Выбираем объектив для зеркалки

Логотип компании
Выбираем объектив для зеркалки
Хорошая оптика имеет даже большее значение, чем фотокамера. Что же нужно знать, чтобы не ошибиться при ее выборе?

Оригинальный или стороннего разработчика?

Универсальный или специальный?

С фиксированным или переменным фокусным расстоянием?

Телевик или ультразум?

Дешевый или дорогой?


Опытные фотографы знают, что хорошая оптика имеет даже большее значение, чем фотокамера. Кроме того, через два-три года интенсивной эксплуатации зеркалку обычно меняют, в то время как набор объективов сопровождает фотографа гораздо дольше, при условии их правильного выбора. Что же нужно знать, чтобы не ошибиться в этом непростом деле?

Оригинальный или стороннего разработчика?

Производством объективов для зеркальных камер занимаются как разработчики фотокамер, так и сторонние производители: Sigma, Tokina, Tamron и другие. Среди преимуществ оптики от сторонних производителей чаще всего называют цену. Разница по сравнению с оригинальными бывает весьма существенной. Другой плюс – широкий ассортимент. Компании, специализирующиеся исключительно на оптике, иногда предлагают необычные объективы, которые у производителей фотокамер попросту отсутствуют.

Противники использования сторонней оптики говорят о непостоянстве качества и меньшей эффективности стабилизаторов. Впрочем, это вопрос спорный. Прежде всего, важно тщательно проверять оптику на совместимость с конкретной моделью фотокамеры. Например, если в ней отсутствует «отвертка» (мотор для автофокуса), а в объективе своего мотора нет, автофокус работать не будет. И хотя та же Sigma или Tamron обещают полную совместимость, лучше проверить самостоятельно или уточнить информацию по конкретному объективу на специализированных форумах. Ведь известны случаи, когда в некоторых зеркалках Canon со сторонними объективами нестабильно работал автофокус.

Универсальный или специальный?

В зависимости от характеристик выделяют универсальные и специальные объективы, заточенные под конкретные задачи. Определяющим фактором в данном случае является фокусное расстояние (см. врезку). Так, объективы с небольшим фокусным расстоянием (от 13 до 28 мм) оптимальны для съемки пейзажей и архитектурных объектов. Это светосильные широкоугольники Canon EF 24mm f/1.4L USM, Fujifilm XF 18mm f/2.0 или недорогие модели с переменным фокусом Tokina AT-X 16-28mm f/2.8 Pro FX, Nikon AF Zoom-Nikkor 18-35mm f/3.5-4.5D IF-ED и прочие. Объективы-портретники обладают фокусным расстоянием 58–110 мм. Они передают максимально естественное изображение человеческого лица, не искажая пропорций. Например, Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.8G, Pentax SMC DA 70mm f/2.4 или зум-объектив Sigma AF 17-70mm F2.8-4.0 DC Macro OS HSM. Ну а для съемки на длинных дистанциях потребуются объективы с фокусным расстоянием от 135 мм – так называемые телевики.

Какая же оптика подойдет на роль универсального варианта на все случаи жизни? Чаще всего это зум-объективы с широким диапазоном фокусных расстояний. Например, 18–200 мм, 28–135 мм и так далее. С их помощью можно снимать портреты, пейзажи или миниатюрные объекты. Можно использовать и стандартный китовый объектив, которым комплектуются зеркалки. У такого объектива меньший диапазон фокусных расстояний (18–55, 28–70, 16–45 мм и т. д.), но для любительской съемки вполне подойдет. Привлекает и цена: самый простой китовый объектив Canon EF-S 18–55mm f/3.5–5.6 IS, которым комплектуются зеркалки производителя, можно купить примерно за 3500 рублей. Но, как любая универсальная вещь, такие объективы имеют недостатки. Во-первых, для оптики с большим диапазоном фокусных расстояний характерна невысокая светосила, особенно если модель из недорогих. Это усложняет съемку в условиях недостаточного освещения.

Выбираем объектив для зеркалки. Рис. 1

С фиксированным или переменным фокусным расстоянием?

По конструкции объективы для зеркальных камер можно разделить на модели с фиксированным (фиксы, от англ. – Fix) и переменным фокусным расстоянием (зумы, от англ. – Zoom). Среди преимуществ фиксов – повышенная по сравнению с зум-объективами светосила. Если в китовых объективах значение диафрагмы часто стартует с 3,5, то в моделях с фиксированным фокусом можно снимать с диафрагмой 1,8 и даже 1,2 при схожих фокусных расстояниях. Например, недорогой «полтинник» Canon EF 50mm f/1.8 II позволяет использовать диафрагму 1,8. В результате получаются снимки с эффектным размытием заднего плана. Для сравнения: зум-объективы начального уровня, например Canon EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS, работают с диафрагмой от 3,5, поэтому не позволяют добиться данного эффекта.

Зато для ежедневной любительской съемки фикс не лучшее решение. Эти объективы снимают с бескомпромиссным качеством, но наименее универсальны. Из-за отсутствия зумирования, для приближения картинки придется физически приблизить камеру к объекту. На этот случай понадобится универсальный зум-объектив. Тем, кто хочет попробовать объективы с фиксированным фокусом, стоит начать с 50 мм. Это самый доступный способ оценить преимущества подобной оптики, в частности, светосилу и съемку с малой глубиной резкости. Цена «полтинников» начального уровня составляет 3000–4000 рублей. Это Canon EF 50mm f/1.8 II, Nikon AF Nikkor 50mm f/1.8D, Sony SAL-50F18 SAM DT 50mm F1.8 и другие модели.

Телевик или ультразум?

