IFA ‘2014: толчея на перепутье
Internationale Funkausstellung Berlin долгое время позиционировалась как международная выставка бытовой электроники – здесь демонстрировали телевизоры, холодильники, видеомагнитофоны. Но со временем ее стенды оккупировали гаджеты (куда ж сегодня без них!): наряду с серийными моделями анонсировались прототипы будущих громких новинок. Но в этом году IFA вызывает недоумение: такое ощущение, что ведущие игроки не готовы изобретать новое, а маркетологи, утратив связь с реальностью, попросту толкут воду в ступе. Судите сами.
Большое внимание на выставке было уделено носимым компьютерам. Так, несмотря на то что сама концепция «умных» часов до конца не продумана, подобных устройств привезли в изобилии. Скажем, достоинствами ASUS ZenWatch разработчик называет неординарный дизайн, ремешок из натуральной кожи и… качественную сборку. «Всего» за 200 евро нам предлагают стать обладателем гаджета со встроенным цифровым компасом и гироскопом, плюс он может связываться со смартфоном и отображать полезную информацию на AMOLED-экране разрешением 320×320 точек. Пребывая в убеждении, что функции управления камерой и презентациями совершенно необходимы современному человеку, производитель однако ничего не сообщает о времени автономной работы часиков.
Или вот LG G Watch R – вторая версия, на разработку которой потрачено два года. Итогом столь титанических усилий стали круглый корпус, встроенные барометр, акселерометр и датчик сердцебиения вкупе с батареей, способной поддерживать их работу два дня.
Предмет гордости Samsung – Gear S Strap с кристаллами Swarovski. Alcatel решила покорить сердца гиков низкой ценой безымянных часов (около 100 евро) и собственной платформой (чем, интересно, не угодила Android Wear?). Motorola наконец-то выложила Moto 360 с возможностями фитнесс-трекера, которые, к сожалению, не могут прожить без подзарядки дольше дня. Уж и не знаю, зачем городскому жителю компас и дистанционная кнопка для фотокамеры, но… деньги ведь тратят и не на такое. На этом фоне гораздо привлекательнее выглядит MOTA SmartRING – кольцо, которое отображает новые сообщения (в том числе в соцсетях), звонки и другие уведомления в виде пиктограмм и цифр.
Вполне возможно, найдут своего покупателя и фитнесс-трекеры с гибким экраном наподобие Sony SmartBand Talk, поскольку совмещают в себе и средство связи, и возможность мониторинга состояния организма. Правда, насколько мне известно, любители активного образа жизни предпочитают для последнего специализированные устройства.
С планшетами и смартфонами ситуация иная: мысли свежие есть, но убедить потребителей в практичности решений еще предстоит. Возьмем Samsung Galaxy Note 4: помимо увеличенного разрешения, ничем поразить не может, к тому же, как выяснилось, не столь шустр для своего класса. Куда интересней Samsung Galaxy Note Edge: его экран изогнут на боковую панель – на нее предполагается выводить служебную информацию и уведомления. Одна проблема: показывает она вверх ногами, то есть, чтобы что-то увидеть, смартфон должен лежать дисплеем вниз. Толку от этого решения немного, ведь, чтобы взглянуть на сообщение, все равно придется доставать гаджет из кармана. Но разработчики и тут вывернулись, дополнив модель датчиком УФ-излучения: якобы будет определять, не слишком ли долго вы пребываете на солнце.
А в Sony решили вообще не напрягаться: взяли за основу Xperia Z2, добавили кое-какие программные новинки (типа возможности стримить игры с PlayStation 4) и выпустили на рынок под названиями Xperia Z3 и Xperia Z3 Compact. Справедливости ради выделю Xperia Z3 Tablet Compact: уникальное сочетание производительности, габаритов и функций, для молодежной аудитории в самый раз.
Два слова об AlpenTab Vienna Woods: облачен в корпус из дерева и предлагается за нескромные 800 евро. Среди смартфонов упомяну еще Huawei Ascend Mate 7 – получил дактилоскопический сканер и металлический корпус.
Наконец-то показали очки Samsung Gear VR, разработанные в сотрудничестве с Oculus. Но и здесь свои нюансы: мало того что устройство совместимо только с Galaxy Note 4, так еще и софт для него будет исключительно платным (милости просим в интернет-магазин Oculus). Понятно, что таким образом народ склоняют к приобретению эксклюзивной новинки, но в том, что это лучшее решение для зарождающегося рынка устройств виртуальной реальности и им заинтересуются многие, я лично сомневаюсь. Особенно учитывая тенденцию отказа потребителей и производителей от 3D: задолго до IFA ‘2014 стало ясно, что идея трехмерных мониторов (а также соответствующего контента и очков) оказалась невостребованной.
В остальном упор делался на внешне симпатичные, но на деле, опять же, малопрактичные экспонаты вроде прицепных объективов для смартфонов и планшетов (наподобие Sony QX1 или накладки с линзами OlloClip для iPhone и Samsung Galaxy S5), роботов-пылесосов, управляемых через Интернет, и телевизоров с изогнутым экраном.
Возможно, кого-то осчастливит радиоматрешка от компании Mother, которая сообщает о приближении ребенка светозвуковым сигналом, но не автора этих строк (к слову, дважды отца).
Выводы
Скромные цифры продаж и недавнее падение доходов Samsung и Sony, законодателей мод в царстве мобильных гаджетов, показали, что бум интереса к этим девайсам миновал, а предложить что-то новое вендоры не в состоянии. Попытка сместить вектор внимания в сторону носимых компьютеров наблюдается, но, по всему видно, преждевременна: ни пользователи, ни производители к этому не готовы. Первые не видят смысла переплачивать по сути за инфопанель, а вторые не могут сформировать концепт по-настоящему востребованного устройства. Спешат и телевизоры: ни изогнутые экраны, ни 4К-разрешение пока не захватывают дух. Нынешняя IFA, как и весь ИТ-рынок, находится на перепутье: верный курс еще не угадан, а узенькие протоптанные тропинки вряд ли способны дать представление о дальнейшем развитии технологий.
Опубликовано 12.09.2014