Сверхбюджетные ноутбуки: за и против
В чем плюсы для производителей
Всплеску продаж мобильной техники в этом году немало способствовало появление бюджетных ноутбуков под управлением Windows 8. Сперва к ним отнеслись с недоверием, заподозрив производителей в подвохе: шутка ли, добавив к стоимости операционной системы 3 тыс. рублей, можно получить в подарок неплохой ноутбук. Но давайте попробуем разобраться, во что все это может вылиться.
До сих пор сверхбюджетными считались хромбуки, но эти устройства, неразрывно связанные с Интернетом, пришлись по душе далеко не каждому. Другое дело – настоящая Windows, с привычными программами и рабочей средой. На первый взгляд, возможностей недорогих ноутбуков для нетребовательного юзера хватает: к примеру, Acer Aspire E11, имея 11,6-дюймовый экран разрешением 1366×768 точек, поставляется со скромным двухъядерником Intel Celeron, 2 Гбайт оперативки и накопителем на 32 Гбайт.
Объема дисковой памяти тут в обрез: достаточно разве что для ОС и нескольких приложений, но для медиаконтента придется использовать флешку или внешний HDD. Что, впрочем, не проблема. При острой нужде сможете приобрести конфигурацию подороже с более емким носителем, а также увеличить объем ОЗУ. Таким образом, в начальной конфигурации покупатель получает недорогой и относительно современный инструмент для работы, который со временем можно дооснастить, настроив на более широкий круг задач.
В чем плюсы для производителей
А вот тут выгода не столь очевидна. В первую очередь пострадала Intel, вынужденная поставлять свои процессоры практически в убыток. Хотя злые языки и утверждают, что на самом деле единственное, чего лишился чипмейкер, так это сверхприбылей, но зато поимел возможность увеличить рынок сбыта для не самых востребованных процессоров. Пострадала и Microsoft, отказавшись от обязательных лицензионных отчислений, выплачиваемых изготовителями ПК. Может создаться ощущение, что данный шаг продиктован чуть ли не альтруизмом и гранды индустрии наконец-то снизошли до нужд конечных потребителей, установив справедливую цену на свои продукты. Но на деле все не так. Цель одна – забрать у других игроков мобильного рынка долю, утраченную по недальновидности. Таким образом, производители получат выгоду и от того, что не надо платить лицензионные отчисления, и от возможности повысить количество продаваемых компьютеров, а в перспективе – и от продажи сопутствующих товаров, например аксессуаров.
Еще один важный посыл: если пользователя нелегко заставить раскошелится на приобретение свежей версии Windows, то почему бы не соблазнить покупкой ноутбука? Ведь это будет всего на три-четыре тысячи рублей дороже ОС, а значит, продажи «форточек» и портативных ПК только увеличатся...
Конкуренция – главный метод стимуляции рынка. Падение спроса на планшеты вынудило вендоров искать способы оздоровления мобильных устройств, что, соответственно, привело к созданию очередного сегмента. Пока что лидерство среди бюджетных решений удерживают хромбуки, а пространство между ними и массовыми ноутбуками практически не заполнено. По всей видимости, именно его и планируют осваивать Microsoft и Intel, так что потенциальный покупатель получит возможность выбора, а рынок выиграет от вливания свежей крови.
Однако демпинг никогда не был благотворным: маржа снижается, устройства начинают упрощать, жертвуя производительностью и оснащением, – в итоге прилавок наводняют безликие клоны от крупных игроков, способных сыграть на обороте. А сокращение вендоров неминуемо приведет к вырождению направления (нетбуки, где же вы?).
Помимо сравнительно слабых аппаратных характеристик, очевидно, в сверхбюджетном ноутбуке придется отказаться от одного из ключевых преимуществ «восьмерки» – сенсорного экрана (он просто не впишется в цену), а кроме того, сэкономить на прочности, надежности и долговечности (корпус из пластмассы, дешевая сборка и т. д.). Как следствие – пользователь будет вынужден избавляться от устройства чаще, чем ему хотелось бы, а кому это понравится?
Выводы
Индустрия явно предпринимает попытку вытянуть из покупателя побольше на фоне экономического кризиса, побуждая его приобретать ноутбук вместо апгрейда ОС и аппаратного обеспечения. При таком подходе рынок окажется наводнен безликими одноразовыми погремушками, которые станут расходным материалом. Что об этом думает сам пользователь, никого, как обычно, не интересует.
Опубликовано 04.12.2014