Для съемки удаленных объектов применяются телеобъективы с фокусным расстоянием более 135 мм. С их помощью можно снимать спортивные соревнования или диких животных в природных условиях. Выбирая конкретную модель и фокусное расстояние, нужно подумать, что именно вы планируете снимать. В частности, модели с расстоянием 200–400 мм хороши для съемки репортажей с различных мероприятий. Подойдет Canon EF 70–300mm f/4-5.6 IS USM, Nikon Nikkor 18–300mm f/3.5-5.6 ED VR и другие.

Так называемые ультразумы нужны для иных задач. Они тоже обладают широким диапазоном фокусных расстояний, например, 18–250, 28–300 и так далее, но определяющим фактором является кратность зума – от 10 и выше. Скажем, у объектива Nikon Nikkor 18–300mm f/3.5-5.6 ED VR с фокусным расстоянием 18–300 мм зум составляет 16 крат (большее число делится на меньшее). Ультразум – выбор тех, кому нужна универсальность. Например, снимать одним и тем же объективом как пейзажи, так и портреты и объекты на длинных дистанциях. Именно поэтому ультразум – удачный выбор для путешествий. В то же время телевик – это необязательно зум-объектив. Можно приобрести качественный фикс, например, Nikon AF-S VR Nikkor 400mm f/2.8G IF ED или Canon EF 400mm f/4 DO IS USM.

Дешевый или дорогой?

Хорошая оптика нередко стоит дороже камеры. Оправданы ли такие расходы и чем отличается дорогой объектив от дешевого? Среди очевидных различий – используемые материалы корпуса, наличие стабилизатора, светосила, качество линз и их просветление. Под просветлением подразумевается нанесение на поверхность оптики специальной пленки, которая снижает коэффициент отражения, пропуская через объектив больше света. Дешевая оптика может быть лишена просветляющей пленки или же покрытие будет однослойным, что негативно сказывается на светосиле.

Корпуса недорогих объективов чаще всего выполнены из пластика, поэтому сборку следует тщательно проверять на предмет люфта деталей, а элементы управления зумом и фокусировкой – на плавность хода. Нередко при использовании дешевой оптики на снимках появляются искажения: хроматические аберрации (цветных контуры вокруг контрастного объекта), виньетирование (затемнение по краям кадра) и дисторсия (геометрическое искажение). Бороться с ними приходится с помощью графических редакторов. Например, Photoshop позволяет анализировать, каким объективом был снят кадр и на каком фокусном расстоянии, чтобы внести коррективы согласно изначально заложенным алгоритмам.

На стоимость объектива также влияет тип мотора, отвечающего за автофокусировку: ультразвуковые и так называемые отвертки. Ультразвуковые моторы встраивают непосредственно в объектив. Их преимущество – тихая и быстрая работа. «Отверточная» система предполагает, что автофокусировкой управляет привод, находящийся в камере. Скорость фокусировки в данном случае ниже. Дешевые объективы часто лишены системы стабилизации изображения, которая пригодится при съемке с рук. Речь идет об оптической стабилизации, которая достигается путем сдвига линз в нужном направлении, если рука фотографа дрогнет. Оптическая стабилизация может сильно повлиять на цену объектива, но если вы часто снимаете с рук и не всегда при идеальном освещении, экономить на этой полезной функции не стоит.


Врезка. Кроп-фактор и классы объективов

На всех объективах фокусное расстояние указывается в перерасчете на 35-мм пленку. Размер матриц камер различается, соотношение размера кадра к размеру пленочного называется кроп-фактором. Например, если матрица в полтора раза меньше пленочного, кроп-фактор будет равен 1,5, и т. д.

Выбираем объектив для зеркалки. Рис. 2

Это необходимо знать для того, чтобы можно было вычислить эквивалентное фокусное расстояние (ЭФР). Если у вашего фотоаппарата матрица с кроп-фактором 1,5, а объектив имеет фокусное расстояние 50 мм, то ЭФР такой оптики будет равен 75 мм (см. таблицу).

Кроп-фактор/ЭФР, мм

1,3х

1,5х

1,6х

35

45,5

52,5

56

50

65

75

80

105

136,5

157,5

168

200

260

300

320

400

520

600

640

Объективы можно условно разделить по классам: штатники, телевики, ультразумы, фиксы, макрообъективы. Штатник – это универсальный объектив, который используется чаще всего. Типичное ЭФР у него – 24–70 мм. Для съемки с большим приближением предназначены телевики. Для них характерно ЭФР 140–600 мм и больше. Для съемки портретов предпочтительны объективы с фокусным расстоянием от 75 мм, чтобы избежать искажений, возникающих на широком угле. Для пейзажей разумно использовать широкоугольные модели («ширики») с ЭФР 15–25мм, чтобы охватить как можно больше деталей. «Ширики» важны и при съемке зданий в городе, когда отойти назад просто некуда. В крайнем случае можно использовать объективы типа «рыбий глаз» (fisheye), ЭФР которых начинается от 14 мм, а угол охвата достигает 180 градусов.

Читайте также
Кибервойна против России — это не сюжет блокбастера, а суровая реальность, где каждый сбой в защите данных может стать ударом по национальной безопасности. Александр Хинштейн уверен: в мире, где персональные данные превратились в «новое золото», важна не только защита, но и готовность бить по рукам тех, кто подбирается к этому богатству. Какой должна быть новая система обороны в цифре, кого можно допустить к хранению наших данных и почему бизнесу придется ответить рублем за утечки, рассказывает председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по информационной политике, информационным технологиям и связи.

Опубликовано 09.01.2013

Похожие статьи