку варенья и каплю…. Рис. 1

– Все, что могла, я сделала.

Мне долго объясняли, что справки запрашиваемой мною формы еще вчера делали, а сегодня уже нет, что таков порядок и они не боги. Но деваться было некуда – я не отступал. Наконец сотрудница сломалась и доверительно сообщила:

– Знаете, нас автоматизировали, и теперь все делается через систему. А в ней просто нет такой формы.

И все же вопрос решился-таки в мою пользу. Сотрудница сходила к начальнице ЗАГСа, и та в моем присутствии позвонила более высокому начальству, после чего несчастная чиновница «рисовала» в Word нужный бланк и заполняла его от руки. И 250 рубчиков, к слову, с меня взяли по второму разу.

Итог: пять часов затраченного времени, едва не сорванные встречи (я не каждый день езжу в Питер и совмещаю сразу несколько дел). Учесть объем сожженных нервных клеток не представляется возможным.

Вы спросите: к чему столь длинный рассказ?

Я с удовольствием пользуюсь цифровыми услугами, которые предоставляют банки, транспортные компании, системы бронирования отелей и даже государство. Благодаря чему экономлю уйму времени, денег и нервов и многое могу спланировать заранее. Да, изменения, которые произошли в этой области за последние годы, вполне можно сравнить с бочкой варенья.

Читайте также
Как сегодня медицина может использовать экосистемы, какие задачи решать с их помощью и на что опираться при их создании — рассказывает IT-World.

Но тот факт, что разработчики системы ЭДО для ЗАГСов Санкт-Петербурга просто не предусмотрели в системе нужной формы справки, – вне всякого сомнения, хоть и маленькая, но все-таки досадная капля известной субстанции. Которая превращает всю бочку варенья цифровизации в сами знаете что.  

Опубликовано 01.11.2018