О стартапах

Логотип компании
О стартапах
Почему молодые компании могут быть интереснее опытных игроков

Рынок информационных технологий стремительно меняет мир и меняется сам. Интересная тенденция: трансформация этого рынка приносит теперь кардинальные перемены и в другие ключевые отрасли – от госуправления и банков до ретейла и здравоохранения. Но и самому ИТ-бизнесу становится сложнее: там, где он зарабатывал несколько лет назад, завтра останется только пустыня. Но зато там, где сегодня лишь ведутся разведывательные операции и работают ниндзя-стартапы и маленькие подвижные компании, завтра смогут кормиться крупные «стада», борясь за доли, проценты и миллиарды выручки.

Чем интересен стартап

Корпорации, конечно, бывают разные. В каждой из них могут создать уникальные технологии. Даже компания-монстр не отказывает себе в удовольствии запустить с нуля новый проект. Но, увы, то, над чем работает данный проект, чаще всего – плод фантазии менеджмента, подробная разработка, которая оставляет мало места для собственной фантазии и собственного видения. Адаптируй и внедряй, даже не зная иногда автора идеи.

Другое дело – стартап. Наукоемкая, молодая компания, создающая новый продукт или услугу в условиях, когда непонятно, взлетит твоя разработка или не взлетит.

Чем стартап лучше корпорации и почему он может вырваться вперед? Что в нем может удивлять и что помогает осуществить карьерные мечты даже самого опытного специалиста? Зачем специалисты с многолетним стажем идут на работу в молодые компании? Несмотря на опыт и возраст, им интересны новые задачи, которые ставятся и выполняются нестандартно, без привычных формальностей и с удивительной скоростью, которую невозможно развить в огромной бизнес-структуре.

Опытным мастерам предстоит наладить продажи и продвижение, а для этого потребуются огромные усилия, даже если новый продукт интересен и перспективен. За спиной нет раскрученного бренда, сам продукт требует множества доработок, приходится многократно менять тактику продвижения. А еще на новом месте придется заново выстраивать командную игру, вовлекая в нее молодых и амбициозных (в стартапах по-другому не бывает) коллег.


О стартапах . Рис. 1

Игра на победу

Гибкость: попавший в стартап будет удивлен тем, как часто и быстро меняются направления движения. Вчера все бежали в одну сторону, затем в другую страну. Вчера изучали рынок № 1, потом № 2, а потом схватились за новую идею и нового партнера и вроде бы забыли о первых двух вариантах.

Только со временем приходит понимание, что это нормально. Все варианты записаны, основополагающие вещи зафиксированы, но, когда речь заходит о продвижении и продажах, молодая компания вынуждена стучаться во все двери и иногда разворачиваться на 180 градусов. Очень похоже на поиски черной кошки в темной комнате или путешествие по мрачному лабиринту. Если команда маневренна, она имеет больше шансов на выживание. Если она умеет разделять краткосрочные и долгосрочные планы и задачи – шансы прийти к успеху еще выше.

Значимость и многозадачность: небольшая команда стартапа – это чаще всего очень опытные в разных областях и весьма инициативные люди, которые многое умеют делать и многое делают сами.

При этом каждый из них находится в ситуации дефицита времени, ресурсов, бюджета и т. п. Понимание, что если не ты, то никто, превращает работу из рутины в настоящую увлекательную битву за успех. Главное для каждого в этих условиях – не переигрывать и беречь собственные ресурсы.

Сплоченность: понимание своей роли и ее важности делает из сотрудников стартапа команду единомышленников. Некоторые процессы, принятые в больших корпорациях, попросту игнорируются за неимением времени и ресурсов.

Меньше внутренних общих встреч – больше неформального общения в перерывах и за обедом. Нет возможности организовать корпоративный выезд на природу или на Новый год – собрались сами. Нет времени на длинные общие письма – есть время подготовиться к встрече с потенциальным заказчиком или инвестором. Если у кого-то день рождения – бежит за подарком тот, кто может. Но – бежит обязательно. Это же день рождения…

Стресс: это не только плохо, но и хорошо. Определенный уровень стресса – лекарство от закостенелости, скуки и выгорания.

Десять раз проигрывать и только один раз получить возможность хотя бы рассказать о своем продукте – и все равно искать пути идти дальше. Искать варианты, даже самые неизведанные, чтобы с минимальными затратами получить максимальные возможности. И – победа. Да, она обязательно приходит, куда же без нее.

Креативность: она у команды стартапа несомненно выше. Это происходит не только потому, что в стартап собираются антрепренеры и авантюристы в хорошем смысле слова.

Необходимость играть до последнего в условиях, когда менеджеры корпорации давно бы уже ушли на перерыв и «обмахивались полотенцами», приводит к идеям и задачам, которые в нормальных условиях бы не родились.

Читайте также
Сергей Леонов, CEO и CPO Альянса Региональных Ритейлеров – о том, как использовать ИИ для автоматизированного управления товарами, и как передовые технологии позволяют ретейлерам оптимизировать цепочки поставок, совершенствовать взаимодействие с покупателями и контрагентами и оптимизировать бизнес-процессы.

Все эти черты, конечно, присущи не каждому стартапу. Многие из них так и не превращаются в полноценные бизнесы. Но найти такую же творческую, сумасшедшую и привлекательную новыми вызовами атмосферу в крупных корпорациях – большая редкость. Тем, кому это удается, можно только позавидовать.

А тем, кому нет, остается завидовать бывшим коллегам, рискнувшим развивать новые идеи и продвигать новые продукты.

Опубликовано 30.05.2